Непорочная

(Драматичная пьеса, действие которой происходят в России, в Москве во времена  царствования Ивана Грозного)
Действующие лица:
Княжна Екатерина Борисовна Богданова, юная девица восемнадцати лет. Красива, тёмно-русые длинные волосы носит в толстых длинных косах (то две косы, то одна), лицо украшают выразительные большие жгуче-чёрные очи и широкие брови, лицо же настолько юное, бледное, что видно, что никакой краской для лица или губ не пользуется. Наряжена красиво, богато, в лучших русских и византийских традициях, шикарные с позолотой и кружевами рубашки, сафьяновые сапоги, небольшой драгоценный венец, атласные и парчовые сарафаны и летники (тут уже детали доработают костюмеры и гримёры).
Князь Ярослав Кириллович Харитон, молодой крепкий  русский парень чисто славянской внешности 24-27 лет, в богатой ферязи.
Князь Иван Кириллович Харитон, младший брат Ярослава, хоть одет тоже богато, в ферязь, но выглядит намного моложе, ему 17-18 лет, и приветливее.
Царь Иван Грозный, одет и выглядит, как в самых неприглядных своих портретах, хоть и с роскошью, но со всеми очень агрессивен, а в руках драгоценный, но очень тяжёлый посох.
Князь Борис Игнатьевич и Марфа Даниловна, пожилые морщинистые седые родители Екатерины, Борис Игнатьевич одет в лучших традициях боярина, а Марфа очень скромно, и поведением отличается робким.
Князь Кирилл Дмитриевич Харитон, пожилой богатый вдовец, хоть и видно, что в годах, морщины, немного седины, но богатое русское убранство, охабень с козырем и с соболями скрашивают возраст.
Максим, очень характерный опричник, молодец 25 лет, близкий друг царя, во время постановки ходит в форме опричника и дорогих перстнях.
Холопка Аглая, служанка Екатерины, женщина в скромном русском сарафанчике и платочке
Царевич Иван, взрослый сын Ивана Грозного, одет шикарно, в лучших русских традициях, соболях, сафьяновых сапогах
Палач, здоровый сильный мужчина
Простой народ-зеваки, пять человек, (две женщины и три мужчины), одеты в русскую народную одежду
Действие первое
(красивая боярская палата с расписными сундуками и дорогими иконами, а в центре красивой скатертью накрыт стол, за столом сидят князья Ярослав и Иван)
Ярослав( со скучающим видом и тоном): Эх, Иван,  Ванёк, браточек, скучно что-то совсем в отцовских боярских теремах нам-то с тобой, молодцам таким. Не, надоело отцу подчиняться во всём, его вечные нотации слушать, пойду я, наверное, опричником служить, чтобы своей жизнью зажить. Опричникам ведь можно всё, буду гулять, пировать, стащу себе пригожую девицу, так, для «большой чистой любви» на сеновале. ( похихикивает, пригубляет из кубка немного вина)
Иван (немного насторожено): Эй-эй, Ярослав, брат, ты это… осторожней немного с такими мыслями и словами, я бы лично туда, в это осиное гнездо опричников не только не пошёл, я бы за три версты обходил бы гадюк этих царских. Во-первых, мне очень не понравилась твоя фраза про грех с ворованной девицей на сеновале, серьёзно, такое грехом сильно пахнет, мы всё-таки православные люди, лучше не бери на себя такой тяжкий грех, вообще, пора быть серьёзней и по легкомыслию не хватать всяких грешков, а то потом тяжко самому будет. Не мне, младшему брату, учить тебя, старшего, таким важным вещам, как вера, как хранение целомудрия…
Ярослав(со смешком перебивает Ивана): Ладно-ладно, Ваня, братушка, пошутил я про воровство девок, успокойся, что ж ты ханжа-то совсем такой! Ещё целомудрие соблюдать, хм, я и не собираюсь!
Иван (сердито, строго нахмурив брови): Так, Ярослав, не перебивай меня хоть раз в жизни, ещё раз скажу, что я не одобряю твоего легкомыслия по-поводу девиц. И это — не ханжество, это очень важный вопрос. Во-вторых, ты не знаешь нрав нашего царя-батюшки, Ивана Грозного, ой, не даром его бояться люди, о его бесчеловечности, сравнимой с беспощадностью язычников, такие разговоры ходят. И, если ты даже опричник, это тебе не даёт никакой безопасности: не угодишь царю и пойдёшь прямой дороженькой на плаху…
 
Ярослав (смеётся): Да, ладно, Ваня, брат, преувеличивают сильно уж люди, побалакать просто любят, наш царь очень даже колоритный харизматичный человек…
Иван (качает недовольно головой): Ой, вот уж ума тебе Господь Христос не дал почему-то. Не дай Бог тебе в жизни нос к носу с таким (передразнивает Ярослава) «колоритным  харизматичным человеком» столкнуться, упаси тебя Господь. А насчёт девицы… знаешь, нынче слышал я в Москве разговоры, что у пожилого очень знатного боярина, князя Бориса Игнатьевича Богданова дочь есть, княжна Екатерина, девушка красоты неземной: косы тугие, смоляные, очи жгучие, брови соболиные. А ещё славна она нравом христианским православным добрым своим: обильно сиротам, больным, нищим помогает, в церковь исправно ходит, с усердием молится, исповедуется, причащается, монастырям деньги жертвует, родителям покорна, трудолюбива, молчалива. А ещё она очень девственностью своей дорожит, как христианка, за все добродетели её народ прозвал «Непорочная». Вот если бы такая девушка замуж за тебя пошла, было бы тебе тогда, чем гордится, а что там эти хлопки да крестьянки…
 Ярослав ( с азартом, весело): О-о!!! Слушай, Ваня, младший брат, ты меня знатно заинтриговал! Всё, попытаю счастья для начала увидать и познакомиться с княжной Екатериной! Вот увидишь, что никакая она уж не особенная, а то народ уже чуть ли не святой, чуть ли не Девой Марией её прозвали уже, я быстро нибм-то сниму! Тоже мне, нашли в какой-то княжне святую, чуть ли не вторую Богородицу!
