Подводный космос и тельняшка

Вы  задумывались  иногда  над  тем, кто  круче : космонавт  или подводник?  Подводный космос… Можно  ли  сравнивать  полёт  в  космос  с  погружением  в  воду  на  подводной  лодке?  Предполётная  подготовка  космонавтов  включает нынче  и  тренировочные  погружения  и  работы  в  бассейнах  в  полной  амуниции.  Полёт  в  космос сложно  с  чем-то  сравнивать.  Прекрасен  вид Земли  из  иллюминатора  космического  корабля  и  не только из  иллюминатора. Космонавт  «выходит»  из  корабля  и  остаётся  один  на  один  с  бездной  космоса. Полёт  в глубины  космоса  можно  сравнить  вполне  с  погружением  в  глубины  океана. В космосе  губительные  для  человека  излучения, в океанских  глубинах колоссальное  давление  толщи  воды. Но  такие  условия  вполне  могут  быть на  не открытых  ещё  планетах. Однако  из  родной  земной  колыбели уже  начали  выбираться. Поэтому надо готовиться заранее  на  Земле  к  любым  условия  обитания.  Существует отрасль науки – гидронавтика, которая занимается  исследованиями придонного слоя  и  дна Мирового  океана с помощью  подводных аппаратов, не допускающих воздействия  забортного  давления  на  тело  человека.  Совпадением лишь  уже  нельзя  объяснить  то,  что  глубоководные  аппараты «Мир-1» и «Мир-2»  называются  аналогично всем  известной  международной  космической  станции «Мир». Подводный  космос  мало  изучен. А может  мы так  думаем.  Гидронавты  есть  и  в  составе ВМФ. Значит,  есть и  подводные  атомные  глубоководные  станции. И отбор по  здоровью  как у  космонавтов. Не  налёт  часов  учитывается, а служба  на  подводной  лодке  и  участие  в нескольких  автономных  плаваниях.  Потом несколько  лет  учёбы, строжайший  государственный  экзамен. Ниже  капитана 3-го  ранга  в  состав  экипажа  не включается. Это  элита  подводного  флота.
Вообще  в  обывательском  представлении, когда  речь  заходит  о  моряках практически  сразу  возникает  ассоциация  с  тельняшкой  (тельником),  брюками  клёш, бескозыркой   и  танцем «Яблочко».
19 августа морские волки отмечают день рождения русской тельняшки. В этот день 1874 года полосатая фуфайка высоким  Императорским указом получила официальный статус части амуниции русского моряка. Воспользуемся услугами  всемирной  сети. Не  будем  забывать  при этом, что  самурай  никогда  не присваивает  чужих  победы.  Поэтому  поблагодарим Алексея Плещанова  за  полезную  информацию, которую  он  разместил  в  свободном  доступе  в интернете : « Любой человек является кровь от плоти сыном своей земли. Носителем ее языка, культуры, стереотипов, заблуждений и глупости. Но однажды этому до мозга костей земному существу, «сухопутной крысе», экзистенциальному «корнеплоду»  выпадает случай отправиться в открытое море. Гравитация уменьшается, репка вытягивается и «корнеплод» умирает, а вместо него появляется на свет тот, кого называют «перекати поле», «оторви да выбрось», Морская культура - это первый опыт глобализации. Морякам всего мира плевать на флаги, государственные границы, на религию. Все сухопутное теряет для них ценность сразу после того, когда они переборют морскую болезнь и пересекут экватор. После этого они уже знают, что жизнь, в которой ты ощущаешь под ногами твердую плоть, есть иллюзия, обманка, фуфло. Вся правда, подлинная реальность творится в море, где не видно берегов. Вместо прошлого ковыляния по глинозему, человек приобретает плавающую, мягкую поступь, в которой сквозит легкое пренебрежение ко всему, что тверже палубной доски и что поглощает щегольской стук каблуков. Моряки – это инопланетяне на нашей планете, глобальная альтернатива «почвенному бытию»,  антисистема для «земляного порядка». Именно в такой культуре мог родиться странный и в то же время очень глубокий по смыслу культ вещи, которую западный мир называет breton shirt (бретонская рубаха), а мы, русские, - «тельняшкой». Каждый юнга до недавнего времени знал, что море населяют не только рыбы и водные гады, но и духи. Множество духов! Наладить с ними нормальный контакт, найти взаимопонимание - это залог не только благополучного плавания, но и гарант продолжительности жизни моряка. Мать-судьба правит в море напрямую, без посредника в виде «здравого смысла». В связи с этим главная задача любого человека, находящегося в открытом море, -  не спровоцировать судьбу на лихо. За многие тысячелетия эта цель сформировала вокруг себя целую систему знаний, настоящую науку, которые зависимые от земной тверди люди беспечно именуют морскими суевериями. Не брать женщину на корабль, не свистеть, не убивать чаек, купаться после пересечения экватора; серьга в ухе, чтобы не утонуть, татуировка, чтобы не стать призраком после смерти,  – все несет свой конкретный смысл, где функциональность соседствует с мистицизмом, защитной магией.
