Участники движения Rock In Opposition. Творчество

«Rock in Opposition» - это музыкальное движение, образовавшиеся в конце 70-х некоторыми музыкальными группами, которое имело под собой целью протест против значительного облегчения продукции музыкальной индустрии тех лет. Создателями этого течения стали пять групп из разных стран Европы, такие как английский коллектив «Henry Cow», итальянская группа «Stormy Six», шведский ансамбль «Samla Mammas Mana», бельгийцы «Univers Z;ro» и французская команда «Etron Fou Leloublan». Позже к ним присоединились ещё пять единомышленников - это группы «Art Bears» из Англии, «Art Zoyd» из Франции, «Aksak Maboul» из Бельгии, немецкий коллектив «Eloy» и голландская команда «Kayak». И, об одном из присоединившихся групп-представителей этого движения, бельгийской команде «Aksak Maboul» будет посвящена эта статья.
            История этого коллектива из Бельгии начинается в 1977 году, когда он был основан в столице страны городе Брюссель клавишником Марком Холландером и гитаристом Винсентом Кенисом. Лидеры группы решили построить структуру коллектива приглашением в него многих так называемых «гостевых» музыкантов, при этом, не вводя их в состав группы и оставаясь дуэтом. Таким образом, Марк и Винсент пригласили в группу порядка пятнадцати музыкантов, которые приняли участие в записи первого альбома, тем не менее, не входя в состав группы. Также следует отметить богатый инструментарий группы, который был представлен саксофоном, флейтой, кларнетом, ксилофоном, аккордеоном, виолончелью, фаготом и скрипкой. В итоге, Марк и Винсент в середине 1977 года вместе с другими музыкантами трудятся над созданием дебютного альбома на брюссельской студии, который вышел в этом же году под названием «Onze Danses Pour Combattre la Migraine». Творение получилось фактически полностью инструментальным, некоторые вокальные треки написаны на французском языке и музыкально представляя собой авангард с элементами джаза, фьюжна, психоделического рока, классической и электронной музыки.
                На самом лонгплее стоит отметить приятную скрипичную партию в «Saure Gurke», лёгкий фьюжн «Animaux Velpeau», весёлую «Son of I'idiot» и одну из завершающих пластинку работ «Mastoul Alakefak (live)», представляющий собой авангардный коллаж с красивыми наплывами синтезатора, вялой гитарой и космическим настроением.
                После выпуска альбома в 1977 году, Марк и Винсент принимают решение не проводить концертные туры и рекламную кампанию в поддержку альбома, а просто взять творческий отпуск, который приходится на 1978 год.
                На сцену, после годичного перерыва музыканты группы возвращаются в 1979 году. В апреле 1979 года они присоединяются к движению «RIO» и дают концерт на фестивале этого движения в Милане. В рамках этого мероприятия лидеры группы пересекаются с бывшими членами другой группы, представляющий это движение, английской команды «Henry Cow», Фредом Фритом и Крисом Катлером, и приглашают их в свой коллектив на правах «гостевых» музыкантов для работы над вторым проектом. В итоге Фред и Крис соглашаются и группа приступает к работе над вторым альбомом в швейцарском городе Кирхберг на студии «Sunrise Studio». Работа над пластинкой проходит с февраля по август 1979 года и в январе 1980 года следует её выпуск. Творение получило название «Un Peu de  l'Ame des Bandits» и по своей структуре отличалось от дебютной работы тем, что на этом альбоме композиций стало меньше по количеству, однако последовало увеличение их длительности. И без того обширный инструментарий группы был расширен гобоем и альтом. Также следует сказать об уменьшении числа музыкантов, работающих над пластинкой – если на первом творении было задействовано около пятнадцати человек, то на этой работе их количество сократилось до семи.
             Открывает альбом интересная авангардная аранжировка темы американского блюзового гитариста Бо Диддли – «A Modern Lesson», которая в исполнении этой бельгийской команды приобрела новые краски и даже стала единственным хитом группы. Джазовая аранжировка классической темы  «Rondo» -  «Geistige Nacht» также довольно интересна. Также заслуживает внимание смесь хард-рока и авангарда «Inoculating Rabies» с жёсткой ритм-секцией и гитарными риффами с одной стороны и второй гитарой, ведущей авангардную тему в сопровождении абстрактных клавишных мазков. Завершающая альбом вещь «Cinema» – это красивое необъятное путешествие в нескольких темах с уникальными клавишными, чёткой духовой работой с минимумом ритм-секции.
              Пластинка была выпущена в январе 1980 года лейблом «Crammed», основателем которого стал один из лидеров группы – Марк Холландер. Стоит отметить, что с момента своего основания фирма успешно выпускала альбомы групп, которые строились на синтезе этнической, электронной и рок-музыки, и через который прошли такие команды как «Carl Craig», «Konono No.1» и «Arto Lindsay». Возвращаясь непосредственно к самой группе, следует отметить, что более никаких концертов группа не давала, и её лидеры приняли решение прекратить деятельность группы. Впоследствии, Холландер и Кенис успешно занимались сольными проектами, время от времени сотрудничая с представителями групп движения «RIO». В 1997 и 2004 годах происходит переиздание на CD-формате первых двух альбомов группы и после этого также следует молчание, которое продолжается до 2015 года. В 2015 году, один из лидеров группы, Марк Холландер принимает решение возобновить деятельность коллектива, приглашая в коллектив вместо гитариста Кениса, вокалистку Веронику Венсан. В этом же году группа дают огромное турне, которое включает серию концертов в Бельгии, Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии и Нидерландах. В 2018 году Холландер в одном из интервью заявил, что группа начала работу над третьим сольным альбомом, а в октябре 2019 года появилась информация, что название альбома будет «Figures» и его выход будет запланирован на март будущего, 2020 года. Слушателям же остаётся терпеливо ждать выхода третьего творения бельгийских ребят, чтобы по достоинству оценить музыку, звучащую на пластинке.



                Владимир Курбалиев


Рецензии