(Ярослав смеётся, заходит в светлицу князь Харитон, смех резко прекращается)
 Князь Харитон (прикрикивает слега): Так!!! Это что такое, два разгильдяя сидят! Марш обязанностями заниматься, а я поехал к царю-батюшке на службу! Чтобы, когда вечером приеду, у вас тут порядок полный, тишь и благодать была! (Хватает кубок с вином из рук Ярослава, выкидывает с криком) Ярослав, сын, ну, точно балбес последний ты, хоть и старший из сыновей моих! Хватит уже за вином сидеть! Ох, Господи, Вседержитель, ну, Иван, неплохой молодец, но что мне с Ярославом делать? Никак не вразумлю пустоголового! (уходит со сцены).
(Ярослав встаёт из-за стола, берёт серебряное зеркальце из сундука, поправляет свой вид)
Иван (насторожено): Так, брат, ты уже куда намылился?
Ярослав(иронично): Как куда? Знакомиться с любезной княжной Екатериной Борисовной!
Иван(бьёт слегка себя кулаком по лбу): Ну, вот кто меня за язык тянул сказать ему про княжну Богданову? Ну, кто?! Почему я не подумал, что, если Ярослав возьмёт себе в голову что-то, то точно добьётся этого?
(Ярослав уходит со сцены, а чуть позже уходит, качая головой, и Иван)
                Действие второе
             (Действие происходит в красивой расписной русской светлице с большим окном, кроватью, застеленной аккуратно дорогими кружевами, многочисленными вышивками, иконами Христа, Богородицы и разных святых, всякими принадлежностями для рукоделия на столе и сундуком с нарядной одеждой, на сцене княжна Екатерина и её родители, князь Борис Игнатьевич и Марфа Даниловна)
 
Князь Борис(ласково): Доченька, кровиночка наша, солнце ненаглядное, Катенька, мы с мамой пришли с тобой поговорить на очень важную тему…
Княжна Екатерина (приветливо и уважительно): Я внимательно слушаю, батюшка, матушка…
Князь Борис: Понимаешь, милая Екатерина, мы, Богдановы — очень знатная богатая семья, мы княжий титул и богатства, и доброе имя имеем, а ты, наша радость так распрекрасна и добродетельна, но пора бы тебе уже и замуж выходить, не всю же жизнь мышкой в родительском тереме сидеть. Но я вот не знаю, как ты примешь такую просьбу…
Марфа Даниловна:  Понимаешь, солнышко, отец хочет сам выбрать тебе жениха из знатных и богатых боярских сыновей, но мы обеспокоены, не влюблена ли ты случайно уже и сможешь ли выйти замуж не по любви? Не обидишься ли на нас? Мы ни в коем случае не приказываем так потупить,  мы благословим твой выбор в любом случае, но желательно, чтобы ты выполнила родительскую волю и пошла за того, кого отец тебе выберет…
 
Княжна Екатерина: Что вы, матушка, батюшка, не собиралась я обиды таить, да и не влюблена я нив  кого, так что я с радостью выполню вашу родительскую волю. Что мне-то? Мне, главное, чтобы муж не унижал, не бил меня, не был пьяницей, а в остальном подстроюсь с Божьей помощью, где, как хозяйка угожу, где, как супруга, приголублю, умаслю…
Марфа Даниловна: Что ж, это чудесно, что ты так мудро относишься к женской доли, занимайся уже приданным, скоро отец будет тебя с женихом знакомить…
(родители уходят со сцены, а Екатерина берёт сундук, начинает перебирать приданое, тут в окне появляется улыбающийся Ярослав)
Княжна Екатерина (резко захлопывает сундук, неожиданно быстро подходит к окну и кричит): Это ещё что такое за хамство: лазить в окна девичьих светлиц?! Ты откуда взялся тут, бесстыдник, а?!
Ярослав ( забавно пугается, чуть не падает с окна, но вовремя цепляется и садится в окне): Ой, все вы, девицы, похожи, сначала «хам», «наглец», «совести-стыда нет», а как подаришь дороге красивое украшение, так «любезный сокол мой»…
Княжна Екатерина (рассержено): Так!!! Всё, я всё-таки тебя, бесстыжий, столкну с окна вниз после таких слов!!! ( подбегает с грозным видом, но он останавливает её)
Ярослав: Да пошутил, пошутил я, не гневайся, красна девица, не гневайся, раскрасавица, не хотел я зла никакого, просто познакомиться хочу. Меня Ярославом Кирилловичем зовут, сын я знатного князя Кирилла Дмитриевича Харитона…
Княжна Екатерина: Что ж, будем знакомы, я — княжна Екатерина Борисовна Богданова. Только зря стараешься понравиться мне, я всё равно выйду замуж за того, кого отец скажет…
Ярослав (похихикивает с ухмылкой): О, сразу видно по речам лицемерную святость, а просто настоящее ханжество! Конечно, такая святоша поперёк родителям слова не скажет, уж самокруткой точно замуж не пойдёт! Никогда не одобрял отсутствие своего мнения, считал бесхребетностью!
Княжна Екатерина (даёт ему пощёчину и кричит): Не смей так говорить или уходи!!! Если посмеяться пришёл, давай, исчезни с глаз моих, а то я точно тебя в окно, бесстыдник, столкну!!!