Испокон веков бретонские рыбаки, отправляясь в море, надевали на себя полосатые (черно-белые) робы. Считалось, что роба оберегает их от агрессии  ундин, русалок и прочей нечисти. Возможно, бретонская тельняшка исполняла роль подводного камуфляжа, защищающего от взгляда морских бесов. А, может быть, чередующим горизонтальным полосам приписывалась бретонскими рыбаками другая функция: одно можно сказать точно, полосатая рубаха играла роль оберега.
В период Великих географических открытий, когда в мире стоял острый кадровый дефицит,  многие бретонские рыбаки пополнили европейские флотилии. Но большая часть бретонцев, как не странно, оказалась на голландских, а не французских кораблях. Это было начало XVII века; к концу столетия тельняшка станет мировым fashion-трендом для всех европейских моряков. Сколько полосок  на тельняшке? Конечно, можно банально посчитать полоски на тельняшке . Но в России с советского периода количество полосок на тельняшках зависит от габаритов конкретного моряка, морского пехотинца или пограничника. Условно говоря, на 46-м размере их будет 33, а на 56-м – 52. Нумерологическую проблематику тельняшки можно было бы спустить на тормозах, если бы не было точно известно, что числовой символизм в «бретонской рубахе» все-таки существует. Например, в принятом на французском флоте в 1852 году стандарте тельняшка должна была составлять 21 полосу – по числу великих побед Наполеона. Однако это версия для «сухопутных крыс». 21 – это число успеха, удачи в культовой карточной игре моряков Vingt-et-un (она же – «Блэкджек», она же «Очко»). Нумерологическая составляющая в количестве полос была у голландцев и англичан.  Так, в середине XVII века команды кораблей, ангажированные голландской Ост-Индской компанией, предпочитали «бретонские свитера» с двенадцатью горизонтальными полосами – по числу ребер у человека. Таким образом, как объясняют некоторые знатоки морской традиции, моряки обманывали лихую судьбу, показывая, что они уже умерли и стали скелетами-призраками.
Впервые русский человек увидел тельняшку, скорее всего, во второй половине XVII века, когда в Холмогоры и Архангельск повадились голландские торговые суда. Морские волки из Нидерландов, наряду с англичанами, были главными законодателями мод в области морской амуниции. Не случайно Петр I полностью перенял для зарождавшегося русского флота голландскую морскую форму. Правда, без «бретонских рубашек». Последние фрагментарно появились в России в 40-50-ых годах XIX века: в тельняшках щеголяли моряки торгового флота, обменявшие или купившие их в каком-нибудь европейском порту.
Есть байка, что в 1868 году великий князь и адмирал Константин Николаевич Романов принимал экипаж фрегата «Генерал Адмирал». На встречу все моряки пришли в полосатых рубахах, купленными ими в Европе. Морские волки так расхвалили им функциональность и удобство полосатых фуфаек, что через несколько лет, в 1874 году, князь принес на подпись императору указ, официально включающий тельняшку в морскую амуницию.
Однако культом тельняшка стала немного позднее. После русско-японской войны демобилизовавшиеся матросы заполнили русские города. Они напоминали жителей нью-йоркского Бронкса, только вместо хип-хопа они танцевали танцы, вроде «Яблочка», рассказывали о том, как сражались за Порт-Артур,  и искали приключения на свою голову. Главным атрибутом этих лихих матросиков, «душа нараспашку», являлась тельняшка, которую именно в то время стали называть «морская душой». Именно в это время произошло первое массовое знакомство «морской души» с коллективной Русской душой. «Нас  мало, но мы в тельняшках». Это не пустая бравада. Горизонтальные полосы создает оптический эффект большего количества, чем он есть на самом деле. Интересно, что советских моряков и морских пехотинцев, которые участвовали в баталиях на суше во Время Второй мировой войны, немцы называли «полосатыми дьяволами». Этот эпитет связан не только с шокирующими боевыми качествами наших воинов, но и с западноевропейским архетипным сознанием. В Европе полосатая одежда на протяжении многих веков была уделом «проклятых»: ее обязаны были носить профессиональные палачи, еретики, прокаженные и прочие изгои общества, не имеющие прав горожанина.  Разумеется, явление советских моряков в тельняшках в «сухопутной» обстановке у неподготовленных немецких пехотинцев вызывало первобытный страх.
