Детский лепет

 (Про Вареньку)

Детское ощущение и понимание мира, в который они, дети, недавно вошли и только что начали разговаривать, иногда просто потрясает.
У меня растут внучки. Старшая Алиса, вторая - Варя, а третья моя крошка еще не только не разговаривает, но и не ходит, и даже не ползает. У нас с ней все впереди.
У меня стало  больше времени наблюдать за второй внучкой, Варей, и записывать ее выражения по разным случаям жизни.  Кстати, Варя очень любит читать Чуковского - книгу " От трех до пяти", где писатель изучает словотворчество детей.  Варя читает ее уже несколько лет подряд, и каждый раз перечитывает мне вслух многие любимые ею строчки.
Возможно, она еще что-то наговорит, а пока у меня есть вот это.

Варе ДВА ГОДА. Я укладываю ее спать и обещаю, что   как только она проснется, приедет ее мама. Мама ездит на машине «Фиат Панда». Проснувшись, Варя просит поставить ее на подоконник. Внимательно  вглядевшись   в окно, заливается слезами: «Где-е  Фиат  Па-а-нда?!».
ххх
Варе ТРИ ГОДА. Кормлю обедом ее и   старшую сестренку Алису. Варя требует суп. Супа нет. «А я хочу суп!»– «Да нет у меня супа!» - отвечаю. Варя обращается к сестре: «Алиса, пойдем отсюда!».
ххх
Варя посещает школу развития ребенка. На уроке музыки   заявляет учительнице: «Поставь уже «Петя и волк» и на этом закончим. А то у меня уже уши болят!».
ххх
У Вари ветрянка. Она не дает прижигать болячки. Вырывается и кричит на родителей: "Вы - некультурные собаки!"
ххх
По квартире оголтело  носится щенок -  спаниелька  Эра.  Варя, понаблюдав за ней с кресла, изрекает :"Когда она забесилась,  я стала думать!".
ххх
Щенок прыгает на меня, лает , и нет возможности его угомонить. Команды «Эра,фу!»  его не останавливают. Я не выдерживаю и кричу : «Эрка, да перестань же!». Варя насупливается и едва сдерживает слезы: «Не зовите ее Эркой!». Я тут же обещаю, что больше не буду.
Нам надо поучиться у детей, как относиться к братьям нашим меньшим: – по крайней мере, с уважением!
ххх
На дверце холодильника висит календарь с портретом первоклассника Андрюши – Вариного троюродного брата.  Варя перемещает по дверце множество маленьких разноцветных и разнокалиберных магнитиков. Один из них закрывает Андрюшкин глаз. Варя ликующе кричит: «Бабушка, смотри – циклоп!».
ххх
Варя уходит домой и, пока одеваются сестренка и родители, несколько раз с кратковременными перерывами на прощание целуется с дедом. Наконец все собрались и Варя уже за порогом снова просит деда поцеловать ее.
-Да я тебя уже пять раз поцеловал!
- А у меня уже все стёрлось!
ххх
Варя  возмущенно жалуется мне:
- Я  в  России родилась! А дедушка думает, что я  в  Козероге родилась!
У Вари день рождения  в  январе.
Варе  ЧЕТЫРЕ ГОДА . Варя замечательно работала на уроке. Учительница её хвалила, а под конец урока даже поцеловала за  такие отличные знания и активность.
По дороге домой Варя сказала маме:
"Такая умная учительница, а целуется!"
ххх
Варя спрашивает маму:
-  Мама, а люди меняются?
-  В каком смысле?
- Они меняют форму, у них меняется голос..
- Ну да.
- А потом, мама, они начинают та-а-ак много какать!
Действительно, почему, повзрослев, люди начинают так много портить вокруг себя?!
ххх
Дедушка заходит в комнату и обращается к лежащей на кровати Варе:
- Что ты делаешь?
- Спроси нормально,- отвечает Варя.
- Варя, что ты делаешь?
- Спроси нормально!
- Варенька, скажи, пожалуйста, чем ты занимаешься?
- Что ты все время одно и то же спрашиваешь?
ххх
Старшая сестра Алиса лечит куклу, заклеивая ей " ранку" лейкопластырем. Четырехлетняя Варя просит: "Бабушка, дай мне тоже пластырь большой, у моей куклы большая рана". Я даю пластырь и вижу, как Варя заклеивает кукле рот.
"Варя, у нее что болит? Ротик?"- спрашиваю.
"Нет, она много болтает!"- сурово отвечает Варя
ххх
Варя любит наряжаться. Надела белый летний сарафанчик из батиста с завязками на плечах, который я покупала своей дочери, когда той было лет 13. Сарафан  немножко тащится по полу, и четырехлетняя Варя воображает себя принцессой. Надевает мою красную осеннюю шляпу. Я делаю ей из яркого пионерского галстука широкий пояс. По цвету он идеально совпадает со шляпой.
Варя подходит к зеркалу и оценивает: "Как стильно! Так все подобрано!".
ххх
Жалею, что в свое время не записывала Алису. Теперь ей уже 6 лет, и она редко выдает что-нибудь смешное. Но сегодня я не преминула записать.
Алиса зовет собаку:"Эра, ко мне!". Собака послушно подходит и садится перед девочкой. Алиса целует её в щёчку, а Эра в ответ лижет её лицо. Алиса обнимает собаку за шею и прижимается к ней со словами:"У нас с ней духовная связь».
ххх
Мы встретились с Варюшей в фотографическом музее - Доме Метенкова. Открывалась фотовыставка двух фотографов из Екатеринбурга, Софьи Насыровой и Дениса Тарасова, побывавших по воле американского консула в столице Силиконовой долины Сан-Хосе (штат Калифорния).
Варя в этом музее - свой человек, бывает здесь часто и знает все закоулки и все уголки, благо, музей небольшой, и сотрудников немного, и все с ней уже знакомы и дружат .Кстати, как и с её старшей сестрой Алисой.
Потому и ведет себя здесь Варя почти как дома, несмотря на чужих людей - посетителей.
На открытии было много народу - не протолкнуться. Потом постепенно рассосались по залам.
Спрашиваю: "Варя, тебе нравятся фотографии папы?"
- Это всё папа сделал?- осведомилась Варвара.
- Да.
- Наш?
- Твой.
- Это мой папа сделал!- крикнула Варя на весь музей, показывая пальцем на фотографию.
Палец тут же повернулся в мою сторону и Варя прокричала:
- А ты его родила!

