Южноамериканская джазовая сцена. Творчество бразил

            Бразилия – музыкальная страна, имеющая в своём багаже много разнообразных коллективов и исполнителей в различных музыкальных жанрах. Прежде всего, стоит отметить деятельность коллективов «Os Mutantes», «O Terco», «Modulo 1000» и «Recordando O Vale Das Macas» и  представляющих рок-музыку. Однако, в этой южноамериканской стране было также развит и джаз, и одним из его ярких представителей был барабанщик Айтор Морейра и об одном из его коллективов, группе «Quarteto Novo» будет идти речь в этой статье.
            История коллектива начинается в 1966 году с момента его основания в городе Сан-Паулу, бас-гитаристом и гитаристом Тео Де Барросом, скрипачом и гитаристом Джеральдо До Монте и ударником Айтором Морейрой. Ребята решили также пригласить в новоиспечённый коллектив флейтиста Хермето Паскуаля и состав группы стал квартетом. В итоге ребята уединяются в студии «Odeon Records», и в 1967 году записывают и выпускают одноимённый альбом, полностью инструментальный и представляющий собой классический фьюжн с элементами басса-новы. На самой пластинке стоит отметить такие композиции как «O Ovo» с красивой игрой акустической гитары, джазовый стандарт – «Fica Mal Com Deus», продолжительный и очень приятный фьюжн – «Algodao», а также позитивную «Vim De Sant'Ana».
             Альбом был выпущен в 1967 году местным отделением крупного лейбла «EMI». Стоит сказать, что альбом возымел успех и был очень популярен не только в Бразилии, а также в Европе и США. После выпуска пластинки музыканты берут небольшой отдых, а в 1968 году отправляются в большое турне по своей стране, давая концерты в разных городах. В итоге их выступления не остаются незамеченными и по итогам года группа получает сразу несколько наград – приз «Best Song» за лучшую композицию года, после появления на телевидении им вручают телевизионную премию «Best Televised Recording by a Musical Group»,  в заключении им достаётся награда «Trof;u Imprensa» как подающую надежды группу. Однако, несмотря на все свои достижения, квартет в 1969 году неожиданно распадается, и пути музыкантов расходятся в разные стороны.
            Скрипач Джеральдо Де Монте выпускает четыре сольных альбома и по настоящее время занимается сольной карьерой.
            Флейтист Хермето Паскуаль записал много сольных работ, сотрудничал с Майлзом Дэвисом на его сольной работе «Live-Evil» 1971 года.
           Ну а самый известный член группы, ударник Айтор Морейра эмигрировал в США, где стал участником легендарной группы Return To Forever во главе с Чиком Кориа, с которой записал несколько альбомов. Также музыкант активно занимается сольной карьерой, которая насчитывает несколько десятков лонгплеев и за время своей деятельности сотрудничал с такими музыкантами как Джон Маклафлин, Кейт Джаретт, Эл Ди Меола, Пол Дезмонд, Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Карлос Сантана и многими другими. Можно сказать что Айтор – это одна из Мировых звёзд джаз-фьюжн.
             Возвращаясь к творчеству коллектива, можно сказать, что продолжение истории последовало в 1993 году, когда лейблом EMI альбом был переиздан в нескольких странах Мира. Жаль, что эта бразильская джазовая история была столь недолгой, поскольку слушатели лишились возможности оценить их последующие работы по достоинству.



                Владимир Курбалиев


Рецензии