Правда и фантазии о Великом крае Глава 37

Правда и фантазии о Великом крае Глава 37.
Что в мире происходит.
Чтобы понять жизнь Сибири в смутные времена, нельзя обойтись без краткого рассказа о событиях которые происходили за Уральским хребтом и западнее. Да и Восток с разрушенным Китаем и растущей, как на дрожжах, Японией не дремал.
Сибирь огромна, большинство жителей и не знали других мест. На этот, бесконечный по просторам и богатствам мир, с алчностью взирали  европейцы, азиаты и американцы.
Многих не устраивало господство Российской Империи на этой территории. Японцы в 1905 году сделали первый шаг для передела собственности, США, захватив Аляску, показали свой аппетит, Британцы пока наблюдали. Всем было ясно: на этом дело не остановится.
Но внешняя политика в начале двадцатого века не так была важна для жителей Империи, как политика внутренняя. То, что творилось в корневой России, может впервые, так прямо влияло на Сибирь.
По многим причинам государство стало не справляться с задачами управления, и система социальных отношений требовала корневой перестройки. Этого, к сожалению, не понимал Николай Второй и его окружение. Он шел на уступки под влиянием обстоятельств, и всегда опаздывал.
Проигранная война с Японией стала катализатором первой революции. Ее результаты были частичные, и не удовлетворили большинство. В смысле, большинство политиков, народ до сих пор, в большинстве своем, туманно понимает суть интриг и игр того времени.
Наконец в России свершилась Февральская буржуазно-демократическая революция. 2 Марта Николай Романов отрекся от престола за себя и сына, что было незаконно,  в пользу брата Михаила. Тот отрекся 3 Марта, правда, от казни этого трусоватого потомка Петра Великого не спасло. Самодержавная монархия на Руси пала.
Вроде всем прогрессивным силам радоваться  надо. Но вождь большевистской партии Ленин, проживавший в Швейцарии (это не в Сибири), был недоволен. Власти в стране (а там и в мире) эти события (буржуазно-демократическая революция, свержение монархии) самой агрессивной партии в истории не давало. Покой эмигрантам даже не снился.
Были выдвинуты Апрельские тезисы. Главный пункт: буржуазная революция, без остановки, должна перейти в социалистическую. Это должно произойти под руководством большевиков, которые будут опираться на пролетариат и беднейшее крестьянство. Заметьте: не бедное, а беднейшее.
На первом этапе необходима диктатура, чтобы победить внутренних и внешних врагов. Диктатура кого? Пролетариата под чутким руководством профессиональных революционеров. Обученный оголтелой  интеллигенцией пролетариат, должен был нести свет знаний всем остальным (прежде всего крестьянам).
Это была настолько оригинальная идея (построение социализма, минуя капиталистический этап), что даже ближайшие сподвижники вождя (Каменев и др.) не приняли ее. Зато Зиновьеву, похоже, было на все плевать, лишь бы въехать в Кремль (оттуда оказалось близко до Лубянки, но это в будущем).
Решения, одетых костюмы дядечек  в Петрограде, Женеве, Лондоне, которых никто кроме полицейских не знал, как это не странно  напрямую повлияли на судьбу крестьян Сибири. Следует подчеркнуть, свободных крестьян; помещиков в Сибири не было.
Нас, конечно, больше всего интересует, как и почему решался крестьянский вопрос, почему, столь дико и нерационально. Надо вернуться во времени немного назад.

Сибирь. Поступь Революции.
Через год в потребительское общество стали поступать кое-какие сельхозорудия и Фока приобрел плуг. В отличие от неустойчивой сохи, пахать плугом было одно удовольствие. Стало намного легче и семье и коням.
В сенокос работали вместе с семьей Уты и Василия. Там, где трава была на ровном месте, нанимали косилку, а остальную траву косили вручную. Затем высушенное сено гребли, укладывали в копны и метали в зароды.
Во время жатвы, молотьбы и очищения зерна от мякины пользовались машинами, которые брали за определенную плату у богатых мужиков.
Пшеницу и рожь, сильно наклонившуюся, жали серпами.
Без артельности, только вдвоем, Фока с отцом молотили гречиху да рвали и настилали лен.
Гречиху молотили по старинному способу. Когда начинались заморозки, железной лопатой срезали верхний травянистый слой и делали земляной утрамбованный круг диаметром метров восемь, похожий на цирковую арену. На изготовленный ток в виде широкого кольца раскладывали вороха гречихи. Затем верхом на коне Дима ездил по этой массе, и зерно из стеблей осыпалось на гладкую землю.
Более же совершенной по качеству, но очень трудоемкой была молотьба гречихи цепами. Фока и этому Диму учил. Способ заключается в том, что по наложенному тонкослойному вороху гречихи били цепами. Цеп состоял из двух палок – била и стержня. Било представляло из себя короткую утолщенную полуметровую, или чуть больше, березовую палку, а стержень обычно прочную, как у лопат и вил, рукоятку, длиной метра полтора. Конец била связывался с концом длинной рукоятки сыромятным ремешком с оставлением расстояния между ними в семь-десять сантиметров.
Во время молотьбы поочередно поднимали цепы на высоту выше головы и ударяли ими о гречиху и землю так, чтобы било ложилось плашмя.
Молотьба цепами – увлекательное дело. Отбивается такт как у кузнецов: тук-плук, тук-плук, тук-плук. В старину на гумнах такая молотьба в определенном ритме, особенно втроем или вчетвером, буквально звенела. В человеке все было в движении, в контакте с другими работающими, в созвучии увлекательного ритма. Это был прекрасный, и, в то же время полезный, спорт.

