Новый год в мозамбикском проливе

               
     В октябре НИС «Владимир Воробьев», это бывший СТР  (средний траулер рефрижератор) немецкой постройки, типа «Океан», вышел из порта Керчь в район Мадагаскара. Это научно-исследовательское судно ЮгНИРО, должно было производить очередное программное исследование этого района Индийского океана. Надо было взять пробы воды, грунта, планктона, водорослей, чтобы определить запасы креветок, лангустов и пр. в этом районе океана.   Команда 32 человека, из них 8 научных сотрудников. В начале  рейса Черное море показало, какое оно бывает осенью, а осенью оно редко бывает спокойное. Покачало судно на волне прилично.  Дальше уже спокойно прошли Босфор, Мраморное море, Дарданеллы, Эгейское море и вышли в Средиземное море. Погода была благо-приятная,  только свежий ветерок и небольшие волны. Благополучно дошли до Порт-Саида. Многие из команды были в этом порту впервые. Пока получали продукты, снабжение, оформляли документы на проход   через Суэцкий канал, Фирма, агентирующая судно,  организовала экскурсии для  свободных от вахт и работ моряков. Посмотрели моряки Александрию, съездили к  Пирамидам, да и, вообще, много интересного увидели. Порт-Саид местные арабы в разговорах с русскими моряками часто сравнивают со Сталинградом. В том смысле, что многие военные провокации со стороны Израиля происходили в этом городе. В этом городе получили часть продуктов на предстоящий рейс. Обратили моряки внимание, что в городе в продаже много хлебных лепешек. Выглядят они привлекательно и очень  дешевые. Пока стояли в порту, хлеб на судне не пекли, покупали в городе. Предложил  повар капитану взять хлеб на рейс в порту,  но капитан категорически запретил  покупать эти лепешки  на коллективное питание:
    - Вы посмотрите,  местные торговцы-арабы таскают их на непокрытой голове, по пыльным улицам, еще какую заразу от них подцепишь, и  это в начале рейса. А нам еще несколько месяцев работать вдали от привычной цивилизации. Потом лечиться замучаетесь.
      Подошла очередь на проход Суэцкого канала. На катере на борт судна прибыл лоцман. Суэцкий   канал – это судоходный канал без шлюзов,   на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря, и, конечно,  Суэцкий канал – кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов.
      Проход любого канала или пролива, так называемых узкостей, естественно отличается от обычного перехода по морю. Это и напряжение экипажа, и более строгие правила навигации, и повышенное наблюдение за обстановкой, механизмами. Среди иностранных моряков проход Суэца даже считается высшим пилотажем. Просто они на российских реках не бывали. Проход канала занимает обычно около 10-17 часов в зависимости от количества судов, готовых к проводке. Для прохода по каналу суда группируют в караваны. Как правило, в одном караване идёт 15-20 крупных судов.  Проводят судно опытные лоцманы, которые меняются каждые 4-5 часов. На «Владимир Воробьев» прибыл лоцман лет 60-и. В качестве благодарности за свою работу, лоцманы всегда выпрашивают сигареты, спиртное, а то и доллары. Перед тем, как караван будет сформирован, суда накапливаются на якорной стоянке на рейде Порт Саида. За время стоянки для оформления разрешения на проход канала, на борт по очереди приезжают разные инспекторы, агент и доктор. Агент это представитель компании-судовладельца или оператора, он забирает с судна пакет документов и отвозит их в офис властям, оформляя проход конкретного судна, он же подписывает там все счета от имени судна.  Инспекторы приезжают и проверяют все те же документы, что агент отвозит властям. Почему? Агент -  это представитель порта, он все документы уже предъявил всем портовым службам. Ответ простой - просто чиновники хотят сорвать с капитана мзду.  Доктор оформляет на судно “Свободную Практику” - справку, которая разрешает судну движение по водам Египта, если члены экипажа здоровы. При этом людей никто не проверяет, а справка выдаётся на основании медицинской декларации, поданной капитаном. В этой декларации перечислены даты окончания медкомиссий экипажа, их вакцинаций, а также заявление капитана, что больных на судне нет, а лекарства, содержащие наркотические средства, находятся в капитанском сейфе. И доктор, и инспекторы всегда  выпрашивают сигареты и доллары. Приходится капитану выполнять их просьбы, в противном случае они всегда найдут повод к чему-нибудь придраться, а с капитана потом спросят его работодатели, и естественно, все предъявленные к нему штрафные санкции из его заработка  спишут.
