Воля Божья и своя. Заметки натуралиста

«Господи, отжени от меня мою волю – гибельную, дай мне понять и выполнить Твою волю – спасительную.»     .                (из утренней молитвы)

                I
 
В Поветлужье пришла зима. Рано по утру, ещё затемно, после утренней дойки и кормления своей вечно голодной с\х живности, иду, поскрипывая на морозце свежевыпавшим снежком, в небольшой сельский храм. Пока топится печь, не спеша, затеплив лампадку, читаю утреннее правило, и наблюдаю, как постепенно уходит ночная темень. Понемногу проявляются святые иконы и немудрёное убранство старенькой церкви, потрескивают поленья в печи, и это единственный звук, гармонично вплетающийся в беседу Бога и человека.

К рассвету печь протоплена, и закрыв дымоход, выхожу на улицу к своим друзьям, которые, знаю, уже с нетерпением ожидают этого момента. Утренняя тишина нарушается лишь лёгким скрипом снега под ногами и одиночным посвистом синички. В ветвях столетних лип её не рассмотреть, но знаю, что меня то она видит прекрасно. Сейчас и я её увижу. Достаю из кармана полушубка семечки, и протягиваю их на открытой ладони перед собой. Мгновение – и вот уже несколько синичек порхают вокруг, в надежде на угощение. Жду пока самая смелая из них сядет на ладонь, возьмёт свою семечку и упорхнёт на ветку шелушить её, добираясь до ядрышка. После этого высыпаю всю горсть на тропинку, куда тут же слетаются с десяток ранних птах – синичек и воробьёв. Причём синички, ухватив семечку, всегда отлетают с ней подальше на ветку, а воробьи, не утруждая себя лишней суетой, чинно колупают угощение прямо на тропинке у самых ног. Но на ладонь они никогда не сядут – чем крупнее дикая птица, тем более она осторожна.
Пока иду до дома, птахи, быстренько управившись с первой порцией, догоняют и перекрывают тропинку, садясь на неё перед самыми ногами, требуя нового угощения. Я не заставляю их долго упрашивать – карман ещё с вечера полностью засыпан семечками, и новая порция ложится на тропку. Сколько обоюдной радости под громкое чириканье и порхание мелькающих крохотных птах, которых и пересчитать уже невозможно!

Пора и самому позавтракать, да пополнить быстро пустеющий карман. Спустя полчаса, выхожу на улицу, и вижу, как на каждой штакетине забора и на заснеженных ветвях сирени, сидят и терпеливо дожидаются мои дорогие птахи – синички и воробушки. Снегирей пока нет, они появятся в конце зимы и порадуют сельчан яркой жизнеутверждающей раскраской своего оперения.
Вот уже неделю, весь короткий световой день я занимаюсь дровами: пилю, колю и укладываю в поленницы. Это запас на следующую зиму. За лето поленья высохнут, и по осени их надо будет убирать по дровникам. Так вот, весь световой день, пока я работаю на улице, воробьи с синичками сидят вокруг, показывая всем своим видом, что они чего-то хотят. Я знаю, чего они хотят, и постоянно в течение дня, подсыпаю им угощение. И, надо сказать, что так поступают все пожилые люди нашего вымирающего села. Один из самых востребованных в магазине товаров – семечки, и продавщица заказывает их на зиму несколько мешков.

               
                II

Как биолог-охотовед и как крестьянин, я хорошо знаю, что цикл пищеварения у птиц (как диких, так и домашних), очень быстрый. Они способны кушать целый день почти без перерывов. Кто держал домашнюю, декоративную или певчую птицу, тот понимает о чём идёт речь. Не зря в народе бытует пословица: «Курицу не накормишь, а девицу не оденешь». Как-то я подобрал в лесу сороку с повреждённым крылом, принёс её в избу, и, выгнав на улицу кошку, дал птице полную миску всякой всячины и, за неимением клетки, полную свободу перемещений. Её здоровый аппетит только радовал моих домашних (один день), но, как оказалось – этот аппетит тянул за собой такую массу отходов жизнедеятельности, быстро покрывшую собой всё свободное пространство крестьянской избы, что через пару дней, они с радостью подарили пернатого питомца соседям, неосторожно выразившим своё восхищение при виде ручной сороки.