Что в мире происходит 2.
Большая часть коренных сибиряков – потомки казаков, добрая часть которых состояла из беглых крестьян, которых принимали на Дону и Днепре, несмотря на запреты властей. Им с монархистами было не по пути, некоторые из которых требовали возвращения крепостного права.
Много было ссыльных. Таким образом, внутренний антигосударственный настрой позволил большинству сибиряков относительно легко принять революцию. К этому добавлялся врожденный бунтарский дух, преклонение перед лихими людьми (разбойниками).
Ермак начал покорение Сибири против воли царя. Иван четвертый (впоследствии прозванный грозным) не хотел сориться с ханом Кучумом, хозяином северного осколка Золотой Орды. У правителя Руси дела на внешних фронтах (Ливония, Крым) были совсем плохи. Царь не мог помочь русским конкистадорам ни войском, ни оружием, ни деньгами. Экспедицию Ермака снарядили Строгановы; бывшие крестьяне, завоевавшие власть и богатство своим умом, смелостью, предприимчивостью и трудом.
Борис Годунов, отменив Юрьев день (день ухода с земли), закрепил крепостное право. Все, кто имели тягу к воле, силу духовную и телесную, бежали от рабства, в основном, в Сибирь. Закрепощение народа дорого стоило Годунову и его детям; народ поддержал самозванца, династия пала, не успев начаться. Генетическая (архетипическая) тяга к свободе привела  к тому, что сибиряки легко поддались на лживые посулы  большевиков.
Кроме того  Годунов сумел вызвать к себе ненависть народных масс введением жестких антиалкогольных законов.
Это не последний случай в нашей истории, когда борьба с «зеленым змием» сопровождает гибель режима. Так было и при Николае Втором. Как только Россия вступила в мировую войну, был объявлен сухой закон. Вроде логично, но Советский режим в подобных обстоятельствах поступил иначе, и войну выиграл. Стоит ли в условиях стресса отнимать у народа самый надежный и доступный анксиолитик (успокаивающее, антидепрессант)?
Борьба с пьянством предшествовала падению СССР, Российской империи, государству Годунова, правлению царевны Софьи с Голицыным…
Эти совпадения не случайны. Отношение к алкоголю – индикатор отрыва власти от народных чаяний. Оскорбительные запреты пробуждают бунтарский дух.
Алкоголизм в России весьма распространенное заболевание; оно имеет генетическую природу и связано с врожденным нарушением обмена веществ. Истинные алкоголики не могут не пить, лишая их спиртного, государство резко увеличивает количество опасных психопатов. Кто должен отличать истинных алкоголиков от простых пьяниц? Наркологи. Но они, в большинстве своем, абсолютно профессионально непригодны. Многие, даже, не имеют диплома врача. Вот о чем стоит думать власть предержащим.
Законы против пьянства и курения, которые издает нынешняя Дума, пока порождают только злобный, нервный  смех, что же будет дальше? Эх, господа! Как бы и вам не услышать в неприятный момент Дубинушку, и на собственной шкуре ощутить, что лгать вредно для здоровья.
Врядли Николай 2 не читал Карамзина, который предупреждал, что история  учит не повторять ошибок. Читал, но, видимо не понял; решил, что законы жизни не для него.