      В час ночи служба портового контроля начинает сообщать по рации судам  номера их очерёдности входа в канал и время, в которое на борт прибудет лоцман. Кроме лоцмана на судно поднимается суэцкий электрик и швартовная команда из 2-3 человек с лодкой. Электрик, контролирует прожектор на баке, установленный специально на время транзита, а швартовщики обычно ничего не делают, они необходимы «на всякий пожарный». В случае необходимости они на своей лодке заведут швартовы на берег. По окончании транзита они тоже всегда выпрашивают сигареты, напитки, мыло и прочие мелочи. Ну не могут арабы без этого. Проход канала начался вечером, суда следуют на расстоянии 1,5-2 мили друг за другом. С юга же идёт встречный караван.  Когда шли  каналом, то всегда было ощущение напряжения, так как и канал не особо широкий, и берега вокруг в большинстве  унылые.  С восточной стороны пески Синайской пустыни, и только с западной – более зелёный и обжитой берег. Очень часто можно наблюдать какие-то полуразрушенные строения.  Много на берегах мусора, что даже российские свалки по сравнению с ними меркнут. На берегах регулярно попадаются военные части, патрули. Через определённые промежутки расставлены будки часовых, рядом с которыми бродят одинокие солдаты. Попадались мосты через канал, но  лишь один нормальный автодорожный, был еще один железнодорожный мост, остальные все понтонные. Встречались и паромные переправы. Но, в общем, вид этого канала не особо привлекательный. Дошли до соленого озера Биттер, там встали на якорь, и пропустили идущий с юга караван судов. Днем уже вышли в Красное море. Дошли до Йеменского острова Зукар. Там встали на якорь, и наши научные работники начали свою работу. Брали пробы воды, грунта, планктона, водорослей. С аквалангами погружались в воду, собирали кораллы и различные водные растения. Поднимали очень интересные  разноцветные кораллы: красные, черные, белые. И все кораллы были живые, шевелили своими веточками-щупальцами. Одним словом ученые производили свою  работу. Затем проследовали дальше на юг. После прохода еще одного пролива (Баб-эль-Мандебского), зашли в порт Аден. Опять получили свежие продукты, в основном фрукты и овощи, и продолжили движение на юг. Прошли Аденский залив и ошвартовались в Кенийском порту Момбаса.  Там получили еще продукты, топливо. Кенийские коллеги организовали для моряков экскурсию по городу, свозили на Калимантан. Побродили моряки по городу, посмотрели на товары в местных магазинах. Много увидели интересного и неожиданного для русских моряков. После небольшого отдыха продолжили рейс к Мадагаскару.
      Через несколько суток подошли к Мозамбикскому проливу и началась у судна основная работа. Ученые постоянно брали на анализы разные пробы воды, грунта, водорослей, планктона, рыбы. Изучали течения и прочее. Все это делалось, чтобы определить запасы лангустов и креветок, да и рыбные запасы в этом районе океана.
      Конец декабря, скоро Новый Год. Начали моряки к нему готовиться. Женщины, это судовые работницы и лаборантки из научной части, покрасили зеленкой бумагу, вырезали из этой бумаги елочную хвою и из белой бумаги снежинки. Ребята- матросы все это нанизали на  проволоку, и получилась очень красивая елочка. Украсили ее игрушками, повесили на елочкины веточки конфеты, и даже баночки с пивом. Ну, это приз для тех,  кто выиграет новогоднюю викторину.   
      В 22:00 по московскому времени собирается экипаж в кают- кампании. Все в праздничной одежде, мужчины при галстуках, женскую часть экипажа не узнать. Откуда только такие наряды взялись, а макияж, прически - это вообще улет. Расселись. Капитан произносит первый тост:
   - Дорогие товарищи, члены экипажа «Владимир Воробьев»! Поздравляю вас с наступающим Новым Годом. - Немного рассказал о предстоящем рейсе, о выполнении плана, о трудностях. Выпили «Шампанского», капитан сел.
