2. 5 Постепенный рост четырёх тел человека

             Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр.58) «Восточное учение следующим образом описывает функции четырех тел, их постепенный рост и условия этого  роста.

Вообразим сосуд или реторту, наполненную порошками разных металлов. Порошки никоим образом не соединяются друг с другом, и любая случайная перемена положения реторты изменяет  относительное расположение порошков. Если реторту встряхнуть или постучать по ней пальцем, тогда порошок, который находился наверху, может оказаться внизу, в середине или на дне сосуда, тогда как порошок, находившийся внизу, может оказаться наверху. В положение порошков нет ничего постоянного, и при таких условиях оно и не может быть сколько-нибудь постоянным. Такова точная картина нашей психической жизни. В каждый последующий момент новые влияния могут изменить положение порошка, находящегося наверху, и поместить на его место другой. Наука называет такое состояние порошков состоянием механической смеси. Существенный признак взаимоотношения порошков в смеси подобного рода – их неустойчивость и изменчивость положения.

В состоянии механической смеси стабилизировать взаимное расположение порошков невозможно. Но порошки можно расплавить, поскольку их природа это допускает. Для этого нужно зажечь под ретортой пламя, которое нагревает и расплавляет порошки и наконец, образует из них сплав. Сплавленные таким образом, порошки окажутся в  состоянии химической смеси; теперь их нельзя отделить друг от друга такими простыми способами, которые разделяли их и заставляли менять положение в состоянии механической смеси. Содержимое реторты стало неделимым – «индивидуальным».

Такова картина формирования второго тела. Пламя, при помощи которого достигается сплавление, производится «трением», которое, в свою очередь, вызывается в человеке благодаря борьбе между «да» и «нет».  Если человек даёт свободу всем своим желаниям, если потворствует им, в нём не возникнет внутренней борьбы, «трения», пламени. Но если он ради достижения определённой цели борется с препятствиями в виде своих желаний, тогда он создаёт пламя, которое постепенно преобразует его внутренний мир в единое целое.
Вернёмся к нашему примеру. Химический состав, полученный при сплавлении, обладает определёнными свойствами: тяжестью, электропроводностью и так далее, то есть качествами, образующими характерные признаки данного вещества. Но если особым образом увеличить посредством обработки некоторое число таких однотипных признаков, мы придадим составу новые качества, которые первоначально не были ему свойственны. Так, его можно намагнитить, сделать радиоактивным и тому подобное.

Процесс сообщения сплаву новых свойств соответствует процессу формирования третьего тела, приобретению нового знания и новых сил при помощи этого третьего тела.

Когда сформировано третье тело, когда оно приобрело все качества и силы, все доступные ему знания, возникает проблема закрепления этого знания и связанных с ним сил, ибо, сообщённые ему влияниями особого рода, они могут быть отняты этими  же или  другими влияниями. Благодаря специальной работе над тремя телами, приобретённые качества можно сделать постоянными и неизменными свойствами третьего тела.

Процесс закрепления приобретённых свойств и соответствует процессу формирования четвёртого тела.

И лишь человека, который обладает четырьмя вполне развитыми телами, можно назвать «человеком» в полном смысле этого слова. Такой человек обладает многими,  свойствами, которыми обыкновенный человек не обладает. Одно из этих свойств  и есть бессмертие. Все религии и все древние учения полагают, что приобретая четвёртое тело, человек обретает бессмертие; и все они содержат указания на способы приобретения четвёртого тела, то есть обретения бессмертия».

             О бессмертие чего идёт речь? О бессмертие личности человека или его индивидуальности? Если личности, то человек будет её сохранять в своём сознания во всех четырёх телах и поймёт своё бессмертие. Если индивидуальности, то земной человек вряд ли осознает, что он бессмертен, так как он не будет существовать как личность.   

«В этой связи некоторые учения сравнивают человека с домом из четырёх комнат. Человек живёт в одной из них, самой крохотной, самой убогой; он и не подозревает о существовании других комнат со многими сокровищами, пока ему о них не скажут. Когда же он узнает о них, он начнёт искать ключи к этим комнатам, особенно к четвёртой, самой важной из всех. Когда же человек открыл доступ в эту комнату, он становиться подлинным хозяином дома, потому что только тогда дом целиком и навсегда принадлежит ему.

Четвёртая комната даёт человеку бессмертие, и все религиозные учения стремятся указать путь к нему. Таких путей очень много. Одни из них короче, другие длиннее, одни труднее, другие легче, но все они без исключения ведут или стремятся вести человека в одном направлении – к бессмертию».    


Рецензии