Глава 2. Тунтсик и Листик

  Утром  на следующий день первым проснулся Тунтсик. Челоречик, если честно, любил понежиться и поваляться у тёплой печки,  однако, как  вы уже знаете, на самом деле холод  был ему нипочём.

  Конечно, в домике к этому часу уже выстыло,  потому что Маленький Огонёк без дровишек погас. Не мог же он сам  себе подбрасывать  берёзовые поленья,  огонь живёт  только в союзе с человеком, только при его помощи.  Однако Тунтсик не был  знаком ещё с Маленьким Огоньком и   нисколько не беспокоился, что тот нуждается в добром, сытном завтраке.  Подняло спозаранку Тунтсика  исключительно его неугомонное  любопытство.  Любопытство,  или точнее  любознательность маленького «почемучки», и мешало ему  задерживаться в гостях у дядюшки Сна. Сны у Тунтсика были  однообразными, а вот  жизнь каждый день  была  разнообразной. Хотелось побыстрее заняться новыми делами на новом месте. Тунтсик  ведь несколько дней, выбирая место для зимовки, приглядывался к лесной сторожке, одиноко стоящей на берегу Тунтсайоки, неподалёку от посёлка, а   теперь вот он с позволения хозяина  поселился  тут. Значит,  можно  и полезным  быть хозяину, добрые дела делать. Нужно только осмотреться.

 Встал скоро и дедушка,  разбудил сначала Маленький Огонёк, подбросил ему сухих дровишек, расшевелил его, покивал ему головой в знак приветствия. Взял ведро и пошёл к роднику за водой. Тунтсик прихватил свой рюкзачок, с которым никогда не расставался, и незаметно прошмыгнул за дедушкой в открытую дверь. Нужно  было речку проведать, новости речные узнать и домик обойти.
На берегу реки жил Родничок. Пока вода в реке не поднялась и не затопила  маленький ключик,  он делился своей водой с людьми. Дедушка каждое утро набирал воду в родничке.

 По крутой тропинке  хозяин спустился к  Роднику. Тунтсик, увязавшийся за дедушкой, поскользнулся, упал и скатился прямо к Родничку ещё быстрее, чем к нему подошёл дедушка. Пока Тунтсик за камушком потирал ушибленное колено,  старичок  набирал воду ковшиком, осторожно  отталкивая залетевшие в родник жёлтые листья берёзы.  Один особенно назойливый листочек,  словно вражеский кораблик, всё атаковал ковшик с ключевой  водой, так что дедушке даже пришлось взять его рукой и выбросить  подальше. Листочек шлёпнулся прямо на голову Тунтсику.
Старичок, будучи немного подслеповатым от  своего почтенного возраста, челоречика не заметил, взял ведро с водой и стал подниматься по тропинке к домику. Ведро было полным,  идти в горку было тяжеловато, дедушка один раз  даже остановился передохнуть.

 Тунтсик сидел на маленьком камушке, которых  было немало вокруг родничка. Когда уже слегка побуревший берёзовый листочек упал Тунтсику на голову, челоречик от неожиданности  вздрогнул, но тут же увидел, что это не какой-нибудь великан, а простой берёзовый листик, каких было много вокруг, потому что  рядом с родником росла берёза. Но Тунтсик  ошибался: листик этот  был не простой и на голову челоречику свалился не случайно. Они  должны были  непременно встретиться по закону притяжения родственных душ: любопытный Тунтсик и любознательный Листочек. Или  лучше сказать так: любознательный Тунтсик и любопытный Листочек. Впрочем, любопытство и любознательность очень  близкие родственники, их порой даже путают.
Тунтсик ойкнул и обратился к листочку недоверчиво:
– Чего дерёшься?
– Я не дерусь, я просто шлёпнулся, я не виноват, – затараторил в своё оправдание берёзовый листик.– Мне самому немножко больно.
– Да мне и не больно, – успокоил его челоречик. – Я для порядка спрашиваю. Хочешь со мной поиграть?
– А во что?
– Ну, в догонялки, например?
– Нет, – грустно  сказал Листик, – в догонялки я наигрался с  ветром. Но я его никогда не догонял, всегда только он меня.
– Ну, а в прятки? – предложил Тунтсик.
– В прятки я тоже не хочу. Я спрячусь, а ты меня не найдёшь, и я останусь один. Видишь, сколько вокруг опавших листочков, мы все похожи друг на друга, потускневшие, почерневшие, испачканные в лужах…

 Тунтсик увидел, что его новый знакомый действительно съёжился, скукожился, дрожит, а все его братья, упавшие с берёзы,  тоже имеют вид весьма плачевный,  все мокрые и грязные.