Сибирь. Поступь Революции 2.
Труд за миллионы лет из первобытного нашего предка развил и сформировал современного интересного человека. Но труд понятие очень широкое. Он может быть самым разнообразным. И, пожалуй, из всех его видов наиболее эффективным и гармоничным является труд селянина.
Крестьянский активный физический труд при нормальных условиях жизни делает человека исключительно красивым.
Жизнь после первой мировой и гражданской войны входила в норму в деревне, пожалуй, быстрее, чем в городе. Правда, купить было почти нечего, да и не на что. Полки потребительского общества наполовину пустовали. Не было спичек, керосина, соли. Но народ быстро приспосабливался к этим условиям.
За солью мужики ездили артелью в Хакасию на соленое озеро. Вместо спичек применялись огнива с высечением искры на трут. Для освещения помещений пользовались жирниками с фитильком на краю черепка, самодельными свечами да смоляками.
Смоляки нарубались в тайге из смолистых сосновых пней. Они в виде маленьких поленцев длиною с кисть руки укладывались по несколько штук на шестке русской печки и медленно, но хорошо, горели. В избе было довольно светло. Дым уходил в трубу. Воздух от этой тяги становился чище. Долгими зимними вечерами возле таких смоляков у печки можно было прясть, рукодельничать, заниматься починкой и даже читать.
Ситец, иногда и сатин, в сельской лавке были. Нитки тоже. Ткани на белье и рабочую одежду ткали сами. Шерсть, пимы, а затем и овчины для шуб, обеспечивались подрастающими овцами.
Хозяйство, по сути, стало натуральным.

Что в мире происходит 3.
Русско-японская война нанесла трагический удар по самодержавию, не в плане материальных потерь, которые оказались не такими уж большими; потерян был авторитет власти. Война России по большому счету была не нужна, японцы покушались не на целостность Империи, а на материальные интересы, в том числе,  Великих князей. Страна была объективно не готова к войне, но простой обыватель в Сибири видел другое: царь-батюшка не способен защитить свой народ от внешних завоевателей и внутренних воров.
Власти простить могут многое, но не слабость. Не могли справиться не только с внешним врагом, но и с коррупцией, которая разъедала армию и промышленность. Царь оказался плохим хозяином на своей земле – это приговор с точки зрения крестьянина.
В казацких дружинах, из которых образовалось корневое население Сибири, царило не только равенство, но и интернационализм. Сибирякам чужд шовинизм. С другой стороны, крайне реакционные направления  православия  порождали  юдофобство (антисемитизм). В Сибири находили отклик призывы черносотенцев, случались погромы. Надо было найти виноватого.
Примитивное понимание православия порождало у казаков и их потомков сибиряков наследственный антисемитизм, не осознаваемый разумом. Чувство неприятия чужаков было архетипическим (исторически обусловленным).
Во многом юдофобство большинства крестьян было следствием страха перед любой иностранщиной, который порождал  ненависть  к инородцам. Это было следствием церковного и национального раскола во времена Никона,  во многом бесчеловечных, диких по форме преобразований Петра Великого.
Руководство партии большевиков времен Октябрьского переворота практически целиком состояло из евреев. Кроме того, Ленин был слишком близко связан с немцами. Ходили слухи о том, что большевиков финансируют и опекают германские империалисты. Позорный Брестский мир, сделал эти подозрения доказанными.
Факт предательства национальных интересов  создал  благодатную почву для того, чтобы Сибирь отвернулась от Советов, и повернулась в сторону Колчака (Белого движения).

Поступь Революции 3.
В условиях натурального хозяйства Фоке было намного труднее, чем безвыездно жившим землякам. Надо было заново обзаводиться не только пашней, огородом, надворным хозяйством, но и разными снастями, инструментом, чтоб мастерить необходимые орудия труда,  косить и жать, обрабатывать пеньку и лен, чтоб свить веревку, связать сеть, сделать ту или другую мелочь.
Нужно было платить и за аренду дома.
Трудности жизни требовали дополнительной работы. После уборки хлеба семья Фоки стала плести и затем продавать коробы.
И на втором году возвращения в Алтат жизнь шла еще в большой нужде. Ели только хлеб да картошку.
К концу лета и хлеба стало не хватать. Надо было начинать жатву, а семья Фоки шла к дяде Михаилу, чтоб заработать у него муку. За три дня работы с серпами он отвесил трем работникам – Фоке, его жене и Диме, из своего большого сусека лишь неполный мешок. Только после этого семья Фоки стала жать у себя.
Так проявилась скупая оценка труда богатым мужиком даже к родному брату. Батрачить было мучительно. Бывало и в воскресенье – работа и работа, без конца. Хозяин посылает в поле накосить и привезти траву, а хозяйка подает туес объемом с полведра и добавляет: «Уж ты заодно набери там и смородины».
Богатые мужики сами готовили себе погибель. Не доводи ближнего до края,  за которым забываются все связи, в том числе кровные.

