Вадим Алексеевич Козин - 1903-1994гг

Из цикла "Кумиры 20-го века"

Магаданцы говорили: «В Париже есть Эйфелева башня, а у нас – Вадим Козин»
     1. «Цыганская венгерка» -аудиозапись
  "На советской довоенной эстраде рядом с именем Вадима Козина трудно поставить равноценного исполнителя по славе, по популярности и по количеству пластинок, расходившихся по стране огромными тиражами.
Его необычайной красоты цыганский голос сводил с ума всех, кто его слышал – женщин, мужчин… Афиши, аншлаги, овации – вот мир, в котором жил он, создавая всё новые прекрасные песни, чтоб щедро дарить их с эстрады своим восхищенным слушателям и поклонникам. Но Козин... сослан в Магадан на вечное поселение» – так писали про Вадима Козина американцы в аннотации к пластинке «ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ», выпущенной в США в начале 50-х годов.В аннотации «Кисмета» смешалась и правда и ложь… Верно, что популярность В. Козина была колоссальной (более пятидесяти  пластинок в 30-е годы – рекорд!) Но вот в деталях допущены неточности. В общей сложности Козин провел в заключении чуть более семи лет, да и «вечного поселения» тоже не было. В биографии певца много неясного, она окружена легендами, мифами и развенчать их довольно трудно, потому что и сам Козин многое умалчивал, многое недоговаривал, даже в разговоре с самыми близкими друзьями, даже в своем дневнике, отрывки из которого дошли  до нас. Но и они сомнительны, т.к. дневник пропал где-то в архивах НКВД и судьба его до сих пор неизвестна. Но давайте начнем с самого начала:
Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1903 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Гавриловича Козина (закончил Коммерческую академию во Франции) и цыганки из хоровой династии Ильинских- Санкиных Веры Владимировны Ильинской. Отец матери, дед Вадима Козина жил в Новой Деревне, был барышником, бабушка пела в хоре. Знаменитая Варвара Панина – двоюродная бабушка Козина по материнской линии (Сестра отца Веры Ильинской). Гостями дома были Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Юрий  Морфесси. Легко догадаться в какой атмосфере рос единственный в семье мальчик, которого окружали семь сестер, все – младше  его. (Четыре сестры и мать погибли во время войны).
Вадим всегда любил петь и пел, сначала подражая великим мастерам эстрады, таким как Юрий Морфесси, Александр Давыдов. Главной учительницей, наставником была для него мать. Именно она дала Вадиму домашнее музыкальное образование, привила ему тонкий вкус к романсу, песне, научила сына петь только то, что понимаешь, что чувствуешь сердцем, душой. Пел в хоре Ленинградского монетного двора, выступал в клубе на ул. Правды
Жили на Малой Посадской, д.20, учился в 178 школе. Окончив школу, поступил в военно-морское училище, но оттуда его быстро выгнали за «непролетарское происхождение».
Советская власть разорила отца. Остаток лет он подрабатывал бухгалтером в сов. учреждении.  Отец умер рано, поэтому Вадиму пришлось устраиваться на работу. Устроился тапером в Народный дом на Петроградской стороне (кинотеатр «Великан»), озвучивал немые фильма. От такой работы болели пальцы.  Но эта работа была хорошим тренингом, вырабатывала выносливость. Именно там, в Народном доме к Козину пришел первый успех. Вместо заболевшей певицы попросили спеть его и буквально вытолкнули на сцену. Козин спел свою песню « О стратостате» на стихи Демьяна Бедного. Зрителю понравилось.   
В 1924 г. поступает певцом-вокалистом в Лепосредрабис, поет в кинотеатрах, Вначале Козин выступал под псевдонимом Холодный (под обаянием личности Веры Холодной). Своего репертуара еще не было, пел популярные бытовые и цыганские романсы и песни.  Пел знаменитое танго из репертуара Изы Кремер
       2.«В далекой знойной Аргентине..» 

Это танго было очень популярным. Его еще называли «Танго смерти». Так назывались одеколон, мыло….
