Тень Гитлера

Кто из читателей моего поколения не помнит фильм «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой, поставленный по произведению Юлиана Семенова?  В нем роль одного из руководителей Третьего рейха Мартина Бормана играет Юрий Визбор.  «Секретарь дьявола», «коричневое преосвященство», человек, постоянно находившийся за троном фюрера, являвшийся его вторым «я», его тенью – это Мартин Борман.  История знает этого «злого гения» как одного из самых значимых нацистских главарей, как наиболее таинственную и наименее публичную личность, намеренно избегавшую гласности и презиравшую награды, чины и общественное признание.

Молодые годы

Сын Теодора Бормана - обычного почтового служащего - появился на свет 17 июня 1900 года. В 18-летнем возрасте он был призван в армию, затем участвовал в Первой мировой войне. Видимо, военное дело Мартин Борман не любил, так как служил обычным денщиком: подавал кофе, носил чемоданы с чужим имуществом, чистил сапоги. Хотя кичился тем, что был рядовым в артиллерийском полку, чему якобы имеются документальные доказательства. Являясь любителем деревенской жизни и вынашивая мечту стать грамотным фермером, он после демобилизации окончил курсы специалистов сельскохозяйственной отрасли, успев в период обучения вступить в антисемитскую организацию.

По окончании учебы Мартин устроился инспектором в имение фон Тройенфельса, руководившего местной ультраправой организацией, где в полной мере проявил свои способности конторского служащего. Имея высокое жалование, Борман тайком приторговывал краденым из имения и однажды был пойман «на горячем» школьным учителем, Вальтером Кадовым. Учителя Борман Мартин и его друг убили, за что попали на скамью подсудимых. По непонятным причинам совершенное преступление было признано непреднамеренным, и Бормана приговорили к тюремному заключению сроком на 11 месяцев, отсидев которые, он вернулся на старое место службы как герой, понесший наказание за справедливость
 
Воровская, спекулятивная деятельность вновь увлекла его, что не мешало Борману проявлять себя в политике. Еще до осуждения он вступил в ДНФП – одну из влиятельных партий Германии, а в 1922 году состоял в бригаде боевиков Г. Россбаха. Придя к выводу, что здесь ему тесно, так как дальше пьяных посиделок со слезливой руганью правительства дело не заходит, серьезно заинтересовавшийся идеями нацизма, Борман уехал домой, где вступил во «Фронтбанн» - нелегальную военную организацию штурмовиков СА. В 1927 году Борман вступил в ряды НСДАП, стал помощником гаулейтера Фрица Заукеля, а впоследствии руководителем отдела страхования и начальником хозяйственного отдела. В 1929 году сочетался браком с Гердой Бух – дочерью главного судьи нацистской партии.

Свидетелями на свадьбе были Рудольф Гесс и Адольф Гитлер. Борманы стали родителями десятерых детей, девять из которых выжили. Первому ребенку в честь крестного родителя дали имя Адольф.

Мартин Борман как семьянин

Взаимоотношения супругов вызывали недоумение в партийных кругах - стоило Мартину свистнуть, и Герда была у его ног. Она никоим образом не испытывала унижения от своей щенячьей преданности. Она поддерживала мужа во всем, даже в отношениях с другими женщинами законная супруга подсказывала и давала советы. Видимо, поэтому связь между супругами была очень прочной.

В конце 1929 года по заданию фюрера Борман Мартин создал и сам же возглавил Национал–социалистический автомобильный корпус. Успешный дебют был замечен, и в начале 30-х годов Борман тесно работал с Генрихом Гиммлером, успешно используя накопленный опыт недавних спекуляций. За плодотворную и усердную деятельность его взяли финансистом в Имперское руководство. Именно здесь при решении денежных вопросов государственного масштаба у Бормана проявились дипломатические способности, способствовавшие приобретению поддержки фашистского движения со стороны солидных германских фабрикантов.
 
