На просто так

Был случай у меня, когда  жил в LA. В июле двухтысячного рыбачил на катере в заливе. Бросал на ходу сеть. Ячейка зацепила пуговицу куртки и в тот же момент с силой меня дернуло,  не удержал равновесия и вылетел за борт. Хотя это и летом было, но Тихий океан у нас холодный. Куртку, которая вместе с сетью тащила меня на дно, я скинул и она сразу же утонула. Катер стал ходит кругами радиусом метров двести, шанс поймать ничтожный, только силы потратишь, и есть риск попасть под винты. Бензиновый бак был почти полный и я прикинул, что крутиться  моя лодка будет часа два. За два часа даже самый тренированный человек замерзнет и утонет. И тогда решил плыть к большому бую-шару, который был в метрах пятистах от меня. Я хороший пловец, много плавал в холодной. У нас речки и озера холодные.
Поплыл, приближаюсь к бую и вижу, что на теплом шаре лежат и греются морские котики, которые не собираются уступать мне место, рычат, кидаются и норовят укусить. Самый крупный килограммов сто. Пришлось подраться с этими зверями почти, как с людьми. В руках у меня ни ножа ни палки, ничего, что отличает человека от животного. Удалось котиков взять на понт, стал кричать страшным голосом и стучать по гулкому корпусу. Нервы у зверюг не выдержали и они попрыгали в воду. Десять часов, всю ночь, просидел на буе. Меня подобрал морской патруль. Пока сидел, вспомнилась мне такая история.
Посадили в камеру к малолеткам.
Почему опер меня выбрал, не знаю. Может просматривал дела и увидел, что я закончил пединститут.
Где-то в начале марта вдруг выдернули из большой камеры, где я уже прижился и оброс имуществом, кинули к несовершеннолетним преступникам  старшИм. Большая камера в два окна в новом корпусе. Деревянный пол. Пацаны пятнадцать - семнадцать лет. В основном хулиганы и насильники. Только один с оранжевыми волосами - вор - ларьки ставил, попался на химловушке. Женька - симпатичный улыбчивый мальчишка шестнадцати лет.
В камере приняли нормально. Уступили место возле окна, старшОй у них всегда возле окна спит. Дали пайку масла. Их двенадцати человек, каждый отдавал мне свою долю раз в двенадцать дней. Это было какое-то старое, давно заведенное на малолетке правило, ритуал. Я не стал возражать, не из-за масла, конечно. Само по себе масло не проблема.  Из дома мне слали хорошие посылки и деньги на квитке были, если что, мог все что нужно прикупить. Масло - это уважение.
Посмотрели как я делаю зарядку. Тридцать отжиманий с прямой спиной. Статические упражнения для мышц. Китайское дыхание и, по окончании, парочку коротеньких ката. Они даже перестали во дворике в футбол играть, чтобы мне не мешать. Вижу, завоевал уважение, замолкают когда я начинаю говорить, слушают.
Книжный день. На камеру положено двадцать шесть книжек, каждому по две. Следующий обмен через месяц. Я взял обменный список. Не богато, но попадаются и хорошие. Спросил у камеры, есть ли пожелания. Сказали, заказывай себе, что хочешь, мы книжек не читаем. Заказал: Гончарова «Обломов», Фадеева «Разгром», Сказки Бажова, англо-русский словарь и одинокий журнал Иностранная литература за январь 1978 года.
Принесли книжки. Забрал все, что заказал  и счастливый завалился на шконке под окном, полистать пока, читать начну завтра.
Подошел Женя, и спросил:
- Что читаешь?
- Литературу.
Лениво, даже не открывая глянул на обложки, спросил :
- Во что играешь?
Я ответил, что на интерес не играю.
Женя сказал с детской улыбкой:
- А и не надо на интерес. Мы играем на просто так.
- Во что?
- Во все, во что можно играть.
- В шахматы?
- Мы не умеем, - сказал Женя.
Целую неделю я учил их играть в шахматы. Как ходить знали почти все. Я показал самые примитивные ловушки: двойной шах, открытый шах, вилка, Мат королю офицером и конем, линейный мат, мат ладьей и королем, Детский мат. Показал пару простых задач которые помнил. На обратной стороне обертки от печенья Лето нарисовал шахматную турнирную таблицу на 12 человек. В квадратике выигрыша ставил букву 'ж'. Никто ни разу не спросил что это значит. Посадил их играть между собой . С Женей, который пришел с таблицей, где у него было одиннадцать «ж» сел играть чемпионский турнир....
В тот день была баня, баня у малолеток строго каждую неделю, чтоб не завшивели и после бани во время обеда я сказал :
- С сегодняшнего дня: никаких индивидуальных заначек со жратвой. Все посылки идут на общак. Все заказы у мамочки проходят через меня и я веду учет. Перед сном мыть ноги и чистить зубы. Да здравствует  мыло душистое и зубной порошок. Сигареты вам не продадут, я запишу сигареты на себя. Курить только с моего разрешения. С завтрашнего дня будете делать зарядку вместе со мной. Книжки будете читать и рассказывать перед сном всей камере содержание своими словами. Понятно! И пусть кто-нибудь только дернется. У меня все записано. Все ваши юные жопы в этой шахматной таблице.
Только потом узнал, что  страшОго, который сидел до меня опустили и мучали  неделю, пока попкари  не заметили. Бедняга сел с ними играть в карты доминошными фишками. На просто так.


Рецензии