Вот тут и возникает вопрос – а что кушают такие же синички и воробьи в соседней деревне, если их там никто не подкармливает? Летом вопросов нет, а вот зимой – снежной, морозной, с коротким световым днём? Маленькой птахе, чтобы пережить длинную морозную ночь, надо очень хорошо покушать днём. Даже то, что она найдёт в природе самостоятельно, она тут же переварит, и полученную энергию потратит на поиски следующей порции. А впереди ночь, длинная и холодная… По логике, та же синичка, если её не подкармливает человек, не сможет пережить зиму. А она, вопреки всякой логике, живёт! То есть, вне зависимости от того, кормится она весь день семечками из магазина, или порхает тратя энергию, с ветки на ветку, в тщетных поисках калорийного питания – она всё равно переживёт зиму!

В нашем селе постоянно держится стайка в 20-30 голубей. Раньше они зимовали на совхозном зернохранилище, но вот уже более 10 лет, как не существует ни совхоза, ни зерносклада, а голубей я вижу каждый день, и при этом НИ РАЗУ(!!!) не видел, что и как они кушают зимой. В городе понятно – там есть чем поживиться, но в умирающей сельской глубинке раскладка совсем другая. А птица крупная, и для поддержания энергии, ей надо очень много. Кто держал голубей, тот это знает.
 
Во дворе, рядом с коровой, которая своим теплом согревает весь двор, у меня живёт пара поросят – Наф-Наф и Фунь-Фунь. Так вот, им приходится три раза в день носить по целому ведру каши с картошкой и прочей калорийной вкуснятиной. А дикий кабан в наших условиях холодной и глубокоснежной зимы, постоянно преследуемый волками и охотниками, всё же умудряется не только выживать, но и увеличивать свою численность.
Как-то в середине зимы среди заснеженного поля, я издалека увидел какие-то чёрные пятна. Подойдя поближе с удивлением рассмотрел, что за ночь стайка кабанов своими пятаками раскопали снег, а затем большой участок промороженной на полметра в глубину почвы (которую и лопатой не возьмёшь), в поисках съестного. Что они могли там найти? Несколько корешков, которые, в принципе, не способны даже частично восстановить потраченную на их поиски энергию. И это в условиях морозной зимней ночи!

Своей корове, которая полгода стоит в тёплом дворе, я заготавливаю на зиму 3 тонны сена и 2 тонны комбикормов и корнеплодов, чтобы в середине мая можно было бы выпустить её на зелёную травку. Да и конь, стоявший в том же дворе, съедал за зиму те же 3 тонны сена и тонну овса. При этом на улице его широкую спину приходилось прикрывать попоной, чтобы не простудился.
А работая на Крайнем Севере, всегда удивлялся феноменальной жизнеспособности овцебыков. Эти крупные животные, круглогодично обитая в экстремальных условиях арктической тундры, не откочёвывают как северные олени южнее, в зону лесов. А зимой в горной тундре кушать абсолютно нечего кроме горсточки лишайника да щепотки короткой сухой травы, которые к тому же надо раскопать из под жёсткого ледяного наста. К этому надо добавить, что полгода там длится полярная ночь с её жестокими морозами и пургами, не говоря уже о волках и охотниках. Но эти уникальные  животные, начав с Таймыра, активно размножаются и самостоятельно расселились уже на тысячи километров вдоль Ледовитого океана как на запад, так и на восток.

