Глава 7. Тунтсик рисует

  Зимовка  в маленьком домике  на берегу речки Тунтсайоки  челоречику Тунтсику  очень  нравилась. По вечерам он полюбил возиться с книгами. То листал, то читал, то рассматривал картинки. Особенно он любил цветные картинки.

– Дедушка, а вот я смогу так нарисовать? – однажды спросил Тунтся, показывая на страницу книжки, где были нарисованы африканские звери. На картинке слон со слонихой и маленьким слонёнком, которого, впрочем, смешно было называть маленьким,  плескались в озере. Рядом на берегу семейство жирафов тянуло свои  длинные шеи к высоким деревьям, чтобы покормиться зелёными листьями. Тут же недалеко от берега плыло какое-то зелёное бревно, которое Тунтсик не сразу узнал. Бревно оказалось крокодилом.

–Так ты попробуй, тогда и узнаешь, сможешь или не сможешь, – откликнулся дедушка, поднимая голову от своего занятия. Он лобзиком выпиливал  из фанеры детали стульчика для своего маленького постояльца.
– А чем же мне можно рисовать? – озадачился Тунтсик.
– Да хоть чем. И карандаши я тебе могу под твой рост подогнать, и кисточку для красок могу сделать, да и просто мелком или угольком можно попробовать, – улыбнулся дедушка.

Выпавший из печки на железный лист маленький уголёк, уже погасший и почти уснувший, услышав сквозь  полудрёму дедушкины слова, встрепенулся. Он почувствовал в себе талант художника. В чёрной голове его поплыли разные чёрно-белые картинки. Да он, собственно говоря, и состоял-то из одной головы, всем известно, что ножек-ручек у уголька нет. Поэтому ни подпрыгнуть, ни помахать ручками, чтобы Тунтсик его заметил, уголёк  не мог.

Но тут ему повезло. Тунтсик последовал дедушкиному совету и сразу помчался к печке. Маленький черноголовый художник оказался в руках Тунтсика. Может быть, если бы Тунтсейка-затейка взял обыкновенный  уголёк, у него ничего бы не получилось. Но уголёк, который может  сочинять в голове сюжеты для весёлых картинок,  был, понятное дело, не простым, а волшебным.

Тунтсик увидел, что пальчики его испачкались, стали сразу чёрными, но ему уже было не до этого: перед глазами замаячила какая-то картинка.
– Дедушка, я нарисую, как Дятел  берёзу лечит, – объявил Тунтсик.
– Ну, может быть, это  будет сложновато для начинающего художника,– засомневался дедушка. – Начни с простого, нарисуй домик, мячик…
– Ты сам мне сказал: надо попробовать, – решительно ответил челоречик, – только скажи, на чём рисовать?
–Да вот же, листочки из альбома есть, – дедушка подал Тунтсику два чистых листа.
Дедушка сам удивился, когда Тунтсик воскликнул весёлым голосом:
– Готово!

На картинке красовалась берёза, с густыми ветвями, такая  пышная, настоящая белоствольная красавица. Для начинающего художника было очень даже неплохо.
– А где же Дятел? – поискав глазами птицу, спросил дедушка.
– Так его из-за веток-то не видно, – важно сказал Тунтся, любуясь своей работой. – Не сомневайся, он здесь, и берёзу уже вылечил, видишь, какая она красивая и весёлая стоит – ни одного короеда в ней не осталось.
– Так-так, – усомнился дедушка в доводах Тунтсика, – а как же догадаются, что здесь есть дятел, те, которые без тебя будут твою картину смотреть?
–А разве ещё кто-то будет смотреть, кроме нас с  тобой? – Тунтсик от удивления широко раскрыл свои хитрые глазки.
– А как же… Вот бабушка приедет… Внучек на Новый год пожалует… Гость какой-нибудь зайдёт…
– И ты покажешь мою картинку?
– А почему бы и не показать?

Уголёк в руке Тунтсика почувствовал, что его  голова ( точнее он весь сам) закружилась от счастья. Ещё бы, сразу такой успех!
Тунтсик взял другой листочек.

– Тунтся, ты теперь дятла нарисуй в кормушке, там его видно будет, – подсказал дедушка.
 
Но Тунтся уже не слышал дедушкиных слов – он увлечённо  водил угольком по бумаге. То есть на самом деле это уголёк водил рукой Тунтсика. Сначала на рисунке получилась знакомая кормушка, потом стал появляться силуэт птицы, а затем уголёк прорисовал дятлу пёрышки, пестринки. Красота получилась!

Дедушка  почти оторопел,  увидев картинку. С недоумением посмотрел на своего дружка. Теперь уже сомнений не было: у Тунтсика есть задатки художника.
– Ну, Тунтсик, тогда сейчас тебе карандашики сделаю маленькие, –глядя на новую картинку, сказал дедушка.

Он тут же  достал из ящика стола длинные цветные карандаши и стал их укорачивать, чтобы Тунтсику было удобно рисовать.
– Синий, красный, зелёный, жёлтый, коричневый… – перебирал дедушка карандаши.
Уголёк, всё ещё зажатый в руке Тунтсика, приуныл: ведь сейчас его опять бросят на железный лист у печки – за ненадобностью… Он ведь рисует одним цветом, разве может он соревноваться с яркими разноцветными остроносыми карандашами?
– Дедушка, мне и чёрный карандаш нужен, –  попросил Тунтсик, – без него я не смогу нарисовать ни муравья, ни паука, ни муху…
– Хм, – улыбнулся дедушка, – да ты, я вижу, всерьёз решил рисованием заняться. Только что-то я не вижу  здесь чёрного карандаша. Запропастился куда-то. Ну, да ведь у тебя пока уголёк есть.