Сегодня практически каждый род войск в России имеет свою тельняшку с полосами уникального цвета. Майки с черными полосами носят морские пехотинцы и подводники, со светло-зелеными – пограничники, с краповыми  - спенцазовцы Внутренних Войск МВД, с васильковыми – бойцы Президентского полка и спецназа ФСБ, с оранжевыми – сотрудники МЧС и т.д » (конец цитаты)
Тельняшка  моряка  Северного  флота  вошла  в  мою  жизнь  вместе  с  моими  детскими воспоминаниями.  Помню,  как  в  нашем  доме  на  короткое  время появлялся молодой  мужчина  среднего  роста,  подтянутый, с громким, зычным  голосом,  в  тельняшке. А  когда  выходил  за  пределы  двора -    в  форме  морского  офицера,  с  кортиком  на  боку.  Обычно  он  спал  на  бабушкином  сундуке  за  печкой.  Мне  было  крайне  любопытно  получше  его  рассмотреть.  Я  приходила  к  бабушке, подходила  поближе. Неожиданно  спящий  отбрасывал  руку  якобы  во сне.  Я  замирала  неподвижно, прижавшись  к  печке, потому  что путь  к  отступлению  оказывался  перекрыт. А  он хитровато  щурился  и  продолжать  испытывать  моё  терпение.  Но  как  я  была  рада,  когда,  надев  парадную  офицерскую  форму,  он  брал  меня  с  собой  на  прогулку  по  городу. Или  мы  совместно  фотографировались.  Жаль, что  виделись  мы  с  ним  за  жизнь  крайне  мало.  Когда  он  приезжал на  отдых или  когда  я  бывала  в  Ленинграде. Бережно  хранятся  в домашнем архиве  его открытки к  праздникам : сначала  с  Северодвинска и  Североморска, позже  из  Ленинграда. По  жизни  для  меня  тельняшка одна  из  самых  удобных  и  практичных  фуфаек. Но  вот  хирург  в  больнице  категорически  не признавал, если  я намеревалась  в  ней заявиться  на  перевязку.  Может  тоже  свои  профессиональные  суеверия  и приметы?   На  лето  в  дом  напротив  приезжала из Ленинграда очень  хрупкая  и  удивительная по  красоте  девушка  с  густой  русой  косой. В то  время  блистала  в  советском  кино  актриса  Татьяна  Пилецкая.  Наша  героиня  была в своём  роде  такого  типа  внешности. Молодёжь обычно вечерами  собиралась  на  одном из  перекрёстков  или  играли в волейбол, либо  выносили патефончик, вешали на  ближайшем  дереве  или  заборе  лампу  и  начинались  танцы.  Малышню  быстро  разгоняли  по  домам  спать.  А  остальные  веселились  и общались. Так  и  морячок  «пропал».  Отношения  закончились  свадьбой. Этот  брак  прошёл  много  нелёгких  испытаний.  Но  устоял.  От  него  в  Ленинграде  остались – дочь,  внуки, правнучка.  А  родилась  девочка  Галочка  в  блокадном  Ленинграде.  Отец  погиб  во  время  обороны  города.  Непонятно  как  её  смогла  сохранить  мать.  Шансы  были  минимальные.  Но  судьба  была  благосклонной  и  позволила  пройти  весь  жизненный  путь.  Но  кто же  тот  загадочный  морячок?  Это  наш  двоюродный  брат.
Наш  двоюродный брат  Владимир Васильевич Абрамченко   родился 4 февраля  1934 года.
Отличался крайней аккуратностью  и  когда  садился  делать  уроки, то  сначала  всё  раскладывал  на  столе  в  строгом  порядке.  Старшие  сёстры  вспоминают  стопки  его  сочинений  по  литературе, написанных  невероятно  каллиграфических подчерком.    Они использовали  его  тетради  в  надежде найти  что-то   полезное  для  своих  сочинений. 
В нём было  остро  развито  чувство  справедливости. Он бесстрашно  вступал в бой, любую  драку. Особенно  когда  надо  было  защитить  младшего  брата Валеру, хотя  в  отличии от  младшего  брата  был не высокого   роста. По  воспоминаниям  старших  сестёр  мальчишки  на  улице  называли  Володю  уважительно  «ДЯДЯ  СЭМ». Заботился  о младших  сестрёнках. Учил кататься на велосипеде. Когда, бывал  в  отпуске, водил в кино.
Отец, Абрамченков  Василий  Гаврилович  родился  7.01.1905 года в г. Луганске. А пропал  без вести  на  станции Брест – Литовский  в  первый  час  обстрела города  и  станции фашистами  22 июня  1941 года, где  он  находился  в  командировке  как  паровозный  машинист  вместе  с  экипажем  товарного поезда,  следовавшем  из   Рославля  Смоленской области  в  Брест-Литовский.
В начале  ВОВ  Володя, его младший  брат Валера (будущий  светило  медицинской  науки)  вместе  с  матерью  Еленой  Лукиничной  Абрамченковой   были эвакуированы  в  Тамбовскую  область, в  колхоз, в  деревню  Уварово.
Женщину с двумя  малыми детьми сначала  никто не хотел брать к  себе на постой.  Его мать до войны и после работала  бухгалтером на железной  дороге.  А  в эвакуации   ей  пришлось  осваивать  сельское  хозяйство.  Со  временем  председатель колхоза  приводил  её  в  пример  колхозникам  и  не хотел  отпускать  домой  в  Белоруссию.  В частности он  говорил, что  такую  картошку,  какую  вырастила  белоруска, ещё не удавалось  получать. А картошка  здорова  росла на  тамбовских  чернозёмах. После ВОВ тётя Люся (Елена Лукинична)получили статус  работника тыла со  всеми  вытекающими из  этого льготами.