– Я не могу приютить всех, но я могу помочь тебе. Я заберу тебя в тёплый дом, высушу и положу между страничками какой-нибудь книжки. Хочешь со мной?
– Ой-ой-ой, – радостно запищал Листик, – хочу, хочу, конечно, хочу… Мама-берёза теперь уснула, а когда она летом растила нас, то рассказывала, что из её древесины делают бумагу, а на бумаге печатают книжки. Я знаю, что книжки – это домики для бумажных листочков с разными интересными историями. Очень хочу познакомиться с книжкой, со своими братцами-листочками, я ведь очень любознательный.
– Ну,  тогда пойдём со мной, к дедушке Васе, я видел: у него на полочке лежат книжки…

 И Тунтсик, подхватив Листочек за ножку-черенок, потащил его за собой.
– Я сам, я сам, – запротестовал Листочек. – Я умею перекатываться с боку на бок и прыгать на своей ножке.
Так они и добрались до дверей лесной сторожки. Дверь  была закрыта. Тунтсик достал из рюкзачка  колокольчик и позвонил.

  Дедушка, уже обеспокоенный, что не видит своего постояльца, обшарил все углы домика и даже согласился с мыслью, что Тунтсик ему всё-таки просто приснился. Однако, услышав знакомый звон колокольчика, он обрадовался и торопливо открыл дверь.
– Дедушка, я не один. Принимай гостя!

 Дедушка стал с интересом рассматривать ещё одного пришельца. «Этот, наверное, не такой разговорчивый, но тоже не простой, даже какой-то странный», – подумал дедушка, осмотрев прыгающего на ножке-черенке Листика.

 Листочек, увидев, что его изучают два человеческих глаза, перестал прыгать и склонился –   как будто в поклоне. Да, с людьми он  боялся разговаривать,  поэтому молчал, хотя очень  хотел сказать дедушке Васе, что он рад и  будет смирно лежать в любой книжке, куда  бы  его ни положили.

 Всё это вслух за своего нового друга сказал Тунтсик. Ведь он был очень догадливый речной и лесной полиглот – знал языки всех, кто обитал на его родной реке.

– Дедушка, давай Листику выберем книжку для житья, с занимательными историями ему будет тепло, хорошо и интересно.
– А он читать умеет, что ли? – засомневался дедушка.
– Нет, он не умеет, но книжки зато говорить умеют, – уверенно сказал Тунтсик. – Я знаю. Я ведь сам тоже читать-писать не умею, мне книжки сами всё рассказывают. Правда, иногда попадаются такие молчуны, которые  не хотят со мной говорить. Не знаю, почему. Характер, может быть, у них сердитый. Тогда я жалею, что не умею читать.
– Так научиться читать-писать легко, – заверил Тунтсика дедушка. – Я тебя научу, если только никуда не убежишь от меня. А то ведь со стариками не все любят дело иметь. Да и учиться не все  любят нынче…
– Нет, дедушка, не убегу. Ты добрый, и нас, лесных жителей,  понимаешь.

 Дедушка заулыбался в седую бороду, доброе слово и кошке приятно, а Тунтсик нравился ему всё больше.

 Листик подсох у печки и был положен в самую большую книгу для любознаек: Детскую Энциклопедию. Этот том был найден когда-то дедушкой в старой лесной конторе, где он прежде служил. Хозяин  принёс книжку для внуков. Энциклопедия, почтенная толстушка-старушка, смиренно дожидалась, когда дедушкины внучата научатся читать и подружатся с ней. Листочек сразу понял, что попал туда, где были собраны сведения о растениях и животных. Так что ему теперь не скучно, лежит пока и слушает, как бумажные листочки ему, берёзовому  Листику, рассказывают о том, чего он никогда бы не узнал, если бы не счастливый случай, не встреча с Тунтсиком.

 А Тунтсик снова на улицу побежал, за дедушкой. Дел у него всегда невпроворот, только успевай всё увидеть, всё услышать, всё узнать!


Рецензии