В Берхтесгадене Борман отстроил дом Гитлера - Бергхоф (даже зарегистрированный на Бормана), а затем был его управляющим, возложив решение всех финансовых вопросов на себя. Должность рейхслейтера, генерала СС, руководителя аппарата Рудольфа Гесса, личного помощника фюрера – все эти ступени Борман легко преодолел для того, чтобы стать необходимым лично Гитлеру. Ему вверялась организация партийных съездов, а также такая деликатная работа, как проведение «чисток» в аппарате НСДАП. Для полной безопасности Борман, заимевший неприязнь «старых бойцов», вступил в СС, благодаря чему практически стал во главе кадровой политики НСДАП. Это позволяло ему распоряжаться судьбами нацистов по собственному усмотрению. Отправка неугодных на фронт, отставка, наговор, вздорное обвинение либо приближение к себе – жизнь и карьера подчиненных теперь находились в его руках.

Борман настолько негативно относился к христианству, что, помимо яростного преследования Церкви, официально вышел из нее. В 1937 году он наложил запрет на вхождение в НСДАП людей, имеющих духовное звание, а в 1938 году издал распоряжение, в котором говорилась, что за истинную веру следует принимать мировоззрение национал–социалистов. Даже всеми любимое Рождество вызывало у Бормана и его жены (ярой сторонницы взглядов супруга) неприятные ассоциации и укрепляло уверенность в том, что ни один из их детей не попадет под тлетворное влияние христианской веры. К сожалению, жизнь распорядилась иначе - дети Мартина Бормана стали римскими католиками, а Адольф Мартин, старший сын, священником.

Незаменимый личный помощник фюрера

В 1941 году Борман, ставший абсолютно необходимым для Гитлера и принимавший участие в каждом обсуждаемом решении, занял освободившуюся вакансию потерявшего доверие партии Рудольфа Гесс, который перелетел в Англию и там был интернирован. Его назначение можно было предугадать, но оно не приветствовалось окружением фюрера. Бормана не любили за секретные махинации, он не был знаком с общественностью, а его трудолюбие вызывало подозрение. В качестве личного секретаря Гитлера он возглавил Партийную канцелярию, сосредоточив в своих руках все рычаги партийной власти – огромной и сравнимой разве что с властью Сталина на закате жизни Ленина. Эффективную работу огромного бюрократического механизма обуславливали такие факторы, как:
- титаническая трудоспособность и энергия Мартина Бормана;
- его незаменимость для фюрера;
- беспрестанная бдительность;
- постоянное вмешательство в дела;
- тотальный контроль за кадровыми перестановками;
- неустанные требования дисциплины.
В роли секретаря фюрера Борман Мартин был идеален - угадывал желания своего покровителя, преданно, ненавязчиво и безропотно выполнял все приказы своего руководителя, которому был предан абсолютно искренне.

Четкость, понятность и краткость докладов с умелым подбором фактов, искусно сочетающихся с нитями интриг и обманом, почти всегда обуславливали принятие фюрером решений, требуемых Борману. Пока Мартин Борман пользовался благосклонностью Гитлера, никто даже не пытался его скинуть с места, добытого таким кропотливым трудом.

Борман против политической верхушки

Да и сам Борман Мартин старался любыми методами держать конкурентов на расстоянии, всегда сохраняя и грамотно используя ведущее положение. Он добился падения авторитета Геббельса, Гиммлера, Риббентропа, Геринга и прочей верхушки рейха. Однако торжество «короля партии», как его прозвали враги, не было продолжительным. Ход войны обернулся неумолимо надвигающейся катастрофой. 10 августа 1944 года по инициативе Бормана в Страсбурге были собраны представители тяжелой и военной промышленности. На сборах обсуждались возможности вывоза за пределы страны «партийного золота» с целью сохранения средств для возобновления нацистского движения при наступлении

Незадолго до смерти, в конце апреля 1945 года, Гитлер назначил Бормана на нововведенный пост - рейхсминистр по делам партии. После неудавшихся переговоров с Жуковым о перемирии, самоубийства Геббельса Борман решил спастись любым способом, вырвавшись из окруженного Берлина. С тех пор живым его никто не видел.