Ярослав (ехидное выражение лица и тон разговора резко сменяются уважительными): Прости, Екатерина, пожалуйста, Христа ради прошу, прости. Я  не знал, что для тебя такие вопросы не чисто признаки приличия, а, действительно, очень значимы.  Я бы хотел просто подружиться с тобой, потому что видно, что человек ты хороший. Ты, наверное, очень родителей любишь, они ласковы и снисходительны к тебе всегда были?
Княжна Екатерина: Ну, да, Ярослав, Господь Милостивый послал мне заботливых, добрых, ласковых и очень любящих родителей, хорошо мне всегда было в отчем доме, всегда уютно. Отец мой, князь Борис Игнатьевич Богданов и матушка Марфа Даниловна — замечательные люди, и я уверена, что они выберут мне в женихи тоже доброго человека, я им привыкла доверять. Да и мне как-то немного разницы за кого, я ещё никогда не влюблялась. (Задумчиво) Даже не знаю, зачем я тебе сейчас сижу и откровенничаю…
Ярослав(слезает с окна в светлицу, почтительно): Я рад, что ты довольна своей жизнью, даже, знаешь, как-то мне взгрустнулось: у меня в семье не было никогда такой идиллии, я, хоть всегда весельчаком таким,  шутником,  рубахой-парнем со всеми был, но ни с отцом, ни с младшим братом, Иваном, у меня особого доверия не ложилось. Бесшабашный я слишком, вечно ищу на буйную голову себе приключений разных…
Княжна Екатерина:  (удивлённо)  Неужто? (С искренним сочувствием) Быть в родной семье, в родном доме, как среди чужих? Это, наверное, очень тяжкий крест, я соболезную. Тебе иногда бывает одиноко?
Ярослав (от неожиданного вопроса резко расширяет глаза, по щеке течёт слеза) Конечно, Екатерина, бывает одиноко. И это действительно тяжело…
Екатерина (заботливо вытирает слезу рукавом рубашки): Не волнуйся, всякое в жизни случается, увидишь, Господь поможет, Иисус Христос всем, кто просит, помогает. Увидишь, что и с отцом, и с братом Иваном наладится дружба, и женишься на замечательной девушке, что люба будет тебе, будет тебе счастье, я буду очень усердно молиться за  тебя, в монастыре за тебя милостыню подам, и в церкви свечу самую дорогую за тебя поставлю, и Господь услышит…
Ярослав (обрадовано): И, что, действительно, поможет?  То, что ты сейчас сказала, сбудется? Моя жизнь измениться к лучшему?
Княжна Екатерина (по-доброму звонко смеётся): Обязательно, Ярослав, друг, даже не сомневайся! И ты, оказался не такой бессовестный, как я подумала сначала, ты просто заплутал по дорожке с названием жизнь, заблудшая овечка,  но вовремя залез ко мне в окошко, забавный ты человек…
 
 Ярослав (радостно и приветливо):  Ну, что ж, Екатерина, благодарствуй за поддержку, я за тебя, за твоё счастье и здравие тоже молиться и Господу Христу, и Богородице буду! А, скажи, ты думала, мечтала, как ты встретишься с тем женихом, что отец тебе приведёт? Как ты себе представляешь вашу встречу, венчание, начало жизни твоей замужней?
Княжна Екатерина: Ой, знаешь, Ярослав, я, конечно, только для вида так спокойно к доле своей отношусь, а на самом деле, переживаю немного, в глубине души. Ну, вот хочется мне верить, что всё будет, как в сказке красивой: увидимся мы, в очи ясные взглянем друг другу и приглянемся взаимно, а потом будет венчание красивое, свадебным пир весёлый, и хорошо так, сладко да гладко мы заживём, я хозяйством управлять буду, наших с ним деток смотреть. А он службу, скорее всего, у царя-батюшки будет нести, а по вечерам будем у самовара любезничать, и уйдём на Небеса, как Пётр и Феврония, в один день и час. Только боюсь я, что слишком сказочные мечты мои, что будет на деле проще и печальнее. Обвенчаемся мы, какое-то время будет он внимательным, а, как дети у нас родятся, ни смотреть, ни разговаривать даже не станет со мной, только терпеть будет, а мне придётся с детьми возиться, в тереме скучать…
Ярослав (недоумённо): Ну,  как же так, не понимаю! Не полюбить такую красну девицу?! Ты же, Екатерина, и добрая, и умная, и рукодельница, хозяйка хорошая, а красавица такая, что только удовольствие одно любоваться тобою! Вот, мастерица же в тебе увидела красавицу, расшила твой летник атласный нежно-голубой этими восхитительными цветами,  птицами нитками, наверное, всех цветов радуги! Тебя это так украшает!
Княжна Екатерина (повеселев): Почему мастерица? Я сама рукодельница хорошая, взяла нитки зелёные, красные, фиолетовые, розовые, белые и коричневые, и вышила такой узор из цветов и птиц…
Ярослав: Ничего себе! Вот это ты мастерица, рукодельница! Такую лепоту сотворить!
(Забегает в светлицу запыхавшаяся холопка Аглая, бросается Екатерине в ноги)
Аглая (плачет, стоя на коленях): Ой, хозяйка, добродетельница-кормилица наша, не извольте гневаться на меня, холопку глупую, но опять приехал тот опричник младой, тот самый Максим, опять внизу кричит, требует, чтобы его к вам пустили в светлицу! Мы и вас уважаем, обидеть боимся, ведь велели вы его не пускать, и его боимся хуже лешего, лихо проклятое, этот опричник грозится нас забить кнутом, если не пустим.  Так как прикажите, княжна-боярышня, поступить?
