Звезда Кирпоноса

   

 Гриша Белогоров имел большущую домашнюю библиотеку. Он собирал книги о Великой Отечественной войне от мемуаров наших и немецких генералов и маршалов до наполненных гнусью книжонок либералов и политических перевёртышей.

Барсуков удивлялся:

— Григорий Маркович, как ты можешь читать эту суконную правду, насыщенную номерами дивизий, армий. испещрённую именами командиров, наполненную названиями бесчисленных населённых пунктов? И схемы, как ребусы, с обилием синих и красных стрел

— А я шелуху отбрасываю, но выбираю суть

— Ладно. А зачем тебе либеральные писаки?

— О, Алексей, это очень интересно. Либералы всегда лгут. Поэтому если написано, что в Красной Армии была одна винтовка на троих, то это означает, что вооружена была Красная Армия до зубов. Если написано, что Сталин — кретин в военных вопросах, то это означает, что Сталин — гениальный стратег.

— А зачем тебе всё это надо? Что это тебе даёт?

— С одной стороны — интересно, с другой — познавательно.

— И что же ты познал?

— То, чего никак не могут познать наши военные историки.

— Во как! И чего они не могут познать?

— Они ника не могут определить причину, по которой Красная Армия потерпела сокрушительное, невероятное поражение летом 1941 года.

— А ты определил

— Конечно. Причина очевидна.

— Доложи. Просвети неуча.

— Все эти рассуждения о внезапности нападения, о слабой вооружённости РККА, о низком качестве военной техники, о предательстве, о неготовности наших армий к обороне из-за нацеленности к наступлению — есть, кроме последнего тезиса, полная чушь. Последний тезис похож на правду, но документально не подтверждается.

По всем параметрам РККА превосходила Вермахт (а по вооружению — в 2—3 раза), но уступала в самом главном, что и стало причиной катастрофы.

Эта главная причина состояла в том, что немецкие фельдмаршалы в вопросах тактики и стратегии были на голову выше наших маршалов. Короче, наше высшее командование просто не умело воевать. Да и не только высшее.

Конечно, кровавая баня 41-го многому научила наших командиров, и они, в конце концов, присноровились бить немца, но эта наука очень дорого обошлась и стране и народу.

— А, за что же нашим Полканам перед войной звания присваивали, ордена навешивали? Наверное за дело. Что-то ты перегибаешь в этом вопросе.

— Ничего не перегибаю. Суди сам. Например, на правом фланге германского фронта наступала группа армий «Юг» под командованием фельдмаршала Г. фон Рундштедта.

Кто такой Рундштедт? Это выходец из аристократической семьи. Окончил кадетское училище, затем — академию Генерального штаба.

Во время Первой мировой успешно воевал во Франции. Закончил войну майором при двух Железных крестах. В мирное время дослужился до генерала пехоты.

В 1939, командуя группой армий Юг, разгромил Польшу. В войне с Францией, возглавляя группу армий А, сыграл ключевую роль в победном окончании войны. В 1940 году стал фельдмаршалом.

— Да, хорош зубр!

— Кого же поставил товарищ Сталин против этого зубра? А поставил он крестьянского сыны Мишу из Вертиевки, ну не Мишу, конечно, а генерал-полковника Михаила Петровича Кирпоноса. Какими же достоинствами обладал командующий Юго-Западным фронтом М. П. Кирпонос?

Образование: неполная земская школа (только 3 класса) и военно-фельдшерская школа.

В Империалистическую служил фельдшером на Румынском фронте.

В 1927 году окончил Военную академию РККА им М. В. Фрунзе (при отсутствии базового образования). В Финскую войну Кирпонос успешно командовал стрелковой дивизией, за что ему было присвоено звание «Герой Советского Союза». В 1940 году — командир стрелкового корпуса. И сразу же с командира корпуса в командующие Юго-Западным фронтом (четыре армии). Это громадный не только количественный, но в большей степени качественный скачок. Конечно, Кирпонос был не готов к нему.

Справка.

Мнение К. К. Рокоссовского о Кирпоносе:

«Меня крайне удивила его резко бросающаяся в глаза растерянность… Создавалось впечатление, что он или не знает обстановки, или не хочет её знать. В эти минуты я окончательно пришёл к выводу, что не по плечу этому человеку столь объёмные, сложные и ответственные обязанности, и горе войскам, ему вверенным.».