Оставалось только предполагать, куда пропал Мартин Борман. Он мог умереть, но труп так и не был найден; мог сбежать, но тогда рано или поздно о нем появились бы какие–то известия. По причине отсутствия трупа в 1946 году Борман был заочно осужден Нюрнбергским трибуналом и приговорен к казни.

Три жизни Мартина Бормана

По одной из версий, Мартин Борман, прихватив «золото партии», бежал в Южную Америку, где стал крупным землевладельцем.

Вторая версия предполагает, что Мартин Борман – агент советской разведки, который был завербован в 1939 году. 29 апреля 1945 года, удостоверившись в смерти Гитлера, он сдался советским войскам и тайно проживал на территории СССР. В 1972 году он умер и был похоронен в Лефортово, на старинном кладбище. Никакими доказательствами эта версия не подтверждается.  Есть только ссылка на мемуары шефа политической разведки РСХА Вальтера Шелленберга, который считал, что Борман и Мюллер сбежали в СССР. Но свои мемуары Шееленберг писал, находясь в лагере у британцев, и, скорее всего, под их диктовку.

Биография Бормана Мартина по третьей версии, наиболее правдоподобная, ставит точку на его жизненном пути 2 мая 1945 года. По всей видимости, путь, который для побега из Берлина наметил Борман, был закрыт. Понимая невозможность спасения, он раскусил ампулу с цианистым калием. В 1972 году в Берлине при прокладке трамвайных рельсов были найдены человеческие кости, предположительно распознанные как останки Бормана. В 1998 году анализ ДНК, на который дал согласие Мартин Борман младший, окончательно подтвердил это. Прах Мартина Бормана был развеян над нейтральными водами Балтийского моря.

Один из известных отечественных историков, Андрей Фурсов, не верит в гибель Бормана в начале мая 1945 года,  считает, что тому, как и шефу гестапо  Мюллеру, удалось выскользнуть из Берлина, он скрывался долгие годы в Испании,  собирался перебраться в Аргентину, когда там в 1946 году Перон был избран президентом Аргентины. Перон и его супруга Эва (Эвита), руководившая реализацией социальных программ, пользовались большой популярностью среди народных масс. Именно в этот период супруга Перона приезжала в Испанию на встречу с Борманом, и они договорились об условиях переезда Бормана в Аргентину.  «Деньги партии» были предназначены для этого, при этом, как считает Фурсов, четверть из них предназначалась лично Борману.  Фурсов даже зачитал перечень валюты, драгоценностей, золота, платины, которые должны были остаться в Мартина Бормана. Сумма получалась очень большая. На этих деньгах Аргентина сделала рывок в своем экономическом развитии.

Но Эва Перон «кинула» Бормана, и он этого не простил. Вскоре Эва заболела раком и умерла. Фурсов думает, что этому поспособствовали подельники Бормана, ведь в Германии велись работы по созданию препаратов для лечения онкологических процессов. А раз так, то могли знать, как заразить человека, у которого мог развиться рак.

В попытках исчерпывающе узнать о жизни, о подробностях исчезновения и дальнейшей судьбе «правой руки» фюрера было снято множество документальных фильмов. Из ряда многих работ можно выделить:

 «Нераскрытые тайны. Где и когда умер Мартин Борман». Документальный фильм выдвигает несколько версий развития его дальнейшей судьбы. Есть даже предположение, что Борман был похищен британской разведкой.

«Мартин Борман. В поисках золотого наци». В этой работе режиссерская команда пытается проследить путь «неуловимого наци» с целью проверить любые, даже самые неправдоподобные версии его исчезновения.

«Мартин Борман. Секретарь дьявола». Это российская работа. Здесь пытаются правдиво показать зрителю, кем был Мартин Борман, биография которого заканчивается многоточием. 

И я хочу завершить своё повествование о тени Гитлера тоже многоточием…


Рецензии