1973

                1973

   В конце первого класса я заболел ветрянкой и провалялся с ней дома около месяца, до самых майских праздников, пересматривая  советские мультфильмы про дядю Степу, которые тогда шли по телевидению довольно часто. На память от той болезни на моем лице и руках надолго остались глубокие оспины.


   Летом этого года родителям, каждому на своем заводе, профсоюзные комитеты выделили путевки в дом отдыха «Зеленый город». Им пришлось приложить усилия, чтобы обменять эти две путевки на одну семейную в этот же дом отдыха. Им это удалось. Я, конечно же, поехал с ними. К этой поездке мать сшила себе из крепдешина цветастое платье модного покроя. Дом отдыха находился недалеко от Горького в зеленой зоне. Из воспоминаний того отдыха осталось только  цветочный календарь- каждый день садовник  менял  ящик, в котором цветы были высажены в виде какой-то цифры, изменяя таким образом дату, фотографии с чучелом медведя да купание на реке Кудьма.


   Повальным увлечением всех мальчишек тех лет были марки. Кто-то «копил» марки, собирая все подряд, кто-то «собирал» марки , любовно раскладывая их в альбомах по темам. Из-за марок в мальчишеской среде кипели нешуточные страсти.  Марки покупали и продавали, их выменивали и крали, из-за  них дрались и ссорились с лучшими друзьями.


   Марки продавались в прозрачных пакетиках наборами из нескольких разных штук, объединенных одной темой. Это могла быть тема космос или живопись, города-герои или ученые. Продавались  такие наборы в киосках «Союзпечати»,  которые стояли буквально на каждом перекрестке, выполняя важную роль в обеспечении населения газетами, журналами, письменными принадлежностями и всякой мелкой галантереей. Стоили такие наборы от 20 до 80 копеек и пользовались большой популярностью у мальчишек. Отдельным модным аксессуаром  всех любителей марок-филателистов были альбомы для марок, каждая страница которых представляла  толстый картон со строчками из тончайшей слюды, за которую вставлялись марки. Альбома были разной формы: кляссеры в виде раскладушки из четырех страниц или настоящие  толстые альбомы страниц в 20-30. Стоили такие альбомы недешево. Я был, например, безмерно счастлив, когда мне удалось уговорить родителей дать мне деньги на альбом с обложкой из псевдокрокодильей кожи.


   Чуть меньшую популярность у мальчишек имело собирательство значков. Их также продавали в киосках «Союзпечати».  Изготавливались они в огромных количествах. На их производство  работала существенная часть промышленности. Они были разного размера, формы и разного исполнения. Были и просто выдавленные из мягкого металла и раскрашенные, и затейливой формы, вырезанные и покрытые глазурью или эпоксидкой, и круглые  со снимающимся покрытием из оргстекла. Выпускали их по разным поводам, начиная от юбилеев предприятий и заканчивая созданием тематических коллекций, но конечно же особняком стояли наградные значки и медали. Ими тоже обменивались пополняя коллекции . В центральном парке города даже была беседка, которую знвли все мальчишки города. В ней каждое воскресенье собирались коллекционеры значков и монет, чтобы купить или обменять свои значки и монеты. Но здесь были настоящие коллекционеры – седовласые любители, которым было далеко за пятьдесят.


  Песни того года оставили отпечаток только названиями, исполнителем как-то и не очень интересовались. Поэтому я сейчас с удивлением узнаю, что  исполнителем популярнейших песен того года  «Дрозды», « Травы-травы» является Евгений Белов. На слуху была песня Анны Герман «Когда цвели сады». Только-только появился Юрий Антонов и продолжали радовать народ ВИА «Песняры» и «Самоцветы».


Я тогда бредил фантастикой и для меня было просто чудом появление на экранах детской космической фантастики «Москва- Кассиопея». Тогда новые фильмы появлялись с переодичностью раз в неделю, то есть каждую субботу в двух самых престижных и современных  кинотеатрах города  начинался прокат  нового фильма, который шел в них  ровно неделю. При большой популярности фильмов пленок не хватало и двухсерийные фильмы, подогнав сеансы по времени,  показывали так: одну серию в одном кинотеатре, другую в другом, потом на автомобиле за пятнадцать минут бобины с пленкой меняли местами, зрители сидели и ждали этой смены. Если учесть, что в день показывали 5-6 сеансов- это была бешеная гонка целый день. В следующие недели фильмы крутили в других кинотеатрах города. Всего их в городе было шесть.

      Прошло совсем немного времени после  знаменитой серии игр советских хоккеистов  с канадскими профессионалами. И мы, мальчишки, буквально бредили этими победами. Михайлов, Петров, Харламов - эти фамилии буквально засели в наших головах. И конечно же, вратарь нашей сборной Третьяк был нашим супергероем.


   Поражали нас и канадские игроки, не желавшие, вопреки правилам , надевать хоккейные шлемы во время игры, подвергая себя опасности травмы. Тогда хоккейные правила были не настолько строги. Для нас они тоже были лихими парнями с невероятными шевелюрами, соответствующими молодежной моде тех лет. И мы, подражая своим кумирам, просили своих отцов «нарисовать номер на спине». Отец мне набил трафаретом цифру  «3» на простом  темно-синем трикотажном  спортивном костюме. На груди красовался кленовый лист, набитый белой краской по трафарету, вырезанному по очертаниям настоящего клена.


   На новогодние праздники, мы, как всегда с родителями в один из дней новогодних каникул ездили на Свердловскую ёлку. В поселке Свердлова одноименный завод ежегодно наряжал богатую ёлку, посмотреть на которую съезжался весь город. Отличалась эта ёлка от всех остальных ёлок тем, что на территории прилегающего к ней сквера устраивался сказочный городок  с невиданными тогда спецэффектами . Тут была и вылетающая из трубы Баба Яга,  и сражающийся  со Змеем Горынычем богатырь и Иван –царевич со своей лягушкой. И все это с движениями , в динамике. Был и Соловей-разбойник со свистом, переходящим в ультразвук . Детвора была в восторге                .


Рецензии