Княжна Екатерина (поднимает Аглаю с колен, вытирает заботливо её слёзы): Не кручинься, Аглая, если уж угрожает вам так, то пустите наверх ко мне, я уж буду сама как-то изворачиваться…
Холопка Аглая: Ой, благодетельница наша, многие лета вам за доброту вашу! ( убегает со сцены)
Опричник Максим (ещё не на сцене, но слышно, что он протяжно поёт): И-и-и-эх! Один любил татарку,
Другой любил княжну,
А третий молодую
Подьячего жену!!! И-и-и-эх!
Ярослав: Хм… не до конца понял, Екатерина, что случилось, но мне кажется, что тебе нужна сейчас будет помощь?  Можешь, пояснишь, и я чем-нибудь подсоблю?
Княжна Екатерина (с ужасом до посинения на лице берёт Ярослава аккуратно за плечи, испуганно и молящим тоном): Ярослав, друг, у меня давно уже беда эта, и никак я от неё отвязаться не могу: по вкусу пришлась я одному молодому, но знатному опричнику Максиму, а он злой, как цепной пёс. Не люблю я его, терпеть не могу, а он уже год ходит, караулит везде, требует, чтобы замуж пошла за него, а иначе, говорит, когда-нибудь разозлюсь на тебя и силой возьму, обесчещу! Мне страшно, и как отвязаться от него не знаю, а замуж за него не хочу, противный он и злой, грубый. Выручи, Ярослав, по дружбе, разыграй сейчас спектакль небольшой, солги ему, что я твоя невеста, а, может, солги, что уже жена, чтобы он отвязался от меня уже навсегда, вроде, несвободна я уже…
 
Ярослав: Ну, ладно, понял беду-кручину, сейчас сыграю роль ревнивого жениха, испугается и отстанет, как миленький, не переживай…
(На сцене в светлице появляется сам опричник Максим, видит Екатерину не одну, а с Ярославом, и застывает с вытянутой удивлённой физиономией, а Екатерина Ярославу на плечи ручки положила, а князь младой её по косам тёмным гладит)
Ярослав (резко поворачивается к Максиму, гневно): Так!!! Екатерина, голубочка милая моя, это кто ещё такой?!!
Княжна Екатерина (волнуясь): Это, соколик, тот самый опричник Максим, о котором я тебе говорила, что замучил он меня приставаниями и угрозами…
Ярослав (демонстративно кричит): Не беспокойся, лепота моя, сейчас я, по-мужски поговорю с собакой этой, не подойдёт он к тебе больше!!!
Опричник Максим (испугано и обескуражено): Э-э… А ты кто сам-то такой, молодец?  Как величать тебя? Ты что у Екатерины делаешь?..
Ярослав (оставляет Екатерину в одном конце сцены, подходит в плотную к Максиму, на  другой край сцены и кричит гневно):  Кто я?!! Жених я её, всё, и родители нас на брак уже благословили, и батюшка в церкви уже помолвку сделал и день венчания назначил, невеста она моя,  скоро совсем женой будет, что ещё не понятно, а? Что я, жених, не могу зайти, просто невесту проведать, поговорить без греха всякого?! А зовут меня Ярослав Кириллович, князь я, сын богатого князя Кирилла Дмитриевича Харитона! Это мне не ясно, что ты тут, собачонка худородная, делаешь!!! Я русской речью объяснил,  и повторять не буду: увижу тебя, Максимка, проныра бессовестный, возле моей невесты, а потом уже и жены, так кулаки в ход пущу, что уползать ужом от меня, спасаться будешь!!!
Максим (раздосадовано, грубо на Екатерину): Значит меня, красивого молодца, опричника, ты, Екатерина, променяла на этого князя избалованного?! Эх, совсем ты дурная девица, отомщу я тебе за пренебрежением любовью моей! (Обращается к Ярославу) А ты, князь Ярослав Кириллович Харитон, лучше расторгни помолвку и откажись от Екатерины, а то сам поплатишься жизнью! У меня есть власть, хоть нет такой силы и богатства, как у тебя, я добьюсь, что казнят тебя раньше, чем ты успеешь жениться на этой девке! (рассерженно жестикулируя и издавая мелкие звуки, похожие на фырканье или рычание, уходит со сцены)
 
(Екатерина и Ярослав слегка приобнимаются и дружно по-ребячески задорно смеются)
Княжна Екатерина (со смехом): Ой, Ярослав, друг, ты таким актером оказался потрясающим, так разыграл спектакль, обдурил Максима! Ой, потеха! Он ушёл опозоренный, как шут гороховый!
Ярослав (со смехом притворно кривляется): Но согласись, Екатерина, этот опричник — совершенный нахал! Зато я все таланты свои проявил, такого ему насочинял с три короба,  писатели такого с ходу не сочинят, а ещё свою выдумку так разыграл, так в роль ревнивого жениха вошёл!!!
(Вдруг оба обрывают смех)
Ярослав (с печальным лицом, тихо): Что ж,  прощай, прекрасная непорочная княжна Екатерина, пора, наверное, и мне удаляться, как я и попал сюда, через окно. Прости, что сначала, пока мы не рассказали друг о друге правду, нагрубил тебе. Только как я теперь жить буду, без тебя жить, узнав, какая ты настоящая, я не представляю…
Княжна Екатерина (испугано): Ой, а почему ты сказал «прощай»? Разве мы больше не увидимся? Я, думала, мы подружились и могли бы, как друзья, ладненько общаться…
Ярослав: Екатерина, неужели ты так наивна? Когда твой отец приведёт тебе жениха ,и вы с тем молодцем обвенчаетесь, ни о каких друзьях и речи не будет у тебя идти, потому что муж такого не дозволит, просто-напросто ревновать будет, поэтому, наверное, мы больше не увидимся, вот и сказал «прощай»… (выпрыгивает в окно, исчезает со сцены, Екатерина подбегает к окну)
Княжна Екатерина (в ужасе): Как не увидимся?! Постой!!! Христа ради прошу, Ярослав, не уходи, постой!!! Давай закончим разговор!
