Еще одна страница...

Книга Г.М. Кавелина "Мальчишки становятся юнгами" вышла в свет в Пермском книжном издательстве в 2000 году. В ней повествуется о 13- 15- летних подростках, которые в 1945 году добровольно поступили в Кронштадтскую школу юнг Балтийского флота. Чем, собственно, замечательна эта книга? Оказывается, ее автор - один из тех мальчишек, обучавшихся когда-то в названной школе. Содержание построено полностью на документальной основе.

Но и это еще не все. Книга появилась в свет довольно необычным путем. Как-то дочь бывшего юнги, Алла Генриховна Кавелина, перебирая архивные записи своего отца ( к сожалению, уже почившего), наткнулась на его личные дневники, содержание которых, скорее, напоминало художественное повествование, чем воспоминания пережитого. К счастью, Алла Генриховна внимательно отнеслась к рукописи и, однозначно можно сказать, дала ей путевку в жизнь.

Повесть открывается вступлением, когда через многие годы судьба вновь сводит вместе двух закадычных друзей. Встреча их состоялась в Ленинградской гостинице, где немолодые уже люди, как и прежде, с юношеской непосредственностью, делились своими впечатлениями, вспоминая прошедшие события.

В повести Генрих Михайлович скрывает свое настоящее имя, выступая под псевдонимом Мишки Хлебникова. Также он изменяет и имя друга Геннадия Михайловича Романова ( в книге он- Юрка Романов). Именно другу и светлым дням их юности посвящает автор эту замечательную книгу.

Впрочем, чем бы ни руководствовался Генрих Михайлович при смене имен, книга основана на истинных документальных фактах и материалах, что дает нам возможность наглядно познакомиться с историей существования Кронштадтской школы юнг.

А начиналось это так. В 1945 году школу юнг перевели с Соловков в город- крепость Кронштадт. Со всех концов страны потянулись сюда мальчишки, чтобы получить флотскую специальность.

Автор описывает, как преодолевая всевозможные препятствия на пути к мечте, попали  наконец в школу и друзья с Урала. Но трудности продолжались и здесь. Как оказалось, школа не была еще готова к приему питомцев. Основной преподавательский состав отсутствовал, занимаясь передислокацией имущества с Соловков. Приходилось самим обустраивать жилые и учебные помещения, готовить классы к занятиям. Все это вызывало недовольство среди некоторой части юнг, но Мишка и Юрка держались стойко, терпеливо преодолевая трудности. Неподдельный интерес к будущей профессии поддерживал у мальчишек духовные силы и уверенность в себе. Одним словом, парни решили не сдаваться.

Постепенно в школе налаживался быт, восстанавливались дисциплина и порядок. Вернулись опытные преподаватели, и учеба пошла.

Будущих юнг распределили на 6 рот. Мишка с Юркой попадают в роту радистов. Ребята здесь учились более грамотные, с образованием не ниже 7- 8 классов ( на другие специальности набирали и с 5-6 классами). И хотя такое несоответствие все же давало себя знать, но ни в коей мере не отталкивало подростков друг от друга. Обстановка в школе всегда была благожелательной и мирной.

Увлеченно описывает автор занятия, на которых опытные наставники посвящали их в курс морских наук. Много интересных событий происходит за это время в жизни ребят. Они принимают участие в защите населения Кронштадта от наводнения. Испытывают первые радости при увольнении в город. Встречают английскую эскадру, прибывшую к кронштадтским берегам.

И неудивительно, что Мишка с Юркой всегда оказывались в гуще событий. Любопытство и озорство толкало их, порой, на отчаянные поступки. Но этот же мальчишеский азарт помог им в решающую минуту прыгнуть в ледяную воду, чтобы спасти шлюпки, сорванные штормом на шлююпбазе.

Но не только знания получали юнги в Кронштадтской школе, но и постигали уроки мужественности и добра, взаимовыручки, самоотверженности и благородства...В ее стенах они воспитывали в себе самостоятельность, умение преодолевать любые трудности и невзгоды.

"Офицеры и старшины, все преподаватели школы и командный состав,- пишет Г.М.Кавелин,- уже многому научили бывших мальчишек, стали они специалистами своего дела."

И вот принята наконец присяга, сданы экзамены, и юнги получили распределение по флотам и флотилиям. Они хотели посвятить свою жизнь морю и их мечта сбылась.

Книгу Г.М.Кавелина с интересом прочтут люди любого поколения. Много познавательного и поучительного узнают из нее кронштадтцы. Ведь эта книга открывает еще одну страницу истории их славного города.

P.S. Материал написан в феврале 2002 г.


Рецензии