Художник счастья. Огюст Ренуар-13

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
«ТАНЕЦ В ГОРОДЕ» (1883, музей Орсэ, Париж),
«ТАНЕЦ В ДЕРЕВНЕ» (1883, музей Орсэ, Париж),
«ТАНЕЦ В БУЖИВАЛЕ» (1883, музей изящных искусств, Бостон).

Проведя некоторое время в Варжемоне, Ренуар начал серию из трёх картин, которую закончил к 1883 году. На каждой из них с фигурами в натуральную величину изображена танцующая пара: одна — в городе, другая — на лоне природы, третья — в Буживале.

Ренуар не был интеллектуалом, и его почти никогда не привлекала задача большая, чем просто передача сюжета. Но в этой парной композиции он намеренно «столкнул» тонко срежиссированную обстановку городского бала и грубоватую среду деревенского окружения. Это заметно и повыбору модели: Сюзан Валадон, одна из самых известных красавиц того времени, художница, успешно работавшая в жанре пейзажа и натюрморта (в будущем мать «певца Монмартра», художника Мориса Утрилло), позировала для танца в городе и в Буживале. В танце в деревне Ренуар изобразил свою будущую жену Алин Шериго, «одомашнив» её лицо, сделав его чуть проще, чем в жизни. Партнером обеих дам был друг Ренуара Поль Клод.

Вглядимся в «ТАНЕЦ В ДЕРЕВНЕ». На первом плане взгляд притягивает соломенная шляпа на полу. По контрасту она заставляет сразу посмотреть на другой край картины и определить, что пара танцует на верхней площадке деревенского ресторана или на терассе-балконе (справа за решеткой внизу видны лица). Натюрморт на столе демонстрирует ренуаровское владение мастерством в этом жанре. Изящный узор на платье Алины, написанный сияющими светлыми красками, контрастирует с темной одеждой её кавалера. В правом верхнем углу листья каштана создают выразительную игру цветовых переходов зелёных тонов, ярко выделяющихся на тёмном фоне.

„В САДУ“(1885, коллекция Герштенберга и Шарфа, Берлин, ныне в Эрмитаже)

Судьба другой картины Огюста Ренуара „В саду“ необычна. Будучи одной из наиболее значительных работ Ренуара, она никогда не выставлялась и практически всегда оставалась неизвестной публике.
Барбара Уайт, современная исследовательница его искусства пишет о картине: „В саду“ - это последняя картина, в которой он изображает любовь современного мужчины к современной женщине в окружении природы, эта картина стала последним изображением ухаживания в городском варианте“.

Следует добавить, что „В саду“ не только последняя, но и, пожалуй, наиболее необычная любовная композиция Ренуара. Прежде в изображении флирта, церемонии ухаживания ему нравилось дать почувствовать взаимное влечение мужчины и женщины, но при этом он, как и все импрессионисты, избегал какого бы то ни было сюжетного „прочтения“ темы. Однако здесь, в самой большой своей картине на тему любви, Ренуар почти уступает соблазну создать сюжетное произведение.

Он избрал мотив, который легко оборачивался для любого современного ему живописца псевдоромантической декламацией или сентиментальной безвкусицей, однако удивительным образом картина „В саду“ такой опасности избегает.
Сцена, представленная здесь, являет нечто большее, чем объяснение в любви. Фабулой картины становится поворотный момент в жизни ренуаровских героев. Пристальный, ждущий взгляд юноши, весь его облик не оставляет сомнения в его намерениях: он просит руки и сердца девушки. В такой детали, как цветы, лежащие на столике, угадывается прелюдия решающего разговора. А остановившийся взор девушки отражает не столько замешательство, сколько то, что всем своим существом она уже словно перенеслась в будущее, в другую жизнь. Серьезность намерений юной пары как бы скрепляется крестом на груди девушки, деталь необычная для неверующего художника и почти нигде у него не встречающаяся.
В картине «В САДУ» героем оказывается художник Анри Лоран, который был значительно младше Ренуара. Соединив его в садовой композиции с Алиной Шариго, своей молодой подругой, которой тогда исполнилось 26 лет, Ренуар словно задался целью представить идеальную пару, поскольку возраст влюбленных близок.

Интересно, что поцелуев Ренуар никогда не писал. Общение влюбленных в его картинах ограничивается беседой, совместным чтением, танцем или каким-то жестом доверия.
Появление этой картины, по-видимому, связано с событиями жизни самого Ренуара. Рождение первенца Пьера 21 марта 1885 года, ещё до оформления брака с Алиной, знаменовало истинное начало семейной жизни, что в творчестве мастера выразилось завершением цикла композиций на тему любви.


Рецензии