(Екатерина уходит со сцены)
                Действие третье
(Таже красивая боярская палата с расписными сундуками и дорогими иконами и столом, что и в первом действии, перед иконами стоит Иван, что-то шепчет тихо, когда на сцену выходит Ярослав и с понурым видом садится за стол, закрыв лицо ладонями)
Иван (поворачивается к брату, приветливо): О, кто пришёл! Мой старший блудный брат Ярослав! А я за тебя волновался, чтобы в беду ты не попал. Ты где весь день пропадал-то, братушка? За это время всю Москву вдоль и поперёк обойти можно. И что-то такое новое в тебе, странное, не пойму что, но что-то изменилось. Что, пошёл и постригся по-новому у цирюльника?  Ферязь богатую или новые сапоги на ярмарке купил?..
Ярослав (с горестным видом): Ваня, братушка, нет, не за покупочками я ходил, не был ни какой ярмарке я, знаешь, я был в гостях у той самой достославной княжны Екатерины, Екатерины Борисовны Богдановой…
Иван (вздыхает тяжко): Ох, Господи Вседержитель! Нет с Ярославом мне покоя! Ну был ты у княжны Екатерины, что ж ты в такой кручине? Что, оказала? Ну, что ж огорчаться так из-за этого? Или, наоборот, полюбили вы друг друга и любовный грех сотворили в порыве чувств? Так я тоже не понимаю такой скорби, ты сам всегда говорил, что не соблюдаешь целомудрие и не переживал никогда по этому поводу…
Ярослав: Ванечка, батик младший, нет, никакого греха мы не сотворили, ни о какой любви у нас и речи не шло.  При знакомстве Екатерина сразу предупредила, что мы можем быть только друзьями, потому что она выйдет скоро замуж за того жениха, что ей отец прикажет, она очень к родителям нежно привязана, добрые они у неё, говорит, ласковые. Вот мы и общались по-дружески, кто, как и чем живёт, потом к ней приставал опричник, ну, я там разыграл спектакль небольшой, солгал, что я — жених Екатерины, что разберусь с ним, негодяем, если к моей невесте подбиваться будет, опричник тот и утёк, испугался, вот и вся история…
Иван (вздыхает с милой улыбкой): Ой, брат-братушка, Ярослав, красавец-молодец, всё мне ясно, как Божий день: ты не стал стыда предлагать княжне и от опричника спас, потому что по-настоящему полюбил её, все твои бывшие девки-холопки, которых ты так бессовестно менял, было так, несерьёзно. Полюбил ты только вот, впервые, княжну Екатерину, так что могу поздравить с тебя с первой любовью, братушка.  Я же правильно всё понял?
Ярослав: Да, увы и ах, и к радости, и великому огорчению, ты прав, Ванечка, полюбил я Екатерину. Как такую девушку-то не полюбить?  Она же такая набожная, верующая, чистая, добрая, трудолюбивая. А при этом ещё весёлая, жизнерадостная, приветливая, рукодельница восхитительная, а красавица! Ой, свет Божий такой красоты, наверное не видывал! И по общению видно, что чистая у неё душа, действительно, непорочная. Я, поговорив с ней, к очень многим вопросам отношение поменял, многое в жизни с другой стороны увидел. Она научила меня, что, оказывается, в семье родные могут искренне любить друг друга, а не просто терпеть, потому что родня, что целомудрие — это не ханжество, а очень важный момент в поведении православного человека, что Господь всех нас любит, прощает и помогает. Я стал как-то серьёзней и проще одновременно, немножко чище что ли, пообщавшись по душам с ней…
Много девушек я влюблял,
И любимым себя считал,
Кичился молодецкой красотой,
А не знал, что был я просто пустой.
Да, много девушек я влюблял,
Но такой, как она, не встречал:
Я сам себя-то до неё не знал,
Что именно о такой и мечтал…
Иван: Ну, всё, али  пропал ты, али  счастье истинное обретёшь! Не вздумай опускать руки, брат, отцу расскажем о вашей встрече с княжной Екатериной, пусть попробует поговорить с отцом её, коли, как зять, годен ты ему, будем сватов посылать, дай Бог, сложится всё, и обвенчаетесь, и не будет никакой кручины…
Ярослав (радостно, аж дышит тяжело от волнения и сомнения в в радости): Ой, Ванечка, братик младший, правда, возможно такое? Правда, я могу оказаться достоин быть её мужем? Ты не напрасно обнадёживаешь?! Скажи же!
Иван (по-доброму улыбается): Брат, верится мне, что всё хорошо у тебя сложится, верится, что может отец вас сосватать, что даст Господь Христос Милосердный тебе счастье…
(На сцене появляется князь Кирилл Дмитриевич Харитон)
Князь Харитон: Так, сыновья мои, что это вы такие развесёлые, бузите тут, утаиваете что-то от отца? Ну-ка, не грешите, признавайтесь!
Иван (радостно): Батюшка, не утаиваем мы, а, наоборот, ждём тебя, чтобы радость сообщить и подмоги твоей попросить! Понимаешь, батюшка, Ярослав наш взаимно влюблён в княжну Екатерину Богданову, да образумился из-за настоящей любви, жениться на княжне хочет. Одно только препятствие: отец Екатерины, уважаемый князь Борис Игнатьевич Богданов уже ищет сам ей жениха, но, может, ты, отец, знаешь князя такого, поговоришь с ним,  уговоришь, чтобы прислали мы сватов, и отдал он за Ярослава дочку свою? Мы ведь и богаты, и далеко не худородны…
Князь Харитон (приятно удивлён): О, Господи! Иван, правду ль говоришь? Ярослав, честно хочешь жениться?