Публика сразу приняла  певца и он становится известным в Ленинграде певцом, участвует в сборных концертах вместе с Изабеллой Юрьевой, Хенкиным, Л. Утесовым,  ездит с труппой по России с гастролями
 
В. Козин: «Внешность у меня была средняя, но голос компенсировал все. Я проходил везде с большим успехом… В 1929 г. На одном из концертов в филармонии я особенно был принят публикой, несмотря на то, что в концерте участвовали все корифеи цыганских песен Ленинграда и Москвы — Тамара Церетели, Изабелла Юрьева, Нина Викторовна Дулькевич, Наталья Ивановна Тамара, — мне была устроена овация…»
В 1929 г. пишет свою первую песню «Бирюзовые златые колечки..». Песню эту часто принимают за старинную цыганскую песню. Однажды на гастролях по Волге он услышал, как цыганка пела ее у костра: «Откуда ты знаешь эту песню?» - спросил Козин. «О, милый, эту песню еще моя бабка пела» - ответила цыганка. Козин с администратором переглянулись и ничего не сказали
      3.Бирюзовые златые колечки» (видеозапись)
В 1933г. переходит в Ленгосэстраду. В 30-е годы Ленинград был элитарным городом, здесь выступали лучшие артисты эстрады. Здесь утвердили свои имена Леонид Утесов, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко и др. У Козина получилось иначе.  Ему довольно хорошо платят. Но, когда он решил потребовать оплаты более высокой, его уволили.
И в 1936 г. Козин перебирается в Москву. Думал, что на время уехал из родного города. Оказалось…навсегда.
Аркадий Покрасс ведет его к директору Центрального парка культуры и отдыха и тот сразу принимает Козина в штат. Денег не было совсем, жил в гостинице, ел хлеб, запивая горячей водой из-под крана. Но на вопрос директора, нужны ли деньги, гордо ответил отказом. После первых  же концертов в парке, где он исполнял «Жигули», « Калитку», «Меж высоких хлебов» и др. о нем заговорили, как о певце с чарующим голосом, с глубоким пониманием цыганской песни и русской народной песни. Через три дня к нему подошел представитель студии грамзаписи и предложил записать «Жигули». Так началась слава Козина.
      4.«Жигули» (старинная народная песня в обр. В. Козина)
      5.«Калитка»  (Муз. Будищева, ст. А. Обухова)
Его приглашают в сборные концерты, где он поет вместе с Изабеллой Юрьевой, Тамарой Церетели, Елизаветой Белогорской, Екатериной Юровской. Вскоре ему разрешили сольные концерты. Сам Козин вспоминает, что концерты сольные тогда, это было очень трудно и мало кто из певцов мог потянуть такой концерт..
В. Козин: «Вскоре мне разрешили и сольные концерты. В тридцатые годы эстрада во многом отличалась от нынешней. Немногие были способны дать сольный концерт. Утесов, Юровская, иногда Церетели. А вот Русланова «сольников» уже не давала. У Шульженко были 2-3 хорошие песни, но до войны индивидуальных программ она тоже не делала. Сейчас трудно представить, что такое сольный концерт, который начинался в девять вечера, а заканчивался иногда после двенадцати. И все это время нужно было держать публику в напряжении и чтобы в конце тебя еще и на «бис» вызывали».
У Козина по-новому зазвучали и обрели популярность такие известные песни и романсы, как «Утро туманное», «Мой костер», «Коробейники», «Ехали цыгане», «Пара гнедых», «Вот мчится тройка почтовая» и др.
         6.«Ехали цыгане» (муз. Я. Пригожего  с напева Веры Ильинской)
Он взял себе администратором Михаила Васильевича Басманова-Волынского, старого аристократа, работавшего еще с А. Вяльцевой. К каждой песне, к каждому романсу Козин относился очень бережно. В конце тридцатых для записи романса "Жалобно стонет ветер осенний" разыскал гитариста, который аккомпанировал еще его двоюродной бабушку Варе Паниной, попросил записаться с ним в паре на пластинку. Старик, обнаружив, что в студии нет большой акустической трубы времен его молодости, расстроился и записываться на современной аппаратуре отказался. Еле уговорили….
