Самый ранний гриб

Объявил как-то дятел конкурс на самый ранний гриб. Победителю – почёт и уважение весь год. Собрались погожим утром звери и птицы на опушке. Грибы за ночь разные высыпали. Каждый гриб норовит себя с лучшей стороны показать. Ядовитые грибы сюда не пустили. Белки сказали, что в конкурсе должны только съедобные грибы принять участие.
Один гриб с зелёной шляпкой на белой ножке из-под ёлки проскрежетал:
– Я самый ранний и даже самый вкусный!
– Как тебя звать? – пропищала землеройка.
– Сыроежка зелёная, – отвечает гриб.
– А воротничок белый у тебя на ножке, откуда? – спросила старая белка. – Уж не бледная ли ты поганка!?
Гриб поскорее молча под большую ель спрятался, сухими иголками укрылся.
– Я самый ранний! – сказал боровик. – Как только рожь заколосится, я тут как тут!
– Ты самый вкусный и красивый, – почти хором сказали звери, – но не самый ранний!
– Самый ранний гриб – это я! – сказал подберёзовик. – Я в конце мая вылезаю.
– Нет, мы самые ранние! – затараторили жёлтые лисички, рассыпанные в траве, как монетки.
– Нет, мы! – запищали луговые летние опята.
– А вот, и неправда! Мы первыми выросли! – сказали разноцветные сыроежки.
Шум в лесу поднялся. Каждый гриб доказывает, что он самый ранний. Только чернушки да опята осенние в сторонку отошли и проворчали:
– Вот когда будет конкурс на самый поздний гриб, тогда и придём.
– Тише! Нечего спорить! Итоги подведём в следующем году. Сам лес облетать буду – первые грибы искать, – сказал дятел.
Прошло лето, осень, зима. Наступила весна. Снег сошёл, и на косогорах зацвела золотистая мать-и-мачеха, на опушке вспыхнули синие, фиолетовые и розовые искорки цветков медуницы, закружили над землёй мохнатые шмели. Дятел, пролетая над просекой, глазам своим не поверил: в апреле вырос гриб! Странный такой гриб, с коричневой сморщенной шляпкой. Созвал дятел зверей и птиц. Мышка подошла к грибу и понюхала его.
– Талой водой пахнет и сыростью, листвой прелой, – сообщила мышь и собралась гриб надкусить.
– Не ешь меня! – вдруг произнёс сморщенный грибок.
– Да он же ядовитый! – тут все закричали. – Никакой он не победитель!
– А вот, и победитель! – сказал первый весенний гриб. – Я не ядовитый гриб, а условно съедобный.
– Невелика разница! – сказал дятел, пожимая крыльями.
– Разница есть, – отвечает гриб. – Меня сырым есть нельзя – отравиться можно, а вот если отварить полчаса, воду слить два раза, посолить и пожарить – пальчики оближешь!
– Где же мы тебя варить будем? – растерялся дятел. – Но делать нечего – ты победил. Ты – самый ранний гриб! Как звать-то тебя?
– Сморчок я. А ещё есть у меня братец – строчок. Похож он на меня, но только ядовитый по-настоящему. Мы с ним грибной сезон открываем.
Захлопали тогда все птицы и звери в ладоши и в крылья, славя победителя. А вы, ребята, такие грибы в весеннем лесу видели? Только, если увидите, никогда не пытайтесь попробовать их на зуб, как мышь! Помните, что сморчок говорил? И без взрослых грибы никогда не собирайте!


Рецензии