Кстати  одной  из  потерь  от проживания  в  Уварово  было потеря   букв  в  фамилии.  Когда  документы были оформлены,  то   вместо Абрамченковой  она  и  дети  стали Абрамченко.  По фамилии стали  украинцами.  Из  эвакуации  вернулись  в  освобождённый  от  немецко-фашистских  захватчиков  г.Могилёв   и  все  поселились  в  доме, где  проживала  Володина  вдовая  бабушка (Елена Семёновна),  брат матери   (дядя  Женя) с  женой  Катей  и  двумя  дочками (Светланой  и  Галиной).  Потом  рождались  ещё  дети (Тамара, Лёля(Елена), Лидия, Дмитрий).  Всего  в  доме  подросло  и  вышло  в  люди  восемь  детей. По воспоминаниям  сестёр  в  то  время  все  ели  практически  из  одного  горшка.  Всё  выглядело  как  детский  дом   семейного  типа.  Взрослым  надо  было  работать.  Поэтому  ребёнка, которому  и года  не было  могли доверить  одиннадцатилетней  старшей  сестре  на  некоторое  время,  чтобы  сбегать в  магазин.  После войны  вокруг  было полно руин, окопов, боеприпасов. Как-то   бабушка  начала растапливать  печку. А  Володя  через  её  плечо  попытался  подбросить в огонь  патроны  для  пулемёта. Но  бабушка спасла  ситуацию.  Иначе  печки точно  могло  не остаться.   Ещё  долго  под  домом  находили  боеприпасы, даже  целые  пулемётные  ленты, которые  мальчишки  прятали  про запас, как  и хлеб  под  подушку и в шапки. Даже  я  помню  гнёзда  для  зениток  вдоль  железной  дороги.  Такие  бетонированные  доты  с  люком  вверху.  Мы  в  детстве  во  время  игр бегали  туда  прятаться.  После  окончания  школы  N24   Володя  поехал в г.Калининград  и поступил  на  первый  курс  Военно-морского  училища. Отучился  первый  курс и училище закрыли,  а  курсанта  перевели в  г. Ленинград. Со второго курса  он  уже  обучался  в  Ленинградском  Высшем Военно-морском  училище  подводного  плавания  на  12-ой Красноармейской улице (левая  сторона). С  историей  создания  Высшего военно-морского  училища  подводного  плавания  можно  ознакомиться  ниже  по  тексту. ( Училище  было основано  31 марта 1944 года. Занимало территорию  бывшего реального училища (приюта) принца П.Г. Ольденбурского. Более  100 выпускников  училища  стали  адмиралами,  13 Героев  Советского  Союза  и 4  героев  РСФСР.  Постановлением  Правительства  Российской Федерации  в сентябре  1998 года на  базе  объединённых  Высшего военно-морского ордена  Ленина  Краснознамённого  ордена Ушакова училища им.М.В.Фрунзе  и  Высшего  военно-морского училища  подводного  плавания  им. Ленинского Комсомола  был сформирован  Военно-Морской  институт .  А  с 25 января 2001 года  в связи  с 300-летием   военного  образования  в России  Постановлением  Правительства Российской  Федерации  институту  было  присвоено  наименование  Морской  корпус  Петра  Великого -  Санкт – Петербургский  военно - морской  институт.) Обучение  в  училище  было серьёзным. К  примеру из книг,  вошедших  в  круг  чтения  курсанта  входила «История военного искусства  в  рамках  политической  истории» (том первый) «Античный  мир» Ганса Дельбрюка  в  переводе Л. Гринкруга, которая  вышла  в 1920  году  в  издательстве VERLAG  VON GEORG STILKE,  а  в  СССР  в  Москве (Орликов  переулок,3) в Государственном  военном  издательстве  (число  страниц  464,  цена 10 рублей)  (с  карандашной  пометкой  бисерным  подчерком Абрамченко).  Эту  книгу  в  предисловии к  первому  изданию  в  1900 году  Франц Меринг  характеризовал так:« …Является  наиболее  серьёзным  трудом  исторической  мысли  буржуазной Германии последнего столетия».    После  окончания  обучения  брата  направили  служить  на Северный  флот.  В начале  своей  военной  карьеры  он  ходил  на  дизельных  подводных  лодках.  На  таком  типе  подводных  лодок  он  был  в  районе  Карибского  кризиса.  Много  позже  от  старших  я  случайно  услышала,  что  матросы  теряли  сознание, когда  не хватало  воздуха , лодке приходилось  всплывать,  выносили  матросов  продышаться.  Их  подлодку  окружали  американские  подлодки.  Американские  матросы  гоготали, оскорбляли   и  провоцировали  советских  моряков.  Трудно  было  сдержаться, чтобы  не ответить на грубость. Были  и  походы  в  район  Африки, в  район  Северного  полюса. Нам  приходили  письма и  поздравительные  открытки. Но брат  обычно  рассказывал  какие-нибудь  шутливые  ситуации. О  служебных  делах  он  обычно не распространялся. Только  в  свой  последний  приезд в  дом  своего  детства,  уже  будучи  незрячим  и овдовевшим ,  он в двух  словах  обрисовал  одну  из  аварийных  ситуаций  на  атомной  подлодке  и  высказал  предположение, что,  вероятно,  остался  жив,  потому  что  перед  тем  как  войти  в  зону  поражения, одевая  защитный  костюм,  выпил  стакан  спирта.  