Вузовский последний звонок

          Прокатились по стране последние звонки. «Как давно это было!» – воскликнет выпускник, на последнем издыхании строчащий дипломную работу: выпускную квалификационную (ВКР). Если это бакалаврская работа, то в ней «строчится» решение конкретной задачи со всеми известными данными; если специалитетская, то к задаче часть данных надо «выкопать» самостоятельно; а если магистерская, то всё приходится делать и «выкапывать» самому: найти конкретную актуальную задачу, сформулировать её, собрав статистику, определить неизвестные данные, предложить решение, а потом ещё и решить. Вроде бы всё просто: необходимо показать свою квалификацию путём публичной защиты ВКР. Всё «просто», когда ты делаешь это не в первый раз, тогда и работу можно за неделю написать, как раз по десять страниц в день. А с первого раза ничего не получается: ни тему раскрыть, ни структуру сохранить, а с выводами вовсе завал. Вот здесь и необходим руководитель, который поведёт ученика в нужном направлении, не допустит паники, поддержит его исследования, ограничит круг интересов, минимизирует временные затраты.
          И тут необходим забытый за пятилетней давностью последний звонок с «его» грамматикой и правописанием. Напрочь забытая связка подлежащее-сказуемое не позволяет сформировать мысль: то подлежащее забыл, то подходящее сказуемое не нашёл. А для бакалавра кроме этой связки ещё и определение требуется; а для специалиста – обстоятельство; для магистра – дополнение и всё остальное из векового «могучего и богатого». Забыв школьную программу о правилах построения предложений, мысль не «прописывается» на бумаге, «исчезает с кончика пера», иногда просто невозможно понять, что же автор написал, какую мысль он пытается донести. И здесь снова на помощь приходит руководитель, напоминая ученику, что работа пишется по правилам русского языка, в котором перестановка слов и отсутствие запятой меняет смысл. Вообще русский язык «хитёр»: он богат и могуч слов нет (какой здесь знак поставить: запятую? двоеточие? тире? а может, это два предложения?). А ВКР – это вовсе не повествование, это обобщение и структурирование информации, нахождение зависимостей предмета исследования от области знаний и наоборот, одного от другого, то есть текст должен дополняться схемами, алгоритмами, таблицами, на худой конец, маркированными списками и здесь не только знания русского языка нужны, но и знания по другим предметам и по специальности в целом.
          Но наиболее сложный этап подготовки ВКР для автора – это доклад и презентация. Чем больше самостоятельности проявил ученик, тем сложнее ему уложиться в отведённое на доклад время. Знания предмета «распирают его и лезут наружу», он непременно хочет доложить о каждом проделанном шаге, о каждом открытии в решении задачи, да и вообще, как можно весь диплом «затолкать» в шесть минут с шестью слайдами, когда открыто столько нового и интересного? И в этом случае только «безжалостная рука руководителя секвестрирует бюджет ВКР до удачной «отличной» пропорции и проходного балла».
          Итак, подводя итог этого ненаучного повествования можно сказать, что только совместная работа с руководителем успешно позволит выпускнику услышать «вузовский последний звонок». И хочется сказать и посоветовать: не гнушайтесь общением с руководителем, который вечно занят, который постоянно требует и требует, а чего требует непонятно. Уверяю вас, непонятно только на этом этапе, а на следующем всё откуда-то становится понятным и логичным: и выводы вытекают из предмета исследования, и рекомендации расширяют область знаний, и цель работы «повышение…» действительно достигается, так как «…» повышается.

03.06.2019. 17:10…21:47, СПб.


Рецензии