Образование. Мои поклоны

Я хочу поговорить об образовании и рассказать о философе Платоне, писателе и мыслителе Льве Николаевиче Толстом, проповеднике Бхактиведанте Свами Прабхупаде и учительнице истории из моей средней школы Евгении Викторовне Лещенко.

Все эти люди – маяки в океане моей жизни.

Всё начинается со школы, где выдающимся преподавателем из династии учителей истории была Евгения Викторовна Лещенко (моя однофамилица). Её главным уроком для нас стала фраза – «таким образом». Евгения Викторовна заставляла нас делать собственные выводы по той информации, что давал школьный учебник.
Вторым очень важным уроком стало искусство задавания вопросов. Только за один вопрос учителю по теме ученик мог получить отличную оценку. Я низко кланяюсь своей школьной учительнице, которая привила нам привычку критического и аналитического мышления. К тому же, Евгения Викторовна была весьма харизматичной личностью. Мы любили её уроки. Это был оригинальный, гениальный преподаватель.

Вкус к глубокой мысли, привитый на уроках истории, соединил мой ум с творчеством Льва Николаевича Толстого. Говорят, когда Набоков преподавал в Америке уроки русской литературы, то он просил студентов плотно зашторивать окна, выключал свет и громко говорил: «такова была русская литература до Льва Толстого». Затем, он быстро подходил к окну и, резко открывая занавесу, продолжал: «А так Лев Толстой пролил свет на умы человечества не только в России, но и по всему Миру!» И это действительно так – «Анна Каренина», «Война и Мир» поставили серьёзнейшие вопросы перед поколениями. А в глубинах «Анны Карениной» он столь деликатно разместил «Пир» Платона и самого Левина заставил показать нам Млечный Путь и Благо, к оторому стремимся все мы осознанно или не осознанно. Это был гениальный учитель человечества, который жил проповедью, за что и нёс ответ, в том числе, перед родными и церковью.

Не возможно проскользить глазами «Пир» не влюбившись в точные и аккуратные слова Платона, не влюбившись в его учителя Сократа, гениальность и жизнь которого была приговорена к смерти Афинянами.

К сожалению, не всегда общество готово принять в своё время гения, коим был и сам Платон – его сиракузский план по реализации идеального государства так и не удался и почти стоил философу жизни.

Моим самым любимым диалогом из сочинений Платона является «Пир» (О Благе):

Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе..

Речь пирующих шла о любви. А Сократ Платона то и дело напоминал слушателю об источнике самопознания, добродетели - Благо.

В этом отношении мне стал интересен индийский проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада. Этот человек в свои 70 лет без денег, знакомых пересёк пол мира, чтобы передать переведённые им с древнего санскрита ведические тексты американцам и, затем всему миру. По сути, этот учитель передал миру ведическую инструкцию для самопознания в доступной форме. Ту самую, что была воспета Сократом на Пиру о Благе.

Что объединяет этих учителей-лидеров? Любовь к тому, чем они были заняты. Они не скупились и полностью отдавали себя. Что было их вызовом? Общество. Оно их звало, но не всегда принимало, изгоняло или казнило. Время, место, обстоятельство не всегда было благоприятным, хотя семена, посаженные в умы много лет назад, дали и дают свои всходы.

Таково созвездие моих учителей, где жизнь, конечно же.... самый главный Учитель.

Мои глубочайшие поклоны им.

(из моих потанинских эссе, в 2019 я была полуфиналисткой от СКФУ в МГИМО)


Рецензии