     Поднимается начальник экспедиции. Поздравил экипаж от имени научных работников, рассказал о предстоящей работе, о том, что уже сделано и какие предварительные итоги можно подвести. Пожелал всему экипажу здоровья и успехов в личной жизни. 
     Следующий тост произносит старший механик. Он вкратце рассказал, что было сделано в машинном отделении во время стоянки в портах, что предстоит еще сделать, поздравил экипаж и сел. Поднимается шеф-повар Хавлюк Иван Иванович. Лицо красное, вероятно, успел на камбузе немножко приусугубить винца. Поднял бокал с «Шампанским» и начал поздравлять экипаж. Видно, что волнуется и поэтому речь его была несколько своеобразной:
    - Дорогие е…ь - товарищи, разрешите – е…ь - поздравить вас с е…ь  наступающим – е…ь - Новым – е…ь - Годом и пожелать е…ь - вам счастья.
 Дальнейшая его речь было прервана хохотом. Поднимается капитан:
    - Спасибо, Иван Иванович, за поздравление. Видно, что от души поздравил, и родных наших не забыл, особенно матерей.
      Спрашивают потом моряки Ивана Ивановича:
    - Зачем вылез с поздравлением?
      Отвечает: - Вижу, что собрание, все выступают, и я тоже решил выступить.
      Одним словом, Новый Год встретили отлично. Праздник удался, экипаж повеселился «от души». Есть, что вспомнить.
      Вдруг, утром, ближе к обеду, погода начала портиться. Ветер достиг ураганной силы, волны вскоре начали достигать 8-9 метров. Мест для укрытия нет. Принято решение просто дрейфовать носом на волну. Задраили все двери,
иллюминаторы задраили еще и на дополнительные «броняшки». Судно на волне полностью уходит под воду. Как потом говорили моряки: «Чувствовали себя, как
на подводной лодке». Это все продолжалось около 9 суток. Питание экипажа нор-
мально не организовать, женщины все укачались и в каютах развесили иконы, которые взяли с собой в рейс, а в начале рейса их прятали.  Больше всего, кроме естественно капитана, переживал за судно и за его механизмы, старший механик. Не дай бог, остановится главный двигатель. Беда. Судно сразу встанет бортом к волне… и  все …конец. Заходит вечером стармех к рефмеханику:
    - Владимир Иванович, Пошли в машинное отделение, нужна срочно твоя помощь.
      Пошли, взяли с собой электромеханика. Спускаются в машинное отделение.
Видят: в трубе охлаждения главного двигателя огромный свищ и вода под напором хлещет в машинное отделение. Начали ремонт. На повреждение наложили несколько слоев брезента, каждый слой закрепили стальной проволокой. К слову сказать, с этим ремонтом судно проходили несколько месяцев до очередного ремонта.
      Закончили ремонт и стармех еще про одну опасность  для судна говорит:
    - Ребята, у нас топлива осталось только на двое суток. Если шторм не кончится, не знаю, что делать.
      Судно продолжает штормовать. Экипаж ходит по судну, кто зеленый, кто черный, многие с синяками. Стармех в очередной раз спускается в машинное отделение. А в это время судно на волне легло на борт, и он по инерции схватился за трубу охлаждения двигателя, а она горячая. Отдергивает руку, а на ней уже серьезный волдырь от ожога. Кроме надоедливой и опасной качки появилась еще одна беда - по судну начали распространяться газы из машинного отделения и в каютах уже тяжело дышать. В женской каюте лежат девушки на койках, укачались, а тут еще и дышать нечем. Повар-пекарь не выдержала и  решила проветрить каюту. Открыла иллюминатор. В это время судно легло как раз на этот борт, и огромная волна через этот открытый иллюминатор затопила не только женскую каюту, но и пока женщины этот иллюминатор задраивали, вода прошла по всей палубе, по всем каютам. Уровень воды в некоторых каютах достигал коек. Затопило, в том числе, и каюту старпома. Вода гуляет по жилой  палубе, надо срочно искать источник поступления этой воды. Играется общесудовая тревога. Может где-то пробоина в корпусе. Аварийная партия облазила все судно, источника поступления воды на палубу не нашли. На морских судах много разных специалистов, не буду их перечислять. Одни рядовые работники – это работники временные, заработал, что хотел и на берег, комсостав – это люди, которые постоянно хотят повысить свою квалификацию, а главное сделать карьеру. А есть такая должность на корабле  – боцман. Это человек, которого, конечно, назначает сначала капитан, а потом уже и вышестоящие начальники. Но, в основном, это люди очень опытные,  отлично знающие морское дело, и психологию своих  сотоварищей. И вот боцман, увидел, что пробоины в корпусе судна нет. Воды на жилой палубе много, значит она откуда – то пришла. Поразмыслил немного и сообразил. Заходит в каюту к женщинам:
     - Давайте признавайтесь, открывали иллюминаторы, чуть судно не затопили. А?
