Старый новый год

   Каким был этот долгожданный и один из самых приятных, таинственных и сказочников праздников много лет назад? Это сейчас  срубленные ёлки лежат и стоят в огороженных  закутах десятками задолго до Нового Года. А лет пятьдесят назад купить новогоднюю красавицу было нелегко.  Мало их почему-то продавалось. Утром завезут, а к полудню на месте базара одни иголки да ветки. Но без ёлки какой Новый Год? Помню, как однажды 31 первого декабря я гулял во дворе. Стал уже мёрзнуть, но не уходил. Ждал маму. Она обещала купить ёлку. Смеркалось. Её всё не было. На душе было тяжело. Всё, сказал я себе. Не будет ёлки. Не будет праздника. Не стало веселее даже тогда, когда моя замечательная, всё готовая сделать для своего любимого сына, согнувшись под тяжестью ёлки, мама показалась в воротах.  Она купила её у какого-то спекулянта втридорога. Но радоваться я уже не мог. Всё должно делаться вовремя. А когда ждёшь и час, и два, и три, а обещание не исполняется, то уже ничего не надо.
Я пошёл домой не сразу. Решил ещё немного побыть со своей обидой во дворе. Было уже совсем темно, когда я постучал в дверь. Мне открыла бабушка. Я вошёл в комнату. Дедушка мастерил крестовину с отверстием посредине, укреплял  её, прибивая к полу гвоздями. Покончив с этим, он взял ёлку в правую руку и вставил  ствол в отверстие крестовины. Подмели стружки, опилки, опавшие  иглы. Началось развешивание игрушек, сверкавших всеми красками золотых и серебряных шаров, фруктов, обёрнутых в фольгу. Зелёные ветки покрылись гирляндами, канителью, разноцветными кружочками конфетти; блёстками, клоками ложились на ветки кусочки ватного снега. Китайские яблочки величиной с орех, вызывавшие восторг и взрослых и детей своей младенческой крохотностью и радовавшие медовой сладостью, пахучие мандарины, конфеты отягощали хвойные лапы. На верхушке деревца водрузили пятиконечную звезду. Подарки и угощения запрещалось трогать до того дня, когда ёлку разбирали. Так было и в прошлый Новый Год. Так будет и теперь. Но конфеты, мандарины, конечно, будут понемногу исчезать каждый день. Взрослые сделают вид, что не замечают маленьких краж. Вот под ёлкой появились сверкающие блестящей ватой Дед Мороз со Снегурочкой. Всё в порядке. Завтра будет Новый Год. А сегодня на ночь мои молодые тёти кладут под подушку три свёрнутые в трубочку бумажки. На каждой надпись: год хороший, средний и плохой. Утром  их надо вынуть не глядя, развернуть и прочитать. Какая бумажка попадётся, таким будет и год.
Первое января почти всегда был солнечным, снежным и морозным. Таким он был и в этот раз. Но пережитое накануне огорчение, видно, сильно, запало в душу. Почти всё утро смутное облако печали застилало праздничный свет. Но понемногу тень рассеялась. Налюбовавшегося на ёлку, наигравшегося, насладившегося изобилием угощений,  разнообразием висевших на ёлке игрушек, меня начали снаряжать на прогулку. Мне надели шубу-цыгейку, обвязали шею шарфом, и я, укутанный с головы до ног, оказался на заснеженном дворе. А к обеду, раскрасневшиеся от мороза, от катания на санках, от игры в "царя горы", в снежки опять любовался ёлкой.
Дня через два  весь наш класс собрался в актовом зале школы. Домашняя ёлка, хотя и была под потолок, казалась теперь маленькой в сравнении с огромной, украшенной игрушками и огнями школьной красавицей. Тут начинались хороводы, песни, игры. Но и она казалась не такой большой в сравнении  с ёлью в Колонном Зале Дома Союзов. Там роскошь комнат, дворцовое убранство, загадки, конкурсы, подарки, Дед Мороз и Снегурочка, Баба Яга, волк, зайцы, сцены из сказок просто кружили голову.


Рецензии