Мой Серый Волк

   « Почуяв запах хвои, мандаринов, я вспоминаю прошлые года».

   Ели-то в Узбекистане растут, особые, «арча», проблем с елками во времена моего детства не было, а вот мандарины  я впервые увидела уже большой девочкой. Для моего поколения запах мандаринов тоже ассоциируется с Новым годом: мы получали на новогодних елках в школах и детсадах бумажный кулечек с одним мандарином ( вот радости -то было!), яблоком, конфетами ( местными) и печеньем, а также пару орешков и горсть изюма.

   Так называемые грецкие орехи родом-то из Средней Азии, в Европу их привез Александр Македонский, считал их кладезью полезных веществ, его воины носили их в мешочке у луки седла. А вот мандарины... климат не тот. Хотя еще до войны  известный узбекский селекционер вел опыты по выведению специального сорта цитрусовых. Теплиц, понятно, не было, он рыл траншеи, в холода укрывал свои детища и вывел-таки фрукт. Нечто среднее между лимоном и  мандарином, шкурка гладкая, легко чистящаяся, а внутри – лимон по строению, вкус тоже смешанный, во всяком случае он не был таким кислым, что, съев дольку, Мекку можно было увидеть, сок можно было пить. С началом Продовольственной программы, когда на мясо забивали ахал-текинских валютных жеребцов, был отдан приказ, вырубить лимонарии и сажать огурцы и помидоры. Создателя гибрида хватил инфаркт, но выжил, закалка была, нас всех так просто не взять.

   Спустя многие годы, я попала в Москве в дом к своему   «докторскому отцу» - шефу моей диссертации, грузину. Он и его супруга Марина Николаевна усиленно меня угощали. Фейхоа я не только впервые в жизни увидела, но и не слышала о нем ничего, а вот мандарины.. . Они росли во дворах всех их родственников от Тбилиси до Гагр, вкус же их так же отличался от того, что можно было купить в магазине, как и  вкус помидоров в немецких магазинах от ташкентских, «юсуповских».

 ------------------------------------
  - Сегодня позвонила своему младшему брату, в Гейдельберг, где он уже много лет профессорствует, если Бог даст, ему будет через пару месяцев 70.

  - Хэллоу,- отвечает , ( так и обходится английским, университетский же город).
  - Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
  -  Лизавета, здравствуй!
  - Как дела, зубастый?
  - Ничего идут дела, голова пока цела.
  -  Братец-волк, помнишь, значит, ту елку? И стишок?

   Стишок помнит, саму елку, понятно нет. Мы тут стали с ним вычислять, в каком же это было году. Он только помнит, что читать еще не умел, в школу не ходил.
Пятьдесят седьмой быть не может. Тогда была такая пандемия гриппа, у нас вся семья вповалку лежала, включая сестру  и брата. Не болела только я ,новорожденная племянница и  зять. Школы были закрыты, и я обслуживала всю семью. Зять работал и доставлял в дом продукты. А мне в мои  двенадцать пришлось освоить профессию поварихи, няни, медицинской сестры.

   Путем нехитрых вычислений мы установили дату костюмированной  елки, 1955 год.
   Наша мама решила устроить этот праздник для детей, мы с братом были одеты в костюмы волка и лисы для чтения этого стиха-беседы.

  Ему смастерили  костюм из серой подкладочной ткани, штанинами послужили рукава маминой старой беличьей шубки, на голове – маска волка из папье-маше, самодельная. Мне же сшили платье из старого  терракотового платья сестры , а на голове.. были тогда такие меховые воротники: целая лиса, с головой, туловищем и хвостом. Голову с глазами бусинками привязали мне тесьмой под подбородком, сама шкура шла вдоль мой спины, а хвост, как и положено хвосту..

   Все родители принимали посильное участие, кто-то шил, кто-то готовил подарки, пригласительные билеты изготовил вручную наш сосед, дядя Жора, отец подруги и ровесницы Маринки Кабиш, он же был и фотографом. За пианино была моя учительница музыки Юдифь Ильинична, а ее бледная  черноглазая дочурка Сонечка была Красной Шапочкой. Роль Деда Мороза исполнила старушка-соседка Анна Михайловна.

  Тогда же мы впервые столкнулись и со смертью, еще не понимая, что это такое. Через несколько дней скончалась Сонечка. Лейкемия. Безутешная мать умоляла о последних фотографиях, но они не получились. А  еще через неделю, Анна Михайловна, упала на наледи, сломала шейку бедра и тоже долго не прожила. Вот и насвинячила нам напоследок  «уходящая свинья».

   А через год мой маленький братик совершил свой первый мужской поступок, рыцарский.

  Мы с ним наряжали елку, нижние ее ветви. Мама бегала от елки к плите, где жарились беляши, когда ей в глаз брызнуло раскаленное масло. Отец был вынужден вызвать скорую и вести ее в глазное отделение больницы.

  Посереди комнаты, на красной ковровой дорожке осталась стоять картонная коробка с остатками елочных игрушек, когда я внезапно закричала: от коробки по ковру ползла летучая мышь с поврежденным крылом,  я, честно говоря, их до того и не видела.
  Мой  братик, поскребыш, которого мать безумно любила и баловала, загородил меня своей грудью, при этом сам он, понятно, испытывал дикий иррациональный страх.  Загораживая меня, он пятился, наступая мне на ноги,  и  отмахивался от мыши:

 -  Кыш отсюда, пошла вон! Не бойся, Аленка, я тебя ей в обиду не дам! (!?)

 Мой маленький братик.  Теперь-то уж,  спустя 65 лет, совсем седой.

 Мой Серый Волк.


Рецензии
Приятно было прочитать, Леночка, твои интересные воспоминания из далёкого детства.
Чувствуется, что в вашей семье царил мир и взаимопонимание. Это очень ЗдОрово!

А вот с летучей мышью я тоже столкнулась, будучи уже взрослой. Как-то утром я зашла на кухню своей квартиры и увидела на полу это жуткое создание. Я до сих пор не могу понять, как она туда попала. Окна и двери были закрыты, в вентиляционной решётке были очень небольшие отверстия. Это чудище с распростёртыми крыльями показалось мне крупным и свирепым. От страха и неожиданности я схватила деревянные щипцы, которые были предназначены для переворачивания белья в баке для кипячения, и начала колотить по спине нежданную гостью. Она запищала, но её панцирь был таким крепким, что никакой травмы она не получила. Тогда я ухватила мышь щипцами, открыла форточку и выбросила наружу. Долго во мне бушевало чувство омерзения.
Позже я узнала, что встреча с летучей мышью является как бы предупреждением о предстоящих серьёзных проблемах в жизни. И действительно, они произошли. Это был развод с мужем. Возможно, это было совпадением.

Любовь Шифнер1   09.01.2020 21:27     Заявить о нарушении
Любочка, это какой-то иррациональный страх, мне тоже летучие мыши, да и прочие, кажутся омерзительными, а им, возможно, таковыми кажемся мы.
Спасибо тебе за внимание, за отзыв.
С самыми наилучшими пожеланиями в Новом году!
Лена

Елена Ахмедова   10.01.2020 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.