Что в мире происходит 4.
Легко перечислять события, происходящие во внешнем мире, гораздо труднее понять, как они действуют на отдельно взятое существо. Похолодание совершенно по-разному действует на теплокровных животных (птицы, млекопитающие) и на холоднокровных (земноводные, пресмыкающиеся). Так и с историческими процессами; события в Петрограде совершенно по-разному воспринимались местным населением и глубинкой.
К началу двадцатого века в России было примерно такое соотношение населения: 4 миллиона интеллигентов и буржуазии, 40 миллионов рабочих и 150 миллионов крестьян. К бывшим крестьянам можно приплюсовать и большую часть армии (15 миллионов). Понятно, что чем дальше от центра, тем больше процент населения смещался в сторону крестьянства.
Крестьянство по своей сути консервативно. И это понятно; труд на земле однообразен и стабилен, в то же время зависим от смен времен года. Крестьяне подобно перелетным птицам живут в гармонии с вселенскими часами. Получение урожая и молока  требует пунктуального выполнения обязанностей по отношению к земле и скотине.
Из событий после Русско-японской войны наиболее чувствительной для сибиряков оказалась реформа Столыпина. Впервые в истории Руси власть хотела не только использовать крестьян, но и помогать им. Давались кредиты и земли. Многие не сумели воспользоваться уникальным шансом, но это была вина лени и слишком долгого рабства. Если бы в России появились настоящие фермеры, история бы пошла другим, не столь кровавым путем.
Столыпин был убит левым эсером. Странно, ведь партия эсеров была наследницей народовольцев, которые призваны были защищать народ. По сути, они являлись неонародниками. Но плевать на народ было организовавшим покушение, им нужен был бунт, во время которого удобнее грабить.
Именно эти умеренные социалисты пытались поставить страну на колени, используя террор. Убийство Александра Освободителя и Столыпина не могло быть понято крестьянством иначе, как предательство Родины и ее интересов. Отсюда недоверие ко всем левым партиям.
На примере партии эсеров можно понять, как формировалось отношение к политиканам в крестьянской среде, и почему слово «демократ» до сих пор является ругательным.
Эсеры говорили об особой роли интеллигенции и крестьянства в России, причем последнему отводилась декоративная роль. Этакий улыбчивый бородач-пахарь с картинок передвижников. Еще баба с коромыслом, которая тащит два ведра, и радуется при этом.
При этом эсеры считали, что пролетарии и крестьяне не способны к созидательной работе. Поэтому призывали к аграрному террору; поджоги, убийства.
Стоит ли удивляться злорадству, с каким народ воспринял крушение Временного правительства, которое возглавлял эсер Керенский, затем, физическое уничтожение эсеров большевиками?
После Октябрьского большевистского переворота получилось, что крестьянство осталось без собственной партии, практически бесправной массой, как при крепостничестве.

Поступь Революции 4.
На третий и четвертый год жизни в Алтате положение семьи Фоки заметно улучшилось. Постепенно отпала необходимость в приработках. Освоив землю на лугах, земля «специализировалась» на производстве только пшеницы и рассыпчатой картошки. Они на новые деньги были в цене. На матери лежало огородничество.
Дима любил семейную пашню. Место на лугах очень красивое. На юге, в километре от избушки, начинался сосновый бор. В северной стороне, тоже в километре, сразу за Чулымом с высокой горы спускалась тайга. Вблизи от избушки на незатопляемой гриве красовалось золотистое поле пшеницы. В средине его стояли две большие высокие сосны.
Этот прекрасный вид представлял полнейшее сходство с известной жизнеутверждающей картиной И. И. Шишкина «Рожь». Думается, уж, не в тех ли местах он ее срисовал. Надо бы только вдали показать изумительные склоны тайги.
С преодолением трудностей становился таким же спокойным, как этот вид природы и более общительным Фока. Он не только учил Диму крестьянскому мастерству, но воспитывал также морально. Рассказывал много примеров из жизни, про необходимую настойчивость в труде. Мечтал построить снова дом, стать справным хозяином.
Бывало, жнем, а жать серпами с раннего утра до позднего вечера, то и дело, нагибаясь, было очень трудно: болит спина, берет усталость. Посмотришь: до края поля еще далеко, а солнце спускается медленно. Фока  же после перекура подбадривает: « Ничего, Митя … Давай! Давай! … Глаза боятся, а руки делают».
Жизнь стала улучшаться по всем направлениям. Страна после четырех лет империалистической войны и трех лет гражданской войны вступила в период восстановления народного хозяйства.
Но случилось бедствие.  В 1920 году в ряде районов страны была засуха. Государство приняло чрезвычайные меры. Была введена продразверстка. Но в 1921 году засуха стала еще больше. Неурожаем было охвачено 34 губернии с населением до 30 млн. человек.
При этом стихийном бедствии одни голодали, другие не хотели поделиться хлебом. Особенно упорствовали богатые мужики. Борьба за хлеб стала важнейшей государственной задачей. Чтобы спасти голодных, хлеб приходилось брать и силой. Эта борьба обострилась и в Алтате.






Рецензии