Уголёк опять оживился, обрадовался, почувствовал  себя нужным, хотя Тунтсик и положил его пока в коробочку. Теперь в  руке Тунтсика был зелёный карандаш.
Дедушка дал Тунтсику ещё один листок.
– Теперь я буду рисовать… – тут Тунтсик на минуту задумался, – лягушку… Нет, лучше крокодила… Нет, кузнечика… Нет… крокодила, – как-то не очень уверенно решил Тунтся.

Дедушка услышал, как  челоречик стал пыхтеть с карандашом возле листочка. Судя по недовольным   междометиям, издаваемым время от времени Тунтсиком, дело у него не ладилось. Карандашик капризно проводил линии ненужные и не хотел рисовать линии нужные.

Через полчаса такой работы Тунтсик остановился. Дедушка взглянул на рисунок  и  спросил, боясь обидеть художника:
– Так  это лягушка? или кузнечик? Или всё-таки крокодил?
– Я и сам не знаю, – огорчённо ответил Тунтся. – Я рисовал крокодила, – неуверенным голосом продолжил он своё  объяснение. – А получилась просто зелёная бяка. Ничего не понимаю. С Угольком так хорошо получалось, а Карандаш меня не слушается.

– Стой! – дедушку осенила догадка. – Ну-ка, давай сюда твой Уголёк!
Тунтсик взял из коробки уголёк и подал его дедушке. Дедушка нацепил на нос очки и стал со всех сторон рассматривать чёрный кусочек. Вроде уголёк как уголёк, ничего особенного. Пачкает руки, как все угольки.

– Ну-ка, Тунтсик, возьми уголёк, вот тебе листок чистый, давай эксперимент проведём, – предложил дедушка.
– А что такое «эксперимент»? – не понял Тунтсик.
– Ну, мы пробу такую сделаем, попробуем крокодила нарисовать угольком.
– Так крокодил же зелёный, – возразил челоречик.
– Ты его потом, если получится, раскрасишь зелёным карандашом, – дедушка свою догадку Тунтсею пока говорить не стал. – Ну, бери уголёк…
Тунтсик взял уголёк. На листочке через минуту появился крокодил. Да какой крокодил! Хвостатый, зубастый. Правда, пасть его расплывалась в улыбке: дескать, я крокодил добрый, не бойтесь, никого не трону.
– Ну-ка, ну-ка, – развеселился дедушка, – нарисуй ещё и птичку, которая ему зубы чистит.
– А что, бывает и такая? – удивился Тунтся.
– Ещё как бывает! Это крокодилов сторож, или египетский бегунок. Правда, зубы птичка эта  крокодилу на самом деле не чистит, хотя    всем так кажется, крокодил в этом не нуждается, зубы у него меняются всю жизнь. Но сама птичка таким образом питается, поэтому и говорят, что она ему зубы чистит.
– Ну и ну, чудеса в природе! – удивился Тунтсик. – Ведь так недолго и в пасть крокодилу попасть. Хорошо, что они у нас на Тунтсайоки не водятся, крокодилы зубастые…
– Рисуй птичку возле крокодила, – напомнил  дедушка  задание.
И не успел он даже глазом моргнуть, как уголёк метнулся по бумаге – и вот она, птичка! И ведь точно – египетский бегунок!
– Похоже, – заключил дедушка после осмотра рисунка. – А ну-ка, дай мне, и я попробую ещё одну птичку нарисовать.
– А ты  тоже умеешь? – удивился Тунтсик.
Дедушка улыбнулся хитренько:
– Пока не умел, сейчас  посмотрю, что получится…

Получилось замечательно, ещё  одна птичка уселась на спину крокодила. Тунтсик вопросительно  смотрел на дедушку:
– А ты мне не говорил, что умеешь так классно рисовать!
– Так, –  заговорщицки подмигнув Тунтсику и отдав ему уголёк, начал дедушка, – значит в результате эксперимента  моя гипотеза подтверждается.

Слово «гипотеза» Тунтсику тоже было незнакомо.
– Тунтсик, гипотеза – это научное предположение, которое выдвигается для  объяснения непонятных явлений. Ну,  такая мысль, которую  требуется подтвердить…
Дедушка ещё  минутку повертел в руке уголёк, как бы изучая его со всех сторон, а затем торжественным голосом  объявил своему постояльцу:
– Тунтсик, у   тебя в руках не простой уголёк, а волшебный.
Тунтсик положил уголёк на ладошку и внимательно его осмотрел. Вот тут какой-то выступ, похожий на носик. А вот углубления, похожие на глазки и ротик. Вдруг один глазок подмигнул Тунтсику.
– Ой, дедушка,  он мне подмигивает! – закричал от удивления и от радости челоречик. – Точно, подмигивает!
– Тунтсик, береги уголёк. Это теперь твой друг, помощник-художник, в рисовании главный, – сказал дедушка. – А карандаши будут тебе помощниками-малярами, картинки твои будут раскрашивать.

Тунтсик бережно уложил своего нового приятеля в коробочку. Сколько  весёлых и забавных  картинок ещё предстоит нарисовать ему с помощью этого волшебного мастера!


Рецензии
Всегда говорила - это так трудно, писать для малышей! У Вас получается!
Удачи!

Ольга Луценко   30.12.2019 19:16     Заявить о нарушении