Вспомнилось...

Вспомнилась моя бабушка Вера...
Я была примерно такого же возраста, как мой внук Дима - ходила в 5-6 класс. У нас давно уже был телевизор -  с начала шестидесятых маленький КВН с огромной линзой, папа еще на Васильевском принес и все соседи сбегались смотреть передачи. Чудо было настоящее! Непросто было настроить домашнюю антенну - усы, чтобы не рябило и были различимы люди. Потом на Гражданке появился "Рекорд". Папа не жалел денег на обновление техники. Бабушка Вера часто болела, сердце было слабое после пережитой блокады в Ленинграде. Я теперь жалею, что не расспросила ее о тогдашней жизни, о ее молодости. Полно было у меня дел, пробегала мимо нее, еле замечая. Про войну и блокаду в семье не говорили, возможно, слишком тяжелые были эти воспоминания. Бабушка часто ворчала на меня, что не смотрю телепередачи - ведь там столько интересного, а мне впечатлений хватало в школе и на улице. Гораздо веселее гулять с Ольгой по Пискаревке, чем таращится в ящик. Теперь наоборот - все уткнулись в экраны и внуков не вытащить на прогулку...
За мою жизнь все так изменилось. Я еще помню, как пользоваться утюгом с углями внутри, сколько нужно нагревать на газу чугунный утюг, чтобы не спалить одежду. Помню телефоны с дисками, как включали телевизор без пульта, и как долго я привыкала к этому самому пульту, к его кнопкам.
Как-то жили без сотовых. Уходили гулять надолго, уезжали в дальние походы и родители не сходили с ума от неизвестности. Я сама ждала детей у окна и чувствовала, что все хорошо у них. Сейчас привязана к телефону, как коза на веревке. Только отойдешь на кухню без него - обязательно звонит и дочка еще возмущается, почему долго не отвечаю, а он на мокрые руки не реагирует...
Все мы теперь под колпаком и удивляться нечему.
Моя бабушка Вера пережила войну, она рыла окопы, голодала, а я не расспросила ее. Не узнала, как они жили до войны. Бабушка Маша рассказывала как-то про революцию 17 года, я ее даже записывала на магнитофон. Но все куда-то потерялось и устарело. Магнитофон двухдорожечный появился у меня первой в 7-м классе, папе его от общества слепых выделили, чтобы слушать аудиокниги.  Я записала песни и таскала его на вечера в школе. Потом появились 4-х дорожечные, а потом кассетные переносные, а потом плейеры... И всего-то лет за десять все изменилось. Чудеса!!!
А внуки понятия не имеют, как жить без телефона...
На даче света не было долго, жили с керосиновой лампой, фонариками и свечками, примус был, печку я сложила на улице, на ней варили еду.
Весело было и счастливы были, потому что молодые и здоровые. И совсем не зависело наше счастье от бытовых удобств. 
Я рано это поняла - посади меня хоть во дворец, а если нет рядом друга душевного, все бесполезно... И сейчас так думаю, но иллюзию про душевного друга оставила в прошлом, каждый человек уникален по-своему, счастлив может быть только на свободе, а совместное пребывание накладывает разные обязательства.
Даже собака иногда вынуждает гулять с ней, когда не особо хочется... 
Вот и радуюсь одиночеству... Хотя...


Рецензии