      Девушки знают, что боцман мужик серьезный, конечно же, докопается. Но он
мужик настоящий, вреда не сделает. И одна, со слезами, призналась:
    - Леонид Палыч, так такая вонь была в каюте, думали, задохнемся. Я и решила
открыть иллюминатор каюту немного проветрить. Ну, кто же мог подумать, что
столько воды на судне будет. Хорошо, что мы с подругами иллюминатор смогли
вовремя закрыть. Такая силища воды, мы все, как будто в море искупались.
Палыч, вы уж не выдавайте нас капитану. А?
   -  Ладно, все это останется между нами, но на Рождество Христово с вас магарыч.
      На судах, работающих в тропиках, по правилам (по колдоговору между работ-ником и конторой) для восполнения водосолевого баланса организма  выдавалось сухое вино. На столы ставили бутыли из расчета 200 грамм на человека, а сидящие за столом делили его по-своему. Девушки часто просто забирали вино с собой в каюту. Сейчас жарко, да вообще, пить неохота, а так может и пригодится.
     Закончилась проверка судна на водотечность. Слава Богу, все нормально. А тут, как  часто в тропиках,  внезапно шторм стих, на море мертвая зыбь, только волны еще гуляют, но уже успокаиваются. Ученые сразу же попытались приступить к своей работе. Но высокая волна мешала, большая килевая качка, при которой оголялись винты, грохот двигателя. Матросы, живущие в корме, прямо говорили:
   - Опасались, что корпус судна это не выдержит, развалится, или двигатель пойдет вразнос.
     Океан постепенно успокаивался, зыбь уменьшалась, но возникла другая
проблема для ученых. Около судна появилось множество акул. Все водное прост-ранство около судна, куда не посмотришь -  кругом акульи плавники. Молодые
ученые, чтобы как-то занять свое время, а может у них были другие намерения,
взяли и из бревен сделали крестовину, в ее средине укрепили новогоднюю «елку» и спустили на воду. Сразу же на это устройство накинулись акулы. Подплывут, зубами схватят, стараются оторвать, но не получается. Стоят моряки на палубе, смотрят, удивляются, некоторые находят аналогию в действиях акул с конкретными людьми, особенно достается разным чиновникам. Возможно, эти ребята правы. Но дальше - интереснее. Акулы пытались разорвать эту нехитрую конструкцию, но как-то не особо это у них получалось. И, вдруг, откуда не возьмись, появляется барракуда. Вот это зверь – так зверь. На большой скорости подлетает к этой крестовине с искусственной елкой, даже акулы от нее в сторону шарахнулись. Хватает зубами «елку», часть отрывает и, не поняв, что это было, отплывает. Но это хищница «та еще». Она не поняла, что пыталась схватить, но ее хищная натура  не может на этом успокоиться. Она отплыла от судна метров на 50 и опять с большой скоростью подлетает к этой крестовине с «елкой», в грациозном прыжке хватает ее зубами, крутит башкой, пытаясь что-то оторвать, но не получается. Смотрят на это моряки и потом между собой уже спокойно разговаривают, меньше возникает конфликтов. Насмотрелись на хищников и понятно стало, что человек это, конечно, должен быть ЧЕЛОВЕКОМ.