Ярослав: Да, батюшка, так и есть, как Иван рассказал. Поможешь?
Князь Харитон (ликуя): Сынок! О чём речь, вообще?! Разве ж я не постараюсь для счастья своих детей? Князя Бориса я по службе царю-батюшке честной очень хорошо знаю, поговорим с ним, соберу сватовство, как полагается!
Ярослав (обнимает отца): Благодарю тебя, батюшка!
Князь Харитон: Да за что же? Ты же сын мой, хоть и взрослый, я ж тебя, как сына своего, люблю…
Ярослав: Любишь? Ты так давно мне этого не говорил, по-моему, только в детстве лет до девяти ты мне говорил о своих чувствах…
Князь Харитон: Да, я слишком рано хотел, чтобы ты повзрослел, и, видно, это была моя ошибка!
(все втроём, дружно улыбаясь, вместе уходят со цены)
 
                Действие четвёртое
(Действие происходит в расписной русской палате с большим окном, столом с аккуратно застеленным дорогими кружевами, на стенах много искусных вышивок, и иконы  Христа, Богородицы, разных святых, за столом сидят Князь Богданов с женой Марфой Даниловной, князь Харитон с обоими сыновьями)
Князь Харитон (приветливо): Ну, что же, князь Борис Игнатьевич, княгиня Марфа Даниловна, у нас купец, у вас — товар, как говориться на Святой Руси, сватается сын мой, князь  Ярослав за дочь вашу, Екатерину, всё по традиции, вот мы, семья жениха, дары в ларце драгоценные привезли (достаёт из-под стола ларец, подаёт князю Богданову)…
Князь Борис Богданов:  Это ладненько всё, но с чего вы взяли, что из всех женихов я должен Ярослава своей дочери выбрать? Ларцом с драгоценностями нас не подкупишь, потому что сами мы далеко не бедны, у нас очень хорошее приданое за дочерью-красавицей…
Марфа Даниловна: Вот-вот, и я о том же, чем ваш Ярослав лучше других князей и боярских сыновей?
Князь Харитон: Так ведь Ярослав с Екатериной знакомы, он её от коварного опричника, что попытался на честь её девичью посягнуть, спас, да ещё и влюбиться успели, вы у дочери спросите, она рада сама будет за Ярослава выйти…
Князь Борис Богданов: Что ж, сейчас спрошу у дочери, позову сюда, может, и правда, славная семья по любви получится. (Кричит) Доченька милая, солнышко, выйди к гостям!
(На сцену выходит Екатерина, видит Ярослава и застывает со счастливым, но недоверчивым лицом, словно не может поверить в своё счастье)
Княжна Екатерина: Ярослав, друг любезный, солнце красное, ты ли это, али сладкий сон я вижу?!
Ярослав (встаёт из-за стола,  подходит к Екатерине, берёт за ручки, радостно): Нет, милая распрекрасная княжна моя Екатерина, вот я, действительно, сейчас стою снова рядом с тобой наяву, сватаюсь к тебе, так что зря я тогда попрощался с тобой, ты мудрей меня оказалась, я, правда, после беседы с тобой помирился  отцом и братом, исправился. И, вот, помог Господь, я теперь пришёл к тебе второй раз, чтобы уже мы не разлучались, как в мечтах твоих.  Ну, я хотел сказать, что они тогда были твои, а теперь это наши общие мечты. Так что тогда это шутовское представление перед Максимом, где я изображал «ревнивого жениха твоего» пророческим оказалось!
 
(Ярослав и Екатерина радостно смеются, Екатерина прислоняет головку на плечо Ярослава)
Марфа Даниловна (радостно): Ну, что ж тут скажешь, своими глазами, как они любы друг другу, увидели, так что будем благословлять  на венчание, очень рады будём с вами роднёй стать…
Князь Борис Богданов: Вопросы приданного будем обсуждать?
Князь Харитон: Конечно, нет, мы — люди, слава Богу, далеко не бедные, женим Ярослава не для выгоды, а по любви, что дадите за Екатериной, то и дадите, это не важно…
Князь Борис Богданов ( берёт икону Христа, радостно): Ну, дети, благословляю отцовским благословением вас на брак, живите в счастье, любви взаимной и благочестии!
(Ярослав и Екатерина кланяются и целуют по очереди икону Христа, все уходят со сцены с возгласами):
Всё, будем всё к венчанию, к пиру свадебному готовить! Давайте, большое честное  семейство!
                Действие пятое
(Декорация позолоченная царская палата  шикарным дорогим ковром, золотым троном, столиком  и стульчиком писаря царского, на сцену выходит и садится за столик писаря опричник Максим)
Опричник Максим (гневно): Ах, ты девка дрянная, ах, ты, Екатерина окаянная, променяла меня, такого молодца славного, на этого князя Ярослава! Тоже мне, жених! Появился непонятно откуда, кто каков, какого рода-племени, и уже командует там, у Екатерины, как муж уже, как господин какой-то! Ну, я отомщу им обоим! Или моя Екатерина будет, или ничья, устрою я ей, несносной изменщице  этой,  «злой город Козловецк»! Попаплачет сама же!
( На сцене появляется царь Иван Грозный в парчовых царских одеждах, с крестом, шапкой Мономаха и драгоценным золотым посохом)
 
Иван Грозный (кряхтит гневно): Так, это что за безобразие?!  Я кому-то сейчас разрешал в царские палаты входить, меня беспокоить во время отдыха, должен и я расслабиться, тружусь беспрестанно, яки пчела! Максимка, это ты приволокся с утра уже пораньше клянчить что-то? Чего тебе, худород, надобно от меня?
