Принц со второй полки
-Адрес-
Было у советских детей такое увлечение – дружба по переписке с детьми стран социалистического содружества. Одноклассница Иры ездила в «Артек» и привезла пачку адресов в школу. Они лежали в Пионерской комнате и все желающие могли познакомиться и списаться с детьми из ГДР и Венгрии, Чехословакии и Румынии, Польши и Югославии, и пр.
Ира тоже взяла адрес, просто так. Засиделась однажды в школе, рисуя стенгазету, а когда собиралась уже уходить, взяла со стола один из конвертов. Красивым круглым почерком на нём были выведены имя Хеленка, фамилия и адрес. Страна была не далёкая, славянская и Ира решила попробовать. Тем более, что карманный словарь-разговорник этого народа по счастливой случайности был у них дома. Папа ездил однажды по работе туда, когда Ира была ещё совсем маленькой.
Словарь начинался пояснениями, сокращениями, алфавитом и небольшим разделом о произношении отдельных звуков, при прочтении которого девочка благополучно уснула крепким пионерским сном. Утром, вспомнив о своём намерении, она написала краткое письмо-черновик на русском языке, перевела его по словарю, вложила свою фотографию – маленький квадратик, оставшийся от ученического билета, надписала конверт и по пути в школу отправила его в синий почтовый ящик.
Отправила и думать забыла. А через три дня письмо вернулось. Оказывается, марка не та, да и конверт тоже. Добрая тётя на почте объяснила: что и как надо делать. Они переложили содержимое в авиаконверт, и отправили его в сказочное путешествие. А под Новый год, проверяя почтовый ящик, Ира получила ответ. Знакомый уже почерк аккуратно вывел её адрес и фамилию на конверте. А марки! Какие были марки!
Новая подруга была на год старше Иры, училась в гимназии, любила русский язык и музыку, играла на флейте. Письмо было написано очень грамотно и на удивление Иры, не было в нём упрёка на её собственную безграмотность. Это сподвигло девочку на поход в «Дом Книги» и покупку самоучителя по нужному языку. Так, зная русский, украинский и изучаемый в школе иностранный, советская пионерка уверенно взялась за изучение нового языка. Сложного в нём ничего не оказалось. И переписка завязалась активно, с ежемесячными письмами, бандеролями-сюрпризами ко дню рождения, а через некоторое время и поездками друг ко другу в гости семьями. Дружба по переписке на долгие восемь лет. Потом СССР распался, содружество тоже и связь прервалась. Много раз поменялись адреса наших героинь, политика партии и количество партий, как таковых, но та, детская, искренняя дружба, помнится. Письма с марками и открытки с сувенирами ещё живут в её доме, напоминая, что никакие границы и различия не могут помешать людям дружить, если только этого захотеть!
-Заграница-
Не буду углубляться в политику и то, какие трудности и проверки приходилось тогда пережить их семье от государственных органов, но всё было благополучно преодолено и через полгода, после получения официального приглашения, Ира с мамой, получив разрешение на выезд за границу от ОВИРА, отправились в путешествие. Двое пути суток на поезде, необычное «переобувание» вагона на узкоколейку, пограничный контроль и многое другое, новое и неожиданное, привезло их в конце концов в небольшой уютный городок, с ратушей на площади, уютными старинными улочками, симпатичными микрорайонами, похожими на советские «хрущёвки», милыми магазинчиками, полными всякой всячины, о которой даже и слышать не приходилось, не то, чтобы видеть. Семья Хеленки жила в большом двухэтажном доме с приусадебным хозяйством. Мама, папа, бабушка, двое детей, собака в вольере, кот на диване – всё вроде бы было таким же, но немного иным. Иная кулинария – от чечевичной похлёбки натощак везде, даже в ресторане, до отсутствия белого хлеба, а серый был кислым и невкусным; белые сдобные булочки в магазине были необычайно вкусны, но дороги, как пирожные. Иные привычки, иные взгляды на некоторые вещи. Но всё объяснялось с точки зрения политики и экономики. Детям это пока было интересно постольку-поскольку.
Практически каждый день куда-то ездили на экскурсии. Страна маленькая – маленькие расстояния. Замки, музеи, замки, музеи, замки... Можно было даже не составлять маршрут на завтра, а просто поехать по любой дороге и вот уже на пригорочке – замок. Музей, конечно, но в шикарном состоянии. И полно туристов, которые надев мягкие музейные войлочные тапки прямо на туфли, погружались в рыцарские залы и королевские спальни, оружейные комнаты и ослепительные гостиные.