Кто  из  офицеров  отказался  это  сделать   прожили  недолго, кто  год, а кто три.... После  Чернобыльской  катастрофы,   уходящим   и  выходящим  из  зоны  поражения  ликвидаторам  в  чернобыльской  зоне,   выдавали  красное  вино.  А  машины, которые  не подлежали дезактивации, просто  сталкивали  в  котлован  и  засыпали  землёй. Так  опытным  путём  искали  способы   защиты  человеческого  организма от  воздействия  радиации.   Брат рассказывал   о беспросветной бедности в  африканских  странах.  Когда  с  матросами  сходили  на берег, то  голодные  дети окружали  и  требовали поесть. Для  визита  к  губернатору  города брали  элементарно  буханку хлеба и консервы. А  если кому-то дарили  пачку  сигарет, то  последний  тут же  разбирал  пачку  на  отдельные сигареты, садился  у  дороги и  начинал  торговать  поштучно.  Были  и  курьёзные  случаи.  Как-то, когда  спала  дневная жара,  он  с  двумя  матросами  сошёл  на  берег.  По  дороге  встретил  женщину  с  ребёнком,  второго  она  несла  на  руках.  Поравнявшись  с  русскими моряками,  женщина  начала  что-то  говорить, показывая  на  детей.  Потом  размотала  ткань, в  которую  была  завёрнута  и  осталась  обнажённой,предлагая
 себя. Молодые  матросы остановились  в  столбняке.  Он приказал  матросам  отвернуться. Женщина  молча  оделась  и  пошла  дальше.  Голод  любого  может  довести до  отчаяния,  а  мать  тем более. Был  курьёз  с  офицерами, зашедшими  в  заведение , смысл  которого  стал  понятен  не сразу. Только  когда  вместе  с  чашечкой  кофе  им  предложили  альбом  с  фотографиями  девушек, то  стало понятно  куда  они  пришли.  О  продолжении  визита  история  умалчивает.   Служба шла. Менялись подлодки. Атомные подлодки пришли на смену дизельным.  Пришло  время  осваивать  новую  боевую  технику. Ходил  и  на  первой  атомной  подводной  лодке – автомат. Экипаж  этой  подлодки  почти  полностью  состоял  из  офицеров. За  участие  в  походе подо льдами к Северному  полюсу  в составе  экипажа атомной  подводной  лодки в  качестве  старпома, где-то в  конце  60-х, начале 70-х годов  был  награждён  Орденом Красного Знамени. Командный  состав этой атомной подводной лодки рангом  выше  был  награждены звёздами  Героев Советского Союза.   Параллельно  со  службой  учился  заочно  в  Ленинградском  государственном  университете  им. Жданова.  Что  позволило в  1973  году  приступить  к  преподавательской  деятельности  в  Высшем  Военно-Морском Училище  Радиоэлектроники  им. А.С.Попова  (ВВМУРЭ  им.  А.С.Попова)  в г. Петродворец.  (В   1998 году  переформировано  в  Военно-Морской  Институт  Радиоэлектроники (ВМИРЭ)  им. А.С.Попова  Военного  учебно-научного  центра ВМФ «Военно-морская  академия  имени  Адмирала  Флота Советского  Союза  Н.Г. Кузнецова»).  В  училище  Володя  преподавал  на кафедре тактики, а  его  жена  Галина  преподавала  на  кафедре  общественных  дисциплин. Закончив  преподавательскую  деятельность  по  возрасту  поступил  в  Ленинградское  пароходство  по  вопросам  экологии.  Составлял  экологические  паспорта  объектов.  Даже  когда  полностью  утратил  зрение  после  неудачной  операции на глазах  продолжал  работать,  пользуясь на  компьютере  голосовой  программой  для  незрячих.  Мне  иногда  кажется,  что  утрате  зрения  поспособствовала  ситуация,  которая  сложилась  в  девяностых  на  флоте -  корабли  и  лодки  распродавали,  резали  на  металлолом. Рядовые  не  могли  вмешаться  и  остановить  этот  беспредел.  И  спокойно  видеть  просто  не могли.   Службу  брат   закончил  командиром  атомной  подводной  лодки, капитаном  1-го  ранга.  Всю  сознательную  жизнь  много  читал , интересовался  историей  страны,  собирал  историю  рода.  Умер  5  декабря  1999 года.  Похоронен  на  Волковском  кладбище  рядом  со  своей  женой  Галиной  Николаевной.  Место  захоронения   расположено  в  старой  части  кладбища,  где  могилы  морских  офицеров  оформлены  однотипно  в  виде  чёрной  гранитной  волны.
Дети  войны, выросшие  без  отцов, прошедшие  достойный жизненный  путь  без  гувернанток и репетиторов. Действительно, это поколение  «непобедимых  Иван  Ивановичей». ( Для  интересующихся  можно подробнее  посмотреть у супругов Мининых – Виктора и Ирины   о смене циклов поколений. Если кратко: 1900-1923 годы – величайшие; 1923-1943 – поколение непобедимых Иван Ивановичей; 1943-1963 – ленивые Ванюшки; 1963-1984 –продажные Ванюшки; 2000-2020-поколение Z; 2020-2045 –поколения альфа. Приблизительно  на 1950 год  выпадает пик  коллективизма. 2000-2020 –фаза пассивного  коллективизма (индивидуалисты). С  2010  года  наблюдается  незначительный  рост  пассионарности.)

История Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
31 марта 1944 года Советское правительство приняло постановление об организации военно-морских подготовительных училищ, в целях повышения качества подготовки поступающих в высшие военно-морские училища. В Ленинграде, для создания нового военно-морского учебного заведения, городской Совет депутатов трудящихся отдал помещения бывшей 1-й и 12-й средних школ и Дома пионеров, размещавшихся в старинном здании, построенном для пансионата еще в 19 веке. Так в этих помещениях в Приютском, ныне Морском, переулке разместилось новое учебное заведение с трехлетним сроком обучения, получившее наименование Ленинградского военно-морского подготовительного училища. Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 года Ленинградское военно-морское подготовительное училище должно было формироваться на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-й Ленинградской, эвакуированной с началом войны в далекий сибирский городок Тару, и 1-й Московской. Жизнь училища началась летом 1944 года, когда оно получило в свое распоряжение переданные ему здания в Морском переулке. Первым начальником Ленинградского подготовительного училища был назначен капитан 1 ранга Н.Ю.Авраамов
высокообразованный и прекрасно подготовленный моряк, прошедший суровую школу гражданской и Великой Отечественной войн, обладающий большим боевым и педагогическим опытом. Ближайшим помощником Н.Ю.Авраамова стал капитан 1 ранга И.И.Величко. Одновременно шел прием в училище матросов, старшин и солдат, прибывавших с фронта и действующих флотов. Поступала гражданская молодежь из числа окончивших 7, 8 и 9-е классы средних школ. Ученики специальных военно-морских школ зачислялись без экзаменов. Из тех, кто сдавал экзамены, предпочтение отдавалось военнослужащим, прибывшим с фронта, и сиротам, потерявшим своих родителей во время войны. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии — известный советский писатель.
        Особой заботой командования и всего коллектива училища в начальный период его существования был ремонт зданий, серьезно пострадавших за время страшных дней блокады. Особенно сильно пострадал от вражеских бомбардировок и артиллерийских обстрелов главный учебный корпус, в который попало свыше 40 зажигательных бомб, неоднократно вызывавших пожары, и 21 артиллерийский снаряд. Воспитанники и матросы в течение трех месяцев ежедневно выходили на стройку и работали с утра до позднего вечера. За три месяца напряженной работы строителей и всего коллектива училища были отремонтированы часть классных и спальных помещений, столовая, лазарет, физкультурный зал и некоторые другие помещения.
К октябрю 1944 года были созданы основные учебные циклы: математики, физики, химии, литературы и русского языка, истории и географии, иностранных языков, физкультуры, военно-морского дела. Преподавательский состав училища представлял собой хорошо подобранный коллектив, состоящий из высокообразованных и опытных педагогов. Среди преподавателей было немало участников Великой Отечественной войны. Формирование училища продолжалось около полугода и закончилось к 7 ноября 1944 года. В училище было сформировано три курса: первый (младший), второй (средний) и третий (старший). Курсы делились на роты. Каждая рота подразделялась на взводы. Во главе курсов стали опытные строевые офицеры, прошедшие суровую школу Великой Отечественной войны и хорошо знавшие военно-морское дело. Ротами командовали молодые офицеры. В 1945 году в училище был установлен распорядок дня, в котором особого внимания заслуживает большое количество времени, отводимого для самостоятельной работы (4 академических часа) и в личное распоряжение обучающихся (3 часа). Это создавало благоприятные условия для изучения предметов, чтения литературы, в том числе художественной, занятий спортом и художествен¬ной самодеятельностью, т.е. для духовного, физического и эстетического развития ребят. 15 ноября 1944 года приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота день 7 ноября был установлен годовым праздником училища. 28 апреля 1945 года начальник военно-морских учебных заведений от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил военно-морскому подготовительному училищу Знамя части. Через два дня личный состав училища впервые прошел под этим знаменем по Дворцовой площади, а затем ежегодно участвовал в праздничных парадах, демонстрируя свою высокую дисциплину и строевую выучку. 9 сентября 1945 года в историческом зале Революции Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе состоялся первый выпуск курсантов Ленинградского Военно-Морского Подготовительного училища. Большинство выпускников для продолжения военно-морского образования и подготовки к службе в Военно-Морском Флоте на офицерских должностях были направлены в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. Около 35% выпускников были направлены в другие высшие военно-морские командные и инженерные училища.