Опричник Максим  (кладёт царю поясной поклон, притворно): Царь-батюшка родимый, надёжа земли Русской, Иоанн Васильевич, вы бы не гневались сразу, а послушали своего холопа преданного, я прискакал поскорее, чтобы о злодее одном вам рассказать, что крамолу затеял и всякое  постыдное везде говорит о вас…
Иван Грозный (садится на трон, недовольно постукивает посохом):  Хм, Максимка, давай, на чистоту изъясняйся, кто крамолу затеял, кто меня пред людом русским бесчестит, что именно говорит и делает!
Опричник Максим (притворно): Да, вот, Царь-батюшка, благодетель, некий князь Ярослав Кириллович Харитон, вступив в заговор с вашим сыном царевичем Иваном, чтобы тот мог занять престол, сместив вас, позорит вас везде, наговаривает людям, что вы, якобы, не чтите Христа, время своё лишь на пирах со бесстыжими шутовскими забавами в пьяном состоянии проводите, что вы  будто меняете любовниц постоянно, развратны, яко блудница, будто вы — тиран, который казнит невинных людей, и ещё кое-что ещё совсем непристойное…
Иван Грозный (яростно): Так!!! Ясно всё мне!!! Молодец, Максим, что службу верно несёшь! С сыном я сам объяснюсь, проучу негодяя, а Ярослава вели опричникам схватить и темницу доставить,  казню за такое!!! Сделаешь, награжу по-царски! (уходит со сцены).
Опричник Максим (ликуя злорадно): Ха! Вот так обвёл царя вокруг пальца, одурачил! Ну, ни хитёр ли, ни умён ли я? Всё, что хочу, получу теперь!  И Катьке с Ярославом отомстил! (поёт, пританцовывая)
 И-и-и-эх! Один любил татарку,
Другой любил княжну,
А третий молодую
Подьячего жену!!! И-и-и-эх!
                Действие пятое
(Действие происходит в светлице княжны Екатерины с большим окном, кроватью, многочисленными вышивками, иконами Христа, Богородицы и разных святых, всякими принадлежностями для рукоделия на столе, на краю кровати сидит Екатерина в красивой яркой богато расшитой рукой рубашке  зеркальцем в руках и расчёсывает гребнем волосы, а на столе лежит её венец)
Княжна Екатерина (мечтательно, радостно):  Ну, вот, до свадебки нашей с Ярославом несколько денёчков всего осталось, и всё, сбудутся наши мечты, буду я покорная и любящая жена соколу моему. Надо же, как презабавно получилось, пошути при первом знакомстве над Максимкой, а шутка и, впрямь, сбылась (смеётся). Вот уже и белый полог-убрус  в церковь, и венец готовы. Рада я, что так сложилось, что Господу так угодно, вразумил, утроил наше счастье…
(на сцену выбегает  выражением ужаса на лице Иван)
Княжна Екатерина (убирает зеркальце, удивлённо): Ой, Иван, здравствуй, ты что бежишь, как пчелой ужаленный? Что стряслось?  (С тревогой) Почему у тебя такой ужас, будто ты на гадюку наступил? Что-то  Ярославом случилось?
 
Иван (испугано тараторит): Екатерина, в том то и дело что стряслось!!! Кошмар, нужно срочно что-то делать!!! Понимаешь, Катя, он ведь тебя тогда от какого-то опричника спас, ну, видно тот уже постарался, Ирод, наговорил царю Иоанну Васильевичу  всякой чуши несусветной, и всё, в темницу Ярослава, приказ царя: казнить!!! Всё, там, на лобном месте всё к казни готово!!! Если замедлим, то потеряем Ярослава навсегда!!! (текут слёзы)
(Екатерина вскакивает с испугом с кровати и хочет бежать к дверям, Иван хватает её за руку)
Иван: Екатерина, а ты-то куда соскочила и побежала растрёпанная и без венца на голове? Что люди скажут? Блудница какая-то?
Княжна Екатерина (решительным тоном): Понимаешь, Иван, я знаю, как Ярослава спасти, я могу это сделать, только, если успею! Некогда мне сейчас косы плести, некогда, я должна успеть!!! А венец вон на столе лежит, дай мне, я одену и побегу! Господи, Иисусе Христе, только бы успеть! (Иван даёт ей венец, Екатерина нахлобучивает его и убегает быстро со сцены)
Иван: Ой, Господи, протии помилуй, хоть бы она сейчас какой беды не натворила! (качает головой, уходит со сцены)
                Действие шестое
(Декорация на сцене представляет из себя заснеженную улицу, плаху, возле которой уже стоят Ярослав и палач и царский трон, на котором восседает Иван Грозный, а вокруг него стоят опричник Максим и царевич Иван, чуть поодаль стоят простой народ-зеваки, Князь Бори Богданов с Марфой Даниловной, князь Харитон, втроём плачут)
Кто-то из зевак: Эй, народ православный, а кто-нибудь слыхал, за что молодца того царь казнить велел?
Кто-то другой из зевак: А кто такие вещи знает?  Ну, виновен перед царём-батюшкой и Русью в чём-то,… наверное. Хотя, бывают у нашего благодетеля Иоанна Васильевича странности худые, согласитесь, он может в гневе и совершенно невиновного человека казнить, вспыхивает без всякого повода гневом быстро, как спичка…
Кто-то третий из зевак, женщина полная: Ой, народ, что вы говорите, языками мелите, всем известно, что Царь наш не батюшка нам, а Ирод, редко из тех, кто-то он велит казнить, действительно хоть в чём-то виновен. Это нас Господь покарал царём таким за несоблюдения заповедей…
   (тут выбегает на цену Екатерина, за ней идёт Иван, Екатерина натыкается на толпу, начинает нервно расталкивать её)
Княжна Екатерина: Пропустите меня, люди добрые!!! Пропустите же скорее!!! Я должна успеть!!! Господи, помоги и спаси!!!
