ЗФШ 1-4

Глава 4. Лжемессии и лжепророки.


Буквально несколько слов об уникальном явлении общественной жизни Иудеи тех лет. То тут, то там, как грибы после дождя в августовском лесу, стали являться в свет новоиспеченные цари Иудейские и пророки. А царя в Израиле часто именовали «машиахом», т.е. «помазанником», так как перед получением царской короны кандидат проходил специальный «обряд помазания». Потому царь – это всегда машиах или мессия, и наоборот, мессия – это царь. Но к описываемому времени, представления о машиахе в Иудее несколько изменились. Это был уже не просто ожидаемый царь, но и спаситель всех иудеев от иноземного ига.

Потому стоило только кому-либо объявить себя новым царем, тут же к нему стекались массы народа, в надежде обрести свободу от обрыдлого римского присутствия. А если есть ожидания и чаяния, всегда найдутся те, кто постарается их удовлетворить.

Иосиф Флавий называет подобных персонажей обманщиками: «Тем временем разные проходимцы и обманщики старались побудить народ последовать за ними в пустыню, где обещали явить всякие чудеса и необыкновенные вещи, которые будто бы должны были случиться по желанию Предвечного. Многие поверили этому и жестоко поплатились за свое безумие, потому что Феликс (префект Иудеи)  возвращал их обратно и наказывал» (И.Др. Кн. 20.8.6).

О «царе» Симоне и «царе» Афронге я уже сказал несколько слов.

Как раз тогда, когда Архелай покинул Рим, так и не получив царской короны,  в Риме объявился «настоящий» царь Иудеи.

Некий молодой иудей уродился с внешностью на удивление совпадающей с внешностью сына царя Ирода и царицы Мариамны (Мириам) из рода Хасмонеев Александра, в возрасте 29 лет повешенного по приказу своего отца в 7 году до н.э. Сходство замечали все, кто когда-либо видел настоящего Александра. Соблазн велик. Нашелся подстрекатель, который предложил этому иудею объявить себя чудесным образом спасшимся Александром. Лже-Александр с группой поддержки совершил небольшое турне по близлежащим странам, во время которого проживающие в них сердобольные евреи поддерживали его материально. И везде его воспринимали, как царя и относились как к царю. Не потому, конечно, что он сын ненавистного Ирода, а сын хасмонейки Мариамны.  Как впоследствии уверял лже-Александр: «Мы за время путешествия из Крита в Рим получили больше денег, чем принц Александр за всю его жизнь».

В конце концов, он, в надежде получить царство Ирода, уже с внушительной свитой на шикарной колеснице и в одеяниях, подобающих настоящему царю, прибыл в Рим и предстал перед императором. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август хорошо знал настоящего Александра (1). Посоветовавшись с коллегами, Цезарь поприжал немного самозванца, пообещав ему помилование, если тот во всем сознается. В результате главный подстрекатель лишился жизни, а Лже-Александр угодил рабом на галеры (2).

Другой известный самозванный машиах некий Менахем, якобы сын Иуды Галилейского. Но тут Иосиф Флавий, как полагают современные исследователи, что-то напутал. Возможно Менахем и сын Иуды, но какого-то другого (3). Он во главе отряда сикариев в 66 году захватил крепость Масаду, перебив весь римский гарнизон. Возгордившись легкой победой, Менахем объявил себя царем-машиахом и пошел на Иерусалим. На его беду в Иерусалиме на тот момент и своих претендентов на власть предостаточно было.

В Иерусалиме Менахем, как подобает царю, возглавил осаду дворца Ирода. Взяв дворец Менахем, или кто-то из его людей, в запарке убили бывшего первосвященника Хананию бен Надвая и его брата Хизкию, спрятавшихся в водопроводных трубах дворца Ирода. Тем самым подписав себе приговор.

Менахем, облачившись в царские одежды, в сопровождении подобающей его новому статусу свиты, горделиво расхаживал в Храме, когда Элазар сын первосвященника Ханании со товарищи напал на нежданно объявившегося самозванца. Менахем пытался бежать, но был схвачен и замучен до смерти вместе со своим адъютантом.

О том что случилось с неким Февдой во времена наместничества Куспия Фада (44-46 гг) есть рассказ даже  в Деяниях апостолов.

«…Незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли» (Деян. 5:36).
 
Этот Февда уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить всех, по-видимому в светлое будущее. У реки  их встретил Фад с отрядом конницы. С тех самых пор о Февде больше никто никогда не слышал.
 
Во времена Марка Антония Феликса был как-то в Иерусалиме арестован апостол Павел тысяченачальником по имени Клавдий Лисий. Услышав, что Павел говорит по-гречески, он спросил: «Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» (Деян.21:38)

О чем тут речь? Слово Иосифу Флавию: «Около того же времени в Иерусалим явился некий египтянин, выдававший себя за пророка; он уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Елеонской горе, отстоящей от города на расстоянии пяти стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его словам они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, он приказал войскам вооружиться; затем во главе большого конного и пешего отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев египтянина. При этом он умертвил четыреста человек, а двести захватил живьем. Между тем египтянину удалось бежать из битвы и исчезнуть» (И.Др. Кн.20.8.6)

******


(1) Пётр Коме;стор (Petrus Comestor – Пётр Пожиратель) – французский католический богослов и церковный историк XII века в своем главном труде Historia scholastica сообщает, что Август и настоящий Александр были любовниками.

(2) Существует и иная версия. Тот же Петр Коместор написал, что «когда [самозванец] признался, что притворялся ради выгоды, Цезарь рассмеялся и приказал убить того, кто ему это посоветовал, а лже-Александра, обладавшего подходящим телосложением, включил в число гребцов. Этого Александра поэт назвал прекрасным собою Алексисом, который был хозяину люб (Вергилий, эклога II)».
А Вергилий был дружен с Августом и, возможно, посвящен в его сердечные тайны. И вот автор блога «Сокровенная культурология» с живого журнала https://sacredcultural.livejournal.com/28227.html  делает предположение, на основании того, что Вергилий не стал бы увековечивать в своем творчестве каких-то самозванцев, что этот лже-Александр на самом деле был настоящим, спасшимся от казни царевичем.
А может просто Август решил вспомнить свое романтическое увлечение, пусть не с настоящим царевичем, но очень похожим на него человеком.

(3) В Деяниях апостолов говорится: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» (Деян. 5:36-37). Напомню, дело было при Куспидии Фаде. В свидетельстве Деяний есть одно смущающее обстоятельство – перепись. Известная перепись была в 6 году при Копонии. Тогда, по Иосифу Флавию, развлекался также некий Иуда из Галилеи. Фад стал префектом после смерти царя Агриппы. Вполне вероятно, что восстановление в Иудее прямого римского правления потребовало проведения новой переписи для более точного налогообложения. Обыкновенно считают, что в данном случае ошибся автор Деяний, но, если считать, что Менахем был сыном Иуды Галилейского, не прав Иосиф Флавий.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/19/479


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.