________________________________________
ВВМУПП ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
В 1958 училищу было присвоено имя Ленинского комсомола. В короткий срок в училище были созданы новые кафедры, лаборатории и кабинеты, вновь пересмотрены учебные планы и программы. Лаборатории пополнились образцами современного оружия и техники. Рас¬ширились программы по математике, физике, электротехнике и радиотехнике все это было необходимо для изучения специальных профилирующих дисциплин. Переход на новый профиль проходил под руководством начальника училища Героя Советского Союза вице-адмирала Н.П. Египко, который совместно с начальником политического отдела капитаном 1 ранга Л.Р. Фокиным сумел мобилизовать личный состав училища на успешное решение поставленных задач. Заместителем начальника училища был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Е.К. Иосселиани. В обучение и воспитание кадров молодых подводников много труда и энергии вложили начальники факультетов: Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Г. Стариков, капитан 1 ранга В.К. Резников, капитан 1 ранга К.Ф. Пшеницын. Освоение нового лабораторного о корпуса способствовало значительному улучшению качества инженерной подготовки курсантов. Большую помощь училищу в создании учебно-лабораторной базы оказали умельцы-рационализаторы. Каждый год внедрялось более 50 рационализаторских предложений, существенно улучшавших учебно-лабораторную базу училища. Среди лучших рационализаторов училища того периода можно назвать доцента капитана 1 ранга-инженера А.Б. Гейро, капитана 2 ранга-инженера А.В. Сазонова, мичманов Л.Х. Николайчука. Я.Б. Минина, С.И. Мацепуру и служащего И.В. Климова. Для управления сложной боевой техникой подводных лодок нужны были офицеры с инженерным образованием.способные умело обучать и воспитывать личный состав.
    1968 год для училища имел особое значение. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие вступили в него, воодушевленные желанием отметить новыми успеха-ми приближающееся 50-летие Вооруженных Сил и 50-летие Ленинского комсомола. Командование, политический отдел, партийные организации факультетов развернули широкую работу по активизации учебного процесса, воспитанию курсантов на боевых и революционных традициях, укреплению воинской дисциплины. Учебная и научно-исследовательская работа была направлена на решение актуальных проблем, связанных с перспективами развития флота, с его современными задачами и потребностями. Офицер-подводник должен твердо знать уставы Вооруженных Сил СССР, уметь применять их при организации службы и воинском воспитании подчиненных, иметь навыки управления строем, уметь пользоваться личным оружием. Поэтому в 1968 году и училище создается кафедра тактики морской пехоты и общевойсковой подготовки. Начальником ее назначается боевой офицер, прошедший в годы войны путь от командира взвода до заместителя начальника штаба полка, закончивший в послевоенный период Академию им. М.В. Фрунзе, полковник В.А. Петухов. Важную роль в обучении курсантов играла практика в подразделениях морской пехоты, которая проводилась после окончания первого курса. Здесь курсанты приобретали такие качества, как ловкость, выносливость, тактическое мышление, умение действовать в наступательном и оборонительном бою, владеть современным оружием, бороться с танками «противника» и т.п. Хорошая строевая выправка, четкость и подтянутость всегда отличали курсантов училища. Они регулярно участвовали в парадах на Дворцовой площади в Ленин-граде, а также на Красной площади в Москве. Личный состав училища был удостоен чести представлять Военно-Морской Флот на Красной площади в Москве 7 ноября 1977 года, пройти парадным маршем мимо мавзолея В.И. Ленина в день 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. За отличную строевую выправку парадный расчет получил высокую оценку и благодарность министра обороны СССР. Стажируясь на флоте, совершенствуя специальные знания, офицеры-преподаватели повышали свою квалификацию, тем самым приближая практическое обучение курсантов к требованиям флота. Около 99% офицеров-преподавателей получили классную квалификацию. Центром методической работы в училище являлась кафедра. Поэтому широко использовалась такая форма методической работы, как совместные заседания кафедр с командованием факультетов, рот и партийно-комсомольским активом.
В соответствии с рекомендациями научно-исследовательской комиссии при ГУ ВУЗ МО СССР в училище проводилась большая работа по дальнейшему совершенствованию и внедрению технических средств обучения в учебный процесс. Технические средства обучения стали неизменными помощниками профессорско-преподавательского состава и курсантов при решении практически всех задач, возникающих в ходе обучения. Упор делался на внедрение наиболее перспективных, с точки зрения передачи информации и проведения тренировок, систем на базе ЭВМ, а также автоматизированных классов (аудиторий), оборудованных техническими средствами звукозаписи и звуковоспроизведения, средствами динамической и стати¬ческой проекции, учебным теле¬видением и другими техническими средствами обучения. Профессия офицера-подводника требует широких и глубоких знаний по специальности. Исходя из постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР профессорско-преподавательский состав училища проводил большую работу по улучшению качества обучения и воспитания курсантов, их теоретической и практической подготовки. Повышались идейно-теоретический и научный уровни лекций, велась работа по подготовке научных кадров. Большое внимание уделялось научно-исследовательской работе, особенно созданию высококачественных учебников и учебных пособий.

    Последнее десятилетие перед празднованием своего полувекового юбилея оказалось наиболее трудным и напряженным в жизни и деятельности коллектива училища, В 90-е годы происходило принципиальное изменение направленности и содержания военно-морского образования офицеров ВМФ по сравнению с предшествующим 40-летием. Изменение целевой установки училища как высшего военно-морского учебного заведения потребовало перестройки всего учебного процесса: существенной переработки учебных планов и программ, новых учебников и учебных пособий, разработки новых методических пособий для проведения практических занятий и лабораторных работ. Происходило переосмысление всей деятельности профессорско-преподавательского состава не только в области учебного процесса, но направленности и содержания научно-исследовательской работы.
