Цветок персика

Вместо предисловия

…Взирая на меня, словно слон на моську, женщина открыла сумочку и извлекла из неё пачку дорогих сигарет.
-- Здесь не курят, -- вкладывая в тон как можно больше извинения, пресёк её намерение я.
Вообще-то, ваш покорный слуга никогда не принадлежал к числу яростных противников курения. Да я и сам курю. Но уж никак не в кабинете. По воле судьбы в это помещение чаще заходят женщины, потому я не могу допустить, чтобы из-за неприятного запаха они были вынуждены бежать отсюда. Всё-таки женщины – не моль…
Она мне не понравилась с первой минуты. С дамочками, подобными ей, я бы не стал разговаривать даже в метро или в магазине, предпочитая обходить их двадцатой дорогой. Есть категория людей, полагающих, будто мир должен вертеться вокруг их амбиций и капризов. Да у них, собственно, всё и упирается в это словечко: «Он должен». Если бы за неё не просила моя старая знакомая, я бы и не знал о существовании этой… как её… «Никитина Маргарита Васильевна, домохозяйка» -- прочёл я в карточке. Я всегда заводил отдельные карточки на каждую клиентку.

У многих людей возникают проблемы в семье или, вообще, на личном фронте. Не сошлись характерами, муж обижает, кто-то третирует, кто-то оказывает давление на личность… Сколько подобных проблем бывает в наше время! Но я отдаю предпочтение женщинам. Видите ли, ещё в студенческие времена я сделал вывод: индикатором общества является женщина. Она -- звено вроде бы и слабое, хотя от природы более склонное к самосовершенствованию и более одарённое, чем мужчина. Если уж лечить отношения или семью, надо начинать с женщины. Да в её силах и самой всё вылечить, только не мешало бы направить, помочь ей собраться с мыслями. Как правило, так и получается. Но иногда попадаются вот такие, – вроде Никитиной, -- самоуверенные, «самодостаточные» (за чужой счёт, конечно), наглые, в чём-то даже мужеподобные. Я называю их мутантками.

Если бы у меня прямо спросили, откуда и почему появляются такие экземпляры, я бы только развёл руками. Ну, действительно, почему в последние десятилетия их развелось слишком много? Вопреки уверениям старых поэтов, обществоведов, психологов о том, что для женщины главное – семья, детки и цветы, мутантки решительно отказываются от этого, нацеливая себя на карьеру, материальные блага и самолюбование.

Для того, чтобы женской сущности претерпеть столь значительные изменения, необходим ряд внешних факторов. Например, виной может служить некачественная пища, загрязнённый воздух, вода. Да мало ли что…

Как бы там ни было, подсознание современной женщины за последние лет тридцать решительно изменилось… в худшую сторону. Если бы на свете жил уэллсовский доктор Моро, он выглядел бы наивным младенцем в сравнении с теми, кто проводит глобальные вивисекции сознания…

Прежде, чем приступить к анализу её проблем, мы говорили о любви как таковой.
-- Вы говорите о любви как о явлении обыденном, -- сказал я после того, как она изложила собственную точку зрения на сей счёт. – Складывается впечатление, будто речь идёт о покупке сковородки или килограмма курятины. И это – о великом чувстве, которое вдохновляло людей на сумасбродные поступки!

Я умею вкладывать в свои слова нужный смысл, но, вместе с тем, могу и обмануть, облекая их в тон шутливый или доверительный. Обычно это сбивает с толку. Вот и сейчас, полагая, будто я шучу, Маргарита раскрепостилась.

-- Почему же? Это жизнь. Я ничего не имею против чувственности, но не следует забывать, что всегда во всех отношениях превалирует личный интерес. Романтика романтикой, а правда жизни – это… словом, это и есть жизнь. Я считаю, что если муж любит меня, если он хочет…ну… спать со мной… он должен создать условия. Ему хочется, чтобы я дарила ему счастье. По мнению мужчин, счастье заключается именно в обладании. Это как в коммерции – интерес за интерес. Мне ведь тоже хочется что-то получать с его интереса! Мне нужна квартира, и не какая-нибудь, а в центре столицы, удобная, с приличным ремонтом и удобствами цивилизации. Я нуждаюсь в автомобиле, и не в «Запорожце», конечно. Чем я хуже других людей? А вдруг появится ребёнок – неужели прикажете кормить его обыкновенным борщом и отдавать в обыкновенную школу? Вот если мужчина создаёт для женщины приличные условия, тогда она и чувствует себя по-настоящему счастливой.

Ничуть не сомневаясь в своей правоте, дама удостоила меня взгляда оскорблённого величия и потянулась за сигаретой, полагая, что ей всё позволено. «Я – центр планеты», «я – воплощение совершенства», «я – венец творения», -- красноречиво говорили её карие глаза. С её слов, у них с мужем когда-то была любовь. Но за 10 лет совместной жизни она прошла, поскольку он оказался «неудачником». А каким ещё словом можно назвать существо, неспособное «создать условия» для этакого «совершенства» и «венца творения»? У подруг мужья как мужья – и шубки дорогие покупают, и спа-салоны оплачивают, и по две машины имеют, да ещё и денег в семью приносят столько, что у них нет необходимости ковыряться в посуде, чтобы собственноручно приготовить ужин. А вот ей, бедняжке, попалось полное ничтожество. Конечно, в определённой степени она к нему привязана, но ведь всему на свете существует предел…

Пока я наблюдал за этим чудом в юбке, в моей голове вертелись давно позабытые истории о женщинах, описанные задолго до нашего поколения. Пассук у Джека Лондона отдала мужу последний сухарь, конечно, не предполагая, что он ей что-то «должен»…

И вдруг из глубин моей памяти начали выныривать, как из пучины морской, эпизоды, связанные с моими былыми похождениями.
Они могли бы доказать моей клиентке, что, как минимум, она неправа. В одном фигурировала молодая жена некоего генерала, сбежавшая с любимым человеком в глухую тайгу (помнится, я описывал этот случай в рассказе «Любовь»), а в другом – обычные, ничем не выдающиеся люди. И тем, и другим любовь помогла выжить… Несколько раз я пытался изложить тот, другой случай, на бумаге, но то было недосуг, то не хватало слов или вдохновения. Но сегодня, если будет угодно музам, ваш покорный слуга всё же попытается это сделать.


продолжение -- в изданном варианте



1


Рецензии