-Новые друзья-
Хеленка с первого класса учила русский язык, и общение с гостями ей было очень полезно. Ира тоже довольно сносно уже изъяснялась. Часто девочки приходили на помощь родителям. Бабушка же общалась с мамой Иры на языке жестов. Они уже и борщ варили вместе, и вареники лепили, и кнедлики паровые с абрикосами творили. И разговорник был не нужен – женщины всегда смогут договориться! В свободное время дети играли со сверстниками. Хеленка познакомила Иру со своей подругой Эвой и её братом. Адам* был на три года старше Иры, Хеленка шепнула ей на ухо: «Смотри, не влюбись в него – ему нельзя!»
– Хм, – удивилась Ира, – я и не думала. – Адам был обычным юношей, коренастым, ничем не примечательной внешности. Правда, пробивающиеся усы смешно торчали у него над губой, но девочка и не думала смеяться. – А почему – нельзя-то? Он что – больной?
– Он принц!
Ира прыснула со смеху, впервые со времени знакомства.
– Принц?
– Да. Настоящий. Только бедный. Ему нужно жениться только на принцессе или, на крайний случай, на княгине.
– Ужасно! Без любви?
– Ну, может и по любви…
– А Эве? – спросила Ира. Та была больше похожа на принцессу: симпатичная и вертлявая куколка.
– Ей можно, наверное. Она же девочка. А ему род продолжать!
Из уст тринадцатилетней Хеленки это звучало странно, но убедительно. Ну, продолжать род, так продолжать род. Пусть ищет свою принцессу! А пока дети бежали в бассейн, купив по пути мороженое. Совершенно невкусное, как дома в СССР, с водянисто-молочным вкусом, но необычайно красивое в конусовидном вафельном стаканчике. Уже ближе к обеду, Эва поскользнулась на кафельном полу и больно ушибла ногу. Сотрудники бассейна дали приложить лёд, но нога болела, и дети решили идти домой. Кое-как допрыгали с больной Эвой до её микрорайона. Дверь открыл Адам. Он был в шортах и майке. Удивившись шумной толпе, помог сестре замотать ногу эластичным бинтом, поставил чайник, достал из холодильника блюдо с нарезкой и ушёл в комнату. Квартирка была настолько крошечная, что Ира даже удивилась: как тут жили четыре человека? Но, несмотря на тесноту, в зале одна из стен была похожа на музейную экспозицию. Старинные фотографии с чужими людьми, гравюры и картины с изображением замка. Ира догадалась, что это и был замок Адама, точнее, его предков…
Она зашла в другую комнату, детскую. Там, на второй полке двуярусной кровати, лежал Адам и читал книгу. При виде гостьи, он спрыгнул вниз, почему-то покраснел и предложил ей сесть, протянув какие-то журналы. Но тут девочки позвали их пить чай на кухню. Болтали ни о чём, пока не пришли родители Эвы и Адама с работы. Мама заохала над больной ногой дочери. Девчонки попрощались и ушли домой, где их ждали родные и вкусный ужин.
Время в гостях пролетело быстро, да и мамин отпуск подходил к концу. Дорога домой была полна впечатлений. Поезд снова «переобули» на старую колею, и он помчал Иру с мамой домой: с кучей сувениров и подарков для друзей и родных, открыток и рассказов о сказочной стране с замками и бедными принцами…
-Спустя время-
На следующий года Хеленка с семьёй приехала в СССР, где их тоже ожидало много разного и неожиданного. Море, которого не было в её стране; арбузы – сладкие, копеечные, а не экзотические плоды, продаваемые у них дольками на вес на улицах; обилие вкусного, пышного, не дорогого белого хлеба и булок; вкуснейшее сливочное мороженое и много чего такого, что может быть для нас кажется обыденным и не стоящим внимания, но со стороны увиделось иначе.
Спустя время Ира снова поехала с родителями в гости к новым друзьям, но уже на машине. В этот раз они много путешествовали по стране сами, побывали в столице. От Эвы она узнала, что Адам сейчас на военной службе и попросила передать ему привет. Прошло ещё несколько лет и вот на своё совершеннолетие, она получила открытку из той же страны, судя по марке, но адрес был написан незнакомым почерком. Поздравительная открытка красивым букетом на ней была без сообщения, с одним единственным словом: «Адам». Это было мило и приятно – получить поздравление от Его Высочества, пусть даже со второй полки…
*Имена главных героев изменены. Принц всё-таки…
Свидетельство о публикации №219123001054
Я вспомнила, что действительно раньше знакомились с детьми по переписке)))
Только в вашем рассказе знакомство более длительное, да еще и с гостями!!!!
Вот было бы здорово дружить всю жизнь.
Понравилось.
Ирина Черезова 2 04.01.2020 18:58 Заявить о нарушении
Но память... Она жива!
Спасибо, Ирина!
Ежи Полак 05.01.2020 15:24 Заявить о нарушении