(народ-зеваки расступаются, дают ей дорогу, перешёптываются)
Кто-то из зевак: Ой, как вы думаете, что это за девица?
Кто-то третий из зевак, женщина полная: Да разве ж не ясно? Любезная его али невеста наречённая, али жена  уже молодая. Жаль, очень жаль, если жена уже, такая молоденькая и красивая, а уже вдовой останется…
(Екатерина подбегает к Ивану Грозному, встаёт на колени)
Княжна Екатерина (с одышкой, волнением): Царь-батюшка, Государь родимый, выслушайте, пожалуйста, меня, нет на князе Ярославе никакой вины перед вами, знаю я, как невеста его, что он ни только никакой крамолы не затевал, он плохого словечка о вас не сказал, умоляю, Христа ради, помилуйте его! Ссора у них с опричником вашим славным из-за меня случилась, только из-за меня, потому что они оба сватались ко мне, и я выбрала князя Ярослава, вот Максим и наговорил вам неправды о Ярославе. Я выйду замуж за Максима, если помилован Ярослав будет! (обращается к опричнику Максиму со слезами) Максим, уговори царя помиловать Ярослава, я выйду замуж за тебя!
Ярослав( с ужасом кричит): Нет!!! Не вздумай, милая!!! Не вздумай, солнышко моё, ты же себе, несчастной, жизнь сломаешь!!! Не делай этого!!!
Иван Грозный: Максимка, голова с опилками, это правда, что говорит девица эта?! Ты мне солгал?!!
Опричник Максим (притворно): Что вы, царь-батюшка родимый, не лгал я вам ни капельки, а девица эта хочет просто жениха спасти от гибели. Что ж, я сам не ожидал таких лов от неё, но если бы вы помиловали Ярослава и княжна стала моей женой, я бы оценил вашу милость ко мне, верному холопу вашему…
(тут Иван Харитон подходит к царевичу Ивану, кланяется)
Иван: Царевич Иван Иванович, благодетель народа своего, я вас по-христиански хотел попросить о помощи, чтобы вы поговорили с вашим батюшкой царственным.  Объяснили, что лжёт опричник этот, невиновен мой старший брат Ярослав ни в чем, и чтобы и княжну Екатерину с миром отпустили к Ярославу, ведь вы сами знаете нрав опричников отца своего, он же, окаянный, житья ей не даст. Вам же, государь, выгодно оправдать Ярослава и его невесту, потому что опричник этот, как вы сами знаете, не только на Ярослава, но и на вас клеветы наплёл, мол, будто вы, чтобы сместить отца, сговорились  Ярославом, чтобы он всякое позорное и стыдное о царе говорил. Оправдав Ярослава, вы, в первую очередь, оправдаете себя ( не выдерживает и плачет)…
Царевич Иван: Хм,  действительно, добрый человек, правду ты говоришь, должен я сейчас вмешаться, лишком хорошо знаю я отца своего своенравного и опричников его, змеюк этих. И, кажется, знаю я, как спасти брата твоего и невесту его. А как звать-то тебя?
Иван: Царевич Иван Иванович, благодетель вы наш, тёзка я ваш, Ваня…
Царевич Иван: Что ж, Ваня, пойду я спасать нас всех, а ты молись, чтобы получилось всё задуманное у меня, а брату своему Ярославу потом скажешь, чтобы Богу в церкви благодарственным молебен поставил за то, что брат у него просто замечательный! (Достаёт Библию и идёт к Ивану Грозному, обращается к отцу гневно) Так, батюшка, это что за безобразие твориться?! Какой-то худород будет сейчас чернить невиновных людей, и меня, значит?!  Я это дело прекращу!!! Не делал я против тебя никакой крамолы, и с Ярославом в сговоре ни в как не состоял. Давай и я поклянусь на Библии, что правду сейчас сказал, а опричник солгал, и Ярослав поклянётся в том же, и это будет лучшим доказательством лжи этого опричника и нашей невиновности!
 
Иван Грозный (удивлённо): Хм, не ожидал поворота такого, никак, чуден всё-таки Господень мир! Если и впрямь поклянётесь, то опущу я Ярослава, и его невесту отдам ему, и тебя по-отечески приму, а лжецу, собаке этому Максимке порку знатную задам за подлость!
Царевич Иван (кладёт на Библию руку): Клянусь!  (Идёт с Библией к Ярославу, подаёт ему и шипит на него) Давай, Ярослав, клянись, я же тебя с невестой твоей спасаю, помогай….
Ярослав (кладёт руку на Библию): Клянусь!
Иван Грозный: (царственно)Так, вот это другое дело, теперь ясно всё, как Божий день! И так, царский приказ мой, сыну моему за честность и мудрость почёт оказывать, Ярослава помиловать и отпустить и наречённую невесту его Екатерину законному жениху отдать,  (повышает яростно голос)а подлецу опричнику Максимке порку на конюшне утроить, ударов семьдесят!!!
Опричник Максим( подает на колени  ужасом): Царь-батюшка, прости, смилуйся…
Иван Грозный: Даже не проси!!!
(Екатерина и Ярослав подходят к друг другу под всеобщие овации гул восторга)
Ярослав(радостно): Ну, что, милая распрекрасная княжна моя Екатерина, вот, справились мы со всеми бедами, любовь ты моя единственная, голубка ненаглядная, помог Господь, скоро будем мужем и женой…
Княжна Екатерина (нежно обняв Ярослава, ласково):  И впереди у нас долгая-долгая и безмятежно счастливая жизнь, а потом жизнь и любовь наша так в рай и перейдёт, правда?
Ярослав( млея от счастья): Да, милая, да…


Рецензии