Глава 4. Тунтсик и Маленький Огонёк

 Утром дедушка, как обычно, разжёг огонь в печке, расшевелил-растормошил Маленький Огонёк, а сам стал собираться в лес за дровами.
Чтобы огонёк не проголодался и не погас в его отсутствие,  дедушка ему много поленьев набросал. Когда последнюю  берёзовую чурку пихал в  печку, Тунтсик под ногами показался, любопытный нос почти в печку засунул.

– Тунтсей! – сказал дедушка, – близко к печке не подходи,  можно ведь так обжечься!

  Тунтсик уже усвоил: когда дедушка его Тунтсеем называет, то это он свою строгость показывает. Сердитым дедушка никогда не бывал, а строгим быть приходилось, ведь и челоречики, сколько бы им лет ни было, иногда ведут себя как дети, проказничают и забывают о своей безопасности. Правда, Тунтсик так близко подошёл к открытой дверце печки, что его прямо жаром обдало. Он отскочил, как ужаленный.

– Вот видишь, – закрывая дверцу, сказал дедушка, – кусается огонь… Я пойду, а ты уж с огнём не играй, от этого беды-пожары случаются. Не дразни огонь, а то плюнет Маленький Огонёк угольком, разгорится он, от домика только пепел останется.
– Дедушка, а он живой? – любопытный Тунтсик соображал, что в дедушкиных словах правда, а что шутка или  выдумка для острастки.
– Всё вокруг нас живое, – поучительным тоном ответил хозяин на вопрос Тунтси.
Дедушка взял топор, обул большие тёплые сапоги, натянул на руки рабочие перчатки и ушёл.

   Тунтсику очень хотелось в щёлочку подсмотреть, что там за печной дверцей делает Маленький Огонёк, но только он подбирался поближе, как лицо его обжигало таким нестерпимым жаром, что  Тунтся сразу отодвигался.

   В печке гудело, трещало, пело на разные лады, чайник на печке бурлил. Но постепенно Огонёк скушал свою дровяную пищу и стал не такой жаркий. Тунтсик наконец смог сесть рядышком с печкой.

  Из печки до него донёсся голос:
– Не бойся меня, я уже не страшный,  совсем не горячий. И я хочу с тобой познакомиться.
– Это ты и есть Маленький Огонёк? – обрадовался Тунтся.
– Да-да, это я. Когда я получаю много пищи, то мне не до разговоров, я тороплюсь съесть всё и дать людям тепло. Моя работа и заключается в том, чтобы съедать дрова и обогревать людей. Но когда в доме становится жарко, а дровишки почти все превращаются в золу, то я  уже могу вести разговоры… Я очень люблю поговорить…
– И я, я тоже  люблю поговорить, – ещё сильнее обрадовался Тунтся.
– Значит, нам нужно с тобой подружиться, не так ли? – то ли утвердительно, то ли вопросительно сказал Маленький Огонёк.
– Конечно, хотя у меня и много друзей, я буду рад новому  другу, – дружелюбно воскликнул Тунтсик.
– А у меня друзей почти нет, только вот дедушка, который обо мне заботится… – тихо и почти грустно сказал Маленький Огонёк. Он уже  угасал, поэтому и голос его звучал всё тише. – Но дедушка больше молчит, а я живу на одном месте и мало что знаю. Вот иногда удаётся послушать голоса из чёрного ящика на столе…
– А, я знаю, это радиоприёмник…
– Там я слышал много чудесных песенок, некоторые я даже запомнил. А вот твою песенку я тоже подслушал, сейчас вспомню…
– Какую? – Тунтсик любил, когда хвалили его песенки, поэтому он сразу довольно заулыбался.
– Жить на свете хорошо… Вот  эти слова хорошо помню… А дальше мне уже не вспомнить, видишь, я слабею, угасаю, мне нужно ещё немного дровишек…
– Ладно, не вспоминай… Ты мне лучше о себе расскажи…
–  У меня братцы есть старшие, Костёр и Пожар. Самый старший  братец Пожар очень страшный. Он, бывает, как рассердится, как начнёт в лесу бушевать – всё на своём пути сметает, деревья сжигает, звери-птицы от него  бегут…
– Приходилось мне его в лесу встречать, – поёжился Тунтсик, вспомнив летние лесные пожары.
– А мне дедушка о нём рассказывал, – продолжал Маленький Огонёк, – я ведь братцев своих не видел, я здесь, в печке, всегда живу, нигде больше не бываю… То сплю, то кушаю… – будто бы   пожаловался на свою оседлую жизнь Огонёк.

  Тунтсик его не перебивал, слушал внимательно, даже жалко стало домоседа.
  Огонёк вдруг оживился:
– Да что рассказывать… Хозяйка меня как-то угостила толстыми красивыми блокнотами – вот вкуснота-то была!
– Какая хозяйка?
– А ты разве не знаешь? У дедушки  бабушка есть, она здесь летом  бывает каждый день, а осенью и зимой появляется тоже, но  иногда  я  долго не вижу её.
– Не видел я никакой бабушки, и дедушка мне ничего не говорил.
– Дедушка не говорил, а я вот тебе рассказываю. Хозяйка путешествовать любит и уезжает частенько куда-нибудь, а дедушка её  всегда ждёт. Он  без неё скучает.
– Скучают по тому, кого любят, – важным голосом вставил свою реплику Тунтсик. Он сразу  же вспомнил, как всегда скучал по своей реке, когда удалялся от её берегов в глубь леса. И как скучал по своей подружке Соне, когда она зимой уходила в зимнюю квартиру. И по  муравьишкам из муравейника у  большого порога.
Огонёк стал говорить ещё тише, потому что красное пламя его уже едва мерцало, угольки дотлевали.
– А теперь  хозяйка надолго уехала? – чтобы поддержать затухающий разговор, спросил Тунтся.
– Этого я не знаю. Я её тоже жду. Только от неё я получаю вкусные бумажные листочки, на которых она пишет разные стихи и сказки. На листочках слова много раз зачёркнуты, хозяйка называет их  черновиками. А дедушка кормит меня только дровишками. Они сытные, но ведь каждому живому существу полакомиться хочется, и мне тоже…
 
    После такой длинной речи Маленький Огонёк совсем потерял силы, говорил уже еле слышно, так что Тунтсику пришлось почти прикладывать ухо к печке. Да она уже и не была раскалённой. Даже  тёплой, а тем более горячей  трудно было  её назвать.
   Но Тунтсик всё расслышал и всё понял. Теперь он знал, что у него появился новый друг.

– Эй, Огонёк, ты уснул? – спросил Тунтсик после некоторого молчания.
В печке раздалось какое-то невнятное бормотание, Огонёк откликнулся совсем слабым голосом:
– Да-да, я уже усыпаю… Не забывай меня, пока я сплю…
– Ничего, скоро дедушка придёт, оживит тебя, – успокоил своего нового приятеля Тунтсик. – А я тебя теперь всегда буду ждать. Ты добрый,  ты  даёшь людям тепло. А я хоть существо и морозоустойчивое, но радуюсь, когда людям тепло.
– Ох, ох… –   послышалось из  печки. – На меня дядюшка Сон уже наваливается…
– Спи, дружок, скоро опять встретимся, – заверил Тунтсик приятеля.

   С той первой беседы и началась у Тунтсика и Маленького Огонька дружба неразлучная.


Рецензии