Алиса про выборы
В выходные у нас гостили внучки, как они сами говорят, - "с ночнушкой".  В воскресенье после завтрака немного поиграли и я пригласила их пойти на выборы.
"Это как - голосовать?" - спросила шестилетняя Алиса.
Я не стала распространяться про Думу, а коротко объяснила, что всякой страной правит правительство и сегодня это правительство надо выбрать.
Алиса насупилась и категоричес ки заявила:"Я не пойду голосовать! Я не хочу, чтобы моей мамой кто-нибудь правил!"
ххх
Варя знает, что я ворчу на ее длинные до пояса распущенные волосы и каждый раз пытаюсь заплести из них косичку. Варя обычно не дает этого сделать.
Сегодня, едва войдя в прихожую и снимая верхнюю одежду, она тут же меня предупредила:"Бабушка, я распущенная!".
Через 22 дня Варе исполнится пять лет.

Варе ПЯТЬ ЛЕТ. Она не хочет ходить на занятия английским языком. Родители говорят:
- Вот поедем за границу, будем там по-английски говорить. А ты как?
- Ну и что? Вы же со мной по-русски говорить будете
- А если мы туда жить поедем? Как общаться в школе будешь с ребятами, с учителем?
- Я не поеду за границу жить! Я Родину люблю!.

ХХХ
Алиса нынче пойдет в первый класс. Несколько предыдущих лет она ходила в школу развития, в школу искусств и везде на занятиях с ней была Варя. Занималась вместе со всеми на равных, несмотря на то, что младше всех на два года.
Алиса рассказывает Варе, что в новой школе сестренке не будут разрешать сидеть на Алисиных уроках. "Тебя туда не пустят со мной", - ошарашивает она Варю неприятной новостью. Варя на секунду задумывается и заявляет: "А я договорюсь!".

ххх
Алисе ДЕСЯТЬ ЛЕТ,  Варе – ВОСЕМЬ..  Вчера у них родилась младшая сестренка Агата. Сегодня мы с ними обсуждаем это замечательное событие.
- Мне показалось, что Агата - вылитая Алиса,- говорю я.
- Если бы кто-нибудь или Агата были похожи на меня,- отвечает Алиса,- мне было бы приятно...
- А на меня никто не похож,- притворяется обиженной Варя.
- Ничего! - говорю я,- вырастешь и сама родишь на себя похожих!
- Ну-у,- тянет Варя.- Я лучше клон себе сделаю!
ххх
Варя заметила, что я подстриглась: "Бабушка, ты теперь короткошерстная!».
ххх
Варя спросила маму, что такое колхоз. Внимательно прослушала об объединении  личных хозяйств в общее, коллективное хозяйство и все правильно поняла. Через некоторое время ее заинтересовало, что это за государство такое было у нас – Советский Союз. Мама  подробно рассказала ей о союзе пятнадцати республик, объединенных в одну страну на основе добровольности. Варя тоже все правильно поняла:
- А-а! Это колхоз!
ххх

- Надо мне машину помыть, а то совсем грязная,- делится мыслью мама с дочкой Варей.

- Не надо, мама, не мой! Так я тебя сразу вижу, как с занятий выхожу, а то не найду!

Надеюсь, что это далеко не последние мои записи.


Рецензии
Прекрасно, Любовь, что Вы так много записали за Варей её детских рассуждений. У меня 6 внуков . Столько радости слушать их разговоры. На днях муж рассказал внуку Тиме о своём деде, который поучал его: " На чужой каравай рот не разевай" Внук, поедая блины в Прощёное воскресение у нас в гостях, вдруг выдал нам своё поучение:
" На чужие блины глаза не пяль". Очень понравился Ваш рассказ.
Творческих Вам успехов.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   28.03.2024 12:19     Заявить о нарушении
Да, детки радуют своими высказываниями, неожиданными своим словотворчеством. Вам спасибо за отзыв, Галина!

Любовь Тарасова-Горина   28.03.2024 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.