И, наконец, человек. В нашей стране есть огромная масса таких мест, где без специальных приспособлений, современный человек умрёт в течении нескольких минут. Мы кушаем как минимум три раза в день, живём в тёплых домах, носим тёплую одежду и обувь, а если зимой нас вдруг лишить всех этих благ цивилизации, мы умрём в течении 10 - 60 минут. Летом протянем чуть дольше, но с тем же результатом.
Но надо вспомнить Марию Египетскую, которая 47 лет жила, сторонясь людей, в пустыне с её мощным суточным и сезонным перепадом температур, не имея при этом никакой одежды и пропитания. Вспомнить наших святых отцов-отшельников, живших по многу лет вдали от людей в дремучих диких лесах. Да что далеко ходить – наш современник Симеон Афонский в своей книге «Птицы небесные» описал случай как одна молодая схимонахиня перезимовала в горах Кавказа, без тёплой одежды в холодной сараюшке, имея лишь небольшой узелок с зерном. Да, тут есть повод серьёзно задуматься в поисках причины подобного феномена. 
               
                III

А ответ не надо долго искать, он есть в Евангелии:
«25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".    (Мф.6.25-34)

У диких малой птахи и у большого животного зимой есть два способа выживания: быть на содержании у Бога или у человека. Когда зимой птицу или животного подкармливает человек, у них, очевидно, включается нормальный (повышенный) обмен веществ, такой же, как и летом. Когда же подкормки от человека нет, их питает и хранит Господь, а внутренние процессы организма проходят как-то по-иному. Кто-то впадает в спячку, кто-то в зимний сон (он более чуткий), а кто-то переходит на полное Божие обеспечение. Домашняя птица и скот не имеют этого «переключения», поэтому зимой в дикой природе самостоятельно не выживут, так как завязаны только на человека. Впрочем, не все. Есть переходные типы животных, такие как домашний северный олень, и якутская лошадь, которые как-то подчиняясь человеку, тем не менее способны вести самостоятельный образ жизни даже в условиях жесточайших якутских морозов и глубокоснежья. Так, якуты держат при себе только верховых лошадей, а все остальные свободно выпасаются на воле, и не требуют от хозяина подкормки. То же касается и упряжных оленей – совершив на них длительный дневной переезд, оленеводы на ночь просто отпускают их свободно пастись, чтобы поймав утром, снова запрячь в нарты. Когда при этом олени успевают отдохнуть, остаётся только догадываться.

И, наконец, человек. Если Мария Египетская и многие наши святые отцы были способны питаться и жить божественными энергиями, то, в принципе, любой человек на это способен – именно таким его создал Бог. И Бог наделил его высшим даром – свободной волей, которую человек может использовать в двух диаметрально противоположных направлениях: подчинить свою волю воле Бога, то есть жить по Божией воле, или быть своевольным. При этом надо понимать, что такое понятие как «своя воля» в природе весьма условно.
После грехопадения человек подчинился чужой, злой воле бес-плотных сил, ошибочно считая её своей. И весь смысл человеческой жизни в том и заключается, чтобы успеть понять это в короткий промежуток отпущенной нам земной жизни, и вернуться в лоно своего Создателя. Понять Его волю, сделать её своей, и таким образом обожиться, то есть выполнить своё предназначение, изначально задуманное Творцом.

Почему в Эдеме весь животный мир, включая человека, пребывал в полной гармонии? Потому, что находился в воле Бога. Но для человека всё изменилось, когда он эту волю отринул. Эта беда частично передалась и животному миру, который в некоторой степени потерял межвидовую гармонию, и мы уже не видим льва, спокойно лежащего рядом с ягнёнком. Те из людей, которые сумели выполнить своё предназначение – обожились, вернулись на эдемские отношения с животными и птицами. Читая жития святых, можно часто встретить упоминания о подобных фактах. Это лишнее нам напоминание о том, что всё, что создано Богом, является единым целым, если находится в Его воле. А так как из этой благой воли выпал только человек, то человеку, как блудному сыну и надо просто вернуться в свой дом к своему любящему Отцу.               


Рецензии