            7.«Жалобно стонет ветер осенний» (муз. А. Пугачев - ст. Д. Михайлова)
Те, кто записывал романс, пережили небесные минуты: после романса полились звуки «Цыганской венгерки» – так исполнялся этот романс Варей Паниной.
Козин пел, в основном,  под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, очень талантливого музыканта и композитора.  Сам Козин вспоминает о знакомстве с Ашкенази: познакомились они в Горьком, на гастролях. Заболел его постоянный пианист. В гостиницу вдруг пришел молодой человек и робко сказал: « Вадим Алексеевич, я вот написал песенку специально для вас». Песенку прослушали и тут же пригласили Ашкенази работать с Козиным. Давид стал постоянным аккомпаниатором Козина вплоть до ареста певца. Затем он аккомпанировал И. Юрьевой, Клавдии Шульженко, Валентине Толкуновой и др. звездам эстрады.
Таким безупречным исполнителям цыганских романсов, как Козин (И. Юрьева, Церетели)  удавалось  смягчить предвзятое отношение к так называемой «Цыганщине».  «Концерты, посвященные старинному русскому романсу и «таборной» песне, дают огромные сборы» - вынужден был признать журнал «Советская музыка» в 1940 г.
Козин пел и свои  песни и романсы, которые очень быстро полюбились слушателям. Они известны и любимы и в наши дни.
Например романс «Осень, прозрачное утро…» – шедевр козинской лирики: Это самый популярный романс Козина на стихи артистки Елизаветы Борисовны Белогорской.
      8.«Осень» 1939г. - В. Козин. (Видеозапись)
Этот романс часто звучит в кинофильмах (например: худ/фильм«Военно-полевой роман» и сериал «Ликвидация».
Вспоминает поклонница Козина, москвичка Лидия Васильевна Поникарова: "Каждый концерт - триумф! Я, пятнадцатилетняя девчонка, экономила деньги на школьных завтраках. 15 дней не позавтракаю - билет на Козина. Останавливался он в лучших московских гостиницах, а шил ему лучший московский мастер, Смирнов, кажется. Одеваться он любил и умел. Из гостиницы выходит - концертные брюки через руку несёт, бережно так, чтобы не помять. На сцену выходит - вся сцена освещается, и на пиджаке, на углу борта - бриллиантовая звезда! Элегантный. строгий, ни одного лишнего движения. Никогда со зрителем не заигрывал. О, как же мы все были влюблены в него! Но подойти к нему, обратить на себя внимание - что Вы, мы же слушали его как Бога»
       9. «Маша» - В. Козин (видеозапись\)
Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. До войны он шел впереди всех по количеству выпущенных грампластинок, впереди Утесова, Лемешева, Козловского. Его грампластинки невозможно было купить.
     10. «Улыбнись, родная» - Слова: П. Герман  муз: Б. Фомин
Имя Козина на эстраде в 30-40-е годы котировалось очень высоко. Когда нужно было раскрутить неизвестного зарубежного певца, приглашали Козина: в 1 –ом отделении – никому неизвестный Поль Робсон, во 2-м – Козин. И на Козина шли и готовы были слушать из-за него кого угодно. Очевидец довоенных концертов Вадима Козина коллекционер-филофонист Метлицкий отмечал:
«Успеху Козина способствовал не только обширный репертуар певца, позволявший постоянно варьировать программы концертов, но и присущая ему очень индивидуальная творческая манера. Вы могли посетить подряд несколько концертов, и каждый из них оказывался ничуть не похож на предыдущий. Другие песни, иные интонации, иной способ общения с публикой. Одно оставалось постоянным: импульсивность актера, его взрывчатый темперамент, его умение не столько сыграть, сколько реально передать самые различные человеческие чувства… Это всегда привлекало аудиторию. И лучшими из его выступлений были те, где он пел искренне, просто и раскованно, стараясь донести до слушателей самому ему близкие чувства».
Одним из самых любимых романсов и Козина и слушателей был романс «Нищая» (Пьер Беранже  в пер Д. Ленского, муз. А. Алябьева)
«В моей памяти, - вспоминал Козин, - навсегда запечатлелась картина: голодный и холодный Петроград; около Казанского собора под газовым фонарем стоит женщина в черной вуалетке и протягивает прохожим руки, в которых зажаты коробки спичек. Когда я подошел к ней и протянул деньги,  она отказалась их взять. Женщина была горда и не просила милостыню. «Спички стоят две копейки» - сказала она. И всякий раз, когда я пою «Нищую», перед моими глазами стоит эта женщина.