    Одновременно происходила смена командования училища, начальников отделов и служб, руководителей факультетов и многих кафедр. Существенно менялся и коллектив училища в целом. Богатый опыт службы вновь прибывших офицеров в сочетании с педагогическими традициями, имевшимися на каждой кафедре, позволили в сравнительно короткий срок подготовить молодых преподавателей к решению новых для них задач.
    В конце 1984 года в командование училищем вступил известный подводник Герой Советского Союза контр-адмирал, а впоследствии — вице-адмирал, Егор Андреевич Томко, командовавший на Севере, до прибытия в училище, дивизией многоцелевых подводных лодок типа «Скат» (проект 670) и ((Гранит» (проект 949) с крылатыми ракетами на борту. Звания Героя Советского Союза он был удостоен за освоение новой техники и переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. Период командования училищем вице-адмирала Е.А. Томко совпал с периодом демократических преобразований в стране. Некоторые из них опытный подводник воспринимал неоднозначно, считая разрушительными для флота и вредными для страны. Будучи требовательным и даже жестким человеком, он последовательно стремился сохранить воинский порядок и дисциплину в училище, а также активно воспитывал у курсантов чувство государственности, патриотизма и любви к флоту.
 Эпоха смены общественно-экономической формации и распада Советского Союза связана и с изменениями в командовании училища. После ухода в запас вице-адмирала Е.А. Томко ему на смену в феврале 1992 года при¬был контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук — первый начальник—выпускник училища 1968 года. Последняя его должность до прибытия в училище — командир эскадры подводных лодок Северного флота. Период смены командования училища совпал с началом реформы в области образования и военной реформы. Перед военным образованием возникло много трудностей, связанных с потерей четырех училищ, оставшихся после распада Советского Союза за пределами России, необходимостью перевода обучения по специальностям этих училищ в другие военно-морские училища, в том числе и в училище подводного плавания. В 1992/93 учебном году здесь продолжили обучение курсанты, переведенные из Баку, а в 1993 году — из Севастополя. Количество специальностей дополнилось еще двумя — «Крылатые ракеты подводных лодок» и «Корабельные ядерные боеприпасы» и возросло до пяти.
В 1998 г. в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУПП им. Ленинского Комсомола было объединено с ВВМУ им. Фрунзе и получило название Санкт-Петербургский Военно-Морской институт.
Начальниками ВВМУПП  в разное время назначались опытные подводники контр-адмирал Константин Матвеевич Кузнецов (1953-1955), Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Павлович Египко (1955-1966), контр-адмирал Павел Иванович Парамошкин (1966-1973), вице-адмирал Георгий Лукич Неволин (1973-1984), Герой Советского Союза вице-адмирал Егор Андреевич Томко (1984-1992), контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук (1992-1999).
Более 100 выпускников училища стали адмиралами, 16 офицеров удостоены звания Героя Советского Союза и РФ.  В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии - известный советский писатель. В 1944 г. было создано Ленинградское военно-морское подготовительное училище. С 1958 г. Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола (ВВМУПП им. Ленинского Комсомола). Более ста выпускников училища стали адмиралами, 16 офицеров удостоены высокого звания Героя СССР и РФ.В 1998 г. в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. Фрунзе было объединено с ВВМУПП им. Ленинского Комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский Военно-морской институт.
Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» 1 филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (г. Санкт-Петербург) с 1 июля 2012 года переименован в Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
  Старейшее военно-морское учебное заведение отсчёт своих дней непосредственно ведёт со дня издания 14 (25) января 1701 года Высочайшего Указа, которым «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич» утвердил: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению». Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа) первоначально размещалась в Москве, в Сухаревой башне. Она положила начало не только военному, но и профессиональному образованию в России. Она готовила образованных людей, то есть специалистов не только для флота, но и для армии, а также для гражданской государственной службы.
Навигацкая школа, Академия морской гвардии, Морской шляхетный кадетский корпус, Морское училище, Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт — такие названия остались в прошлом. За более трёхвековую историю институт подготовил сотни тысяч офицеров флота, а в советское время послужил основой для формирования разветвленной сети высших военно-морских учебных заведений СССР со своим аппаратом управления. Постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1998 г. на базе объединенных Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознаменного ордена Ушакова училища им. М.В.Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола был сформирован военно-морской институт. 25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России Постановлением Правительства Российской Федерации институту было присвоено наименование Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт.
Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» сохраняет лидирующие позиции по подготовке офицеров и старшин штурманско-гидрографической специальности, а также специалистов по эксплуатации морских средств навигации, гидроакустического оборудования, ракетно-артиллерийского, противолодочного, торпедного и минного вооружения кораблей и подводных лодок.
В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях с посещением иностранных портов.

 Всем  здравия.
 30 декабря 2019
 Могилёв
 Ра.Ли.Ев.
 


Рецензии