    Вот так молодежь и набирается в морях опыта.   
         


Рецензии
Писатель Лев Ефремов издал свою новую книги «Новый год в Мозамбикском проливе». Даря мне свою книгу он как-то стыдливо отвел глаза в сторону. Зная его довольно долго, я спросил у него, Лев Алексеевич что случилось: «Почему нет веселья и радости». Ты знаешь я капитан дальнего плаванья, в какие точки планеты мне доводилось водить свои корабли, и всегда доводил их до места назначения целенькими и вовремя. Ну и что тебя гнетет и портит тебе настроение?! Ошибка на 4 стр. В октябре Нис «Владимир Воробьев, это бывший средний траулер, рефрижератор немецкой постройки, типа научно-исследовательского судна Юг Ниро, должно было производить очередное програмное исследование в Индийском океане, а в книге опечатка, - район Мадагаскара. Это Индийский океан, а там напечатано в районе Атлантики. Ты же читал этот рассказ и, что там раньше было написано?! Вот как это могло получиться? Самое главное в этой книге то, что книга очень и очень захватывающая, познавательная, интересная. В жизни много мне пришлось повидать и где-то побывать как на крайнем севере во всех морях до Карского моря, так и в Атлантическом океане от Аргентины и до Монреаля в Канаде. Прошел через Панамский канал и ходил по Тихому океану. Кругом я храню доказательства того что у меня сохранились фотографии и пленки.
В жизни многое мне приходилось где побывать и повидать. Но это работа. Бывало и смерть висела на носу, но Господь милостив, пронесло. Но то что испытывали на себе моряки торгового флота от работников госбезопасности, это конечно кошмары. Без работы госбезопасности на границах нельзя, но так чтоб калечить постоянно психику моряков это конечно кошмары. Когда за тобой идет слежка как за шпионом, если ты купил своей жене, сестре, дочери лишние трусы или кожаную куртку или еще что-то. Когда идет сдача, просто продажа человека за сущий пустяк.
Чтоб повысить свой авторитет в лице власть имущего щипача, тех кто питается вырывая копейки из карманов моряков, тех людей которые зарабатывая их купаются в ледяной воде -30-35 градусов, горят, тонут, смотрят по 9-12 дней на шторм в 9-10 баллов, когда волны гуляют по палубе и моряки ощущают себя как на подводной лодке. И если бы они вывозили что-то из страны как миллионеры и миллиардеры, а то везут домой красиво сшитые тапочки, брюки, приемники. И вот сдесь сидит вампир который начинает выкручивать у тебя все то что заработано таким страшным трудом. Я всю свою жизнь работал с безграмотными людьми работающими в сельском хозяйстве со скотом в колхозе, но такого стукачества среди тех людей не видел, не замечал, чтоб один следил за другим воруя трехлитровую банку молока. Я просто поражен прочитанным как люди продают друг друга работая в торговом флоте. Как у них уживается продажа друг друга, где идет слежка друг за другом и, это делают грамотные люди. Но вместе с тем в случае аврального положения на корабле люди не щадя себя спасают друг друга. Как это может уживаться в одном и том же человеке, где-то безжалостно продать, сдать человека и, где то в случае если этот человек тонет его бросается спасать тот кто написал на него заявление в КГБ. Такое понять просто не в моготу. Да, книга очень и очень интересна во всех смыслах жизни. Как интересно и с особым теплом автор книги пишет о освоих коллегах, друзьях, с кем работал, учился, голодал, делился куском хлеба, это удивительно, трогательно и мило.
Автор книги внес в этот экземпляр повесть «От Нижнего Новгорода до Антарктиды», посвятив эту повесть ее судовым врачам торгового флота. Конечно было бы лучше издать ее отдельно от рассказов, но издание книги в 127 страниц стоит очень и очень, просто безсовестно, дорого, а потому он и издал повесть вместе с рассказами.
Да было государство которое заботилось хоть немного о писателях и, в первую очередь о тех кто учил жить и работать, быть честным и самое главное любить свое государство.
Очень жаль что это уже история, а на дворе лютый капитализм.

Анатолий Искаков -Дервиш Керчь   14.10.2020 16:00     Заявить о нарушении