10.«Нищая» ( (Видеозапись)
Довольно часто Вадима Алексеевича приглашали принять участие в филармонических концертах самого высокого ранга в компании с выдающимися певцами того времени:  Неждановой, Обуховой, Козловским и др. Козловский, узнав об участии Козина,  в таких случаях предпочитал петь арии из опер, хотя на других вечерах охотно пел романсы.
«Артисты серьезных, фундаментальных жанров, таки х как опера, балет, драма относились к эстрадникам несколько пренебрежительно, - вспоминает И.С. Козловский, - но участие Козина в филармоническом концерте воспринималось как само собой разумеющееся. Его искусство исполнения романса и народной песни было настолько отточенным и доведенным до совершенства, что его одинаково внимательно слушали и народные артисты и не искушенные в тонкостях вокала слушатели».
Козин много гастролирует по стране, выступает на радио, записывается на студии. Выходят огромными тиражами пластинки. Гонорары его заоблачны. Вспоминая в конце жизни этот период своей творческой деятельности, Вадим Козин устало говорил: «Когда-то, перед войной, мы с Исааком Дунаевским были самые богатые в стране люди».
 Козин записал на пластинки такие замечательные  романсы, как «Газовая косынка» Б. Прозоровского (посв. Т. Церетели), «Снился мне сад» (В. Борисова и Е. Дидерихса), «Я люблю вас» (Я. Пригожего и Ю. Адамовича,) «Прощай, м ой табор» (Е. Прозоровского и В. Маковского). 
       12.«Газовая косынка» (видеозапись)   (Козина попросили записать этот женский романс, хотя этот романс исполняли такие певицы как И. Юрьева, Т. Церетели , Екатерина Юровская, т. К. считали, что именно его мастерство и проникновенность исполнения соответствует содержанию романса)
      13.«Дружба»  - 1939 г. (В. Сидорова и А. Шмульяна) и многие другие (видеозапись)
Началась война. Людмила Стоянова, пианистка Мосэстрады вспоминает: "22 июня мы, несколько артистов, слушали Молотова. Вадим Алексеевич тогда же, сразу, сказал: Всё надо срочно создавать фронтовые бригады. Козин выступает в блокированном Ленинграде, в осаждённом Севастополе, перед моряками Мурманска. На Калининском фронте он отправился на передовую, сбоку ударили немцы, машину опрокинуло взрывной волной, разбросало программки выступлений. Генерал, сопровождающий артиста, с трудом пришёл в себя - он знал - певца очень любит Верховный Главнокомандующий."
В годы Великой Отечественной войны Козин выступает с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделяют специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадают в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). Наоборот, при сдаче пяти пластинок, сдавший награждался пластинкой В. Козина со специальным штампом. «Продаже не подлежит. Обменный фонд».
«Началась война, и я на продовольственную карточку вместо сахара попросила конфет, кажется, "Мишка", и, кажется, дали шесть штук. И я маме сказала: сейчас артистам тоже голодно, давай пошлём конфеты Козину. Потом вдруг получаю письмо из Горького... От Вадима Алексеевича. С гастролей. И благодарит, и ругает. А в конце: "Сидим с артистами в гостинице, смотрим на твои конфеты и думаем, что ты - уже взрослая..." И скоро я на фронт ушла, госпитальной сестрой" - вспоминает москвичка Лидия Васильевна Поникарова.
Главные его почитатели — участники войны. Москвича Сергея Павловича Петрова под Оршей тяжело ранило в голову и живот, но он и после госпиталя гнал врага до границы: «Я думаю — может, благодаря Козину и жив остался. Ведь я пел, и мне жить хотелось».
 После исполнения обязательных патриотических песен, тоскующие по своим невестам и женам слушатели хором просили спеть «Любушку» или « Машу»:
     14.«Любушка» - В. Козин (видеозапись)
В начале декабря 1943 г. Козин вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции. Но документальных доказательств такого концерта и участия в нем Козина  не существует, и сам Козин, когда его спрашивали, отвечал: «И был и не был»…
Награждён орденом Красной Звезды.
В мае 1944 года его имя исчезло с концертных афиш, перестали продаваться пластинки, не слышно было соловьиного голоса певца и по радио. Никто не знал толком, что случилось с Козиным. Козина арестовали в мае 1944 г.   
Ордер № 1964 на арест Вадима Козина, беспартийного, был выписан 12 мая 1944 года. В тот же день его арестовали в номере 834 гостиницы «Москва». Девять месяцев (!) пробыл Козин в тюрьме, пока наконец Особое совещание (ОСО) 2 февраля 1945 года не вынесло приговор: «Козин В. А. с 1928 г. до дня ареста вел дневник, в котором клеветал на советскую действительность… Возводил клевету на вождя партии и одобрял террористические намерения других лиц по его адресу».
Могли бы и расстрелять. Но, видимо, из большой любви к нему Верховного дали только 8 лет и отправили на Колыму.
Затем был досрочно освобожден в 1950 г. — за примерное поведение и хорошую работу (в справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осужден» отсутствует запись). Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. Лагерное начальство высоко ценило известного и любимого певца. В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность.
Однако в 1959 году был вторично осуждён за мужеложство, и уже после этого освобождения до конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
Козин прожил в Магадане 50 лет и это еще целая жизнь, о которой можно долго рассказывать:
После освобождения
После лагеря его поселили в бараке. Не пел. Руководил художественной самодеятельностью. В ту пору прогорал как никогда областной музыкально-драматический театр. Долги театра государству исчислялись миллионами. На сцене шли «Город на заре», «Интервенция», «Оптимистическая трагедия», бушевали сценические страсти, а зал был почти пуст. И тогда шли в барачный дом. Старик выходил на сцену, садился за рояль, пел «Пара гнедых», и в зале творилось невообразимое… Билеты продавали даже в оркестровую яму. Он (один) вытащил областной театр из долговой ямы.
В Магадане еще не было филармонии, певца оформили при театре. Много сил отдал главный режиссер театра В. Левиновский, чтобы пробить выездные сольные концерты Козина.
К певцу возвращается молодость. Он исколесил Сибирь, Дальний Восток, выступал на Камчатке, Сахалине, на Курилах, в Приморье, Якутии, на Колыме. Он пел всюду, пел всем. Голос вырвался на волю. В 1960-х появляются песни «Не стращай меня горькой судьбиной» (А. Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко). В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок в Грампласттресте, но после 1945 г. и до середины 1980-х их переиздание в СССР было официально запрещено.
      15."Магаданский ветерок" (В. Козин) (видеозапись)
Дина Акимовна Климова прочитала  в 1981 году в Огоньке, что Козин жив и живет в Магадане. Написав ему, она вскоре приехала на пять дней в Магадан из Караганды. Затем она, обменяв квартиру, вообще переехала в Магадан, и последние годы жизни Козина были согреты ее теплом и заботой. С ее помощью был  налажен быт Козина, стареющий певец перестал спиваться, открыт Музыкальный салон Козина, были спасены многие архивные документы, материалы певца. Рядовые поклонники старой эстрады и знаменитые деятели искусства хлопотали одновременно и за него, и за Изабеллу Юрьеву. Изабелле Юрьевой в итоге звание Народной присвоили, а Вадиму Козину нет. Наверное, еще не пришло время. Все же ей исполнилось 93 года, а ему еще только 90. В России надо жить очень долго, чтобы быть оцененным при жизни. Дина Акимовна Климова и друзья Козина, поклонники его таланта после смерти Козина добились создания квартиры-музея В. Козина.
Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. За свою жизнь он создал около 200 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.
     16."Когда проходит молодость" (запись 1958) (Сорокин – Фатьянов)(видеозапись)

Список использованной литературы:

1.Борис Савченко «Вадим Козин. Смоленск, 2001 г.
2.Вадим Козин «Проклятое искусство» М.: Вагриус. 2005
3. Статьи из Интернета


Рецензии