Барсуков возразил:

— Так наверное у товарища Сталина просто не было высоко квалифицированных военных. В начале тридцатых из РККА, в ходе проведения операции «Весна». были вычищены бывшие царские офицеры и многие унтер-офицеры. Более трёх тысяч. Удержались единицы. Именно они и стали победоносными маршалами.

Справка

Из царских военнослужащих маршалами стали:

А. М. Василевский,

Ф.И Толбухин,

Б. М. Шапошников,

Л. А. Говоров,

И. Х. Баграмян,

И. С. Конев,

К. К. Рокоссовский.,

Барсуков продолжил:


   — Дополнительно в конце тридцатых тотальному разгрому в рамках «дела Тухачевского» подвергся почти весь высший командный состав РККА. Уцелели лишь «кавалеристы». А какой с них прок? Вот и остался товарищ Сталин с военными неумёхами. Сам виноват.

— А что было делать Сталину? Оставь он всю эту фронду в армии неизвестно чем бы закончилась война.. И так, после суровывх чисток к Гитлеру перебежала целая свора наших генералов и полковников.

   Белогоров вернулся к своей теме:

— Руденштедт, естественно, переиграл Кирпоноса и хотя армии Юго-Западного фронта избежали окружения в приграничном сражении, они вынуждены были резво отступать на восток, заняв в июле оборонительные позиции по левому берегу Днепра. На правом берегу Днепра, перед Киевом, осталась лишь одна армия, занявшая позиции Киевского укреплённого района, прикрывавшего Киев с запада.

Справка.

Киевский укреплённый район был одним из 23-х УРов, созданных перед войной (так называемая «Линия Сталина»). Он располагался в 15 км. западнее Киева и состоял более чем из двухсот артиллерийских и пулемётных ДОТов, между которыми размещались пулемётные бронеколпаки.

Гриша продолжил:

— Подойдя к Киеву, Руденштедт не стал штурмовать мощный Киевский укреплённый район, хотя и подтянул к нему 300-мм мортиры «Шкода».

Он обошел город с юга и севера, а затем двумя ударами по флангам Юно-Западного фронта силами 2-ой танковой группы Гудериана с севера и 1-ой танковой группы Клейста с юга прорвал оборону фронта. 14 сентября танковые группы встретились у Лохвицы, окружив тем самым армии Кирпоноса,

Командующий фронтом сразу же потерял управление войсками и начался кровавый хаос. Каждое подразделение действовало на свой страх и риск и погибало. При попытке прорыва окрудения погиб и командующший фронтом вместе со своим штабом. Армии фронта были разгромлены. В плен попали 350 000 человек (по немецким данным — 665 000 человек).

А оборонительных боёв за Киев не было. Когда немцы замкнули кольцо окружения, гарнизон Киевского укрепрайона 19 сентября покинул свои позиции и без боя оставил Киев.

— Постой, постой, Гриша, что-то ты не то несёшь. А как же медали «За оборону Киева», как же «Киев — город герой»?

— А вот так!. Зачесалась у Хрущёва правая пятка: у всех медали, а у Киева нет — непорядок. Ну., а челядь тут как тут.. Вот и появилась медаль «За оборону Киева». А потом героический Брежнев подсуетился и нарекли Киев городом-героем.

Справка

Во время войны были учреждены медали за оборону Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Москвы, Кавказа, Заполярья.
Медаль «За оборону Киева» была учреждена 21 июня 1961 года.

 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Одесса, Севастополь
Киев был объявлен городом-героем в 1965 году.

    Белогоров завершил своё выступление:

    — Вояками, подобными Кирпоносу, были и другие командующие фронтами. Вот поэтому и откатились наши войска к Ленинграду, Москве, Сталинграду. О низком профессиональном уровне наших командиров свидетельствовал и тот факт, что наши войска, попав в окружение, почти всегда погибали, а немецкие почти всегда (кроме случаев запрета на прорыв как при Сталинграде или под Минском) вырывались из окружения. Даже из такого котла как Яссо-Кишинёвский ушли около:600 000 немецких солдат.

   — Спасибо, Гриша, ты всё очень хорошо объяснил. Непонятно только одно. В громадных котлах, что в Минском, что в Брянском, что в Вяземском, ну и в Киевском тоже оказывались мощные силы, по нескольку армий. Собери их в кулак и ударь в слабом месте. Ведь кольцо окружения довольно жидкое, к тому же
войска, участвующие в окружении не имеют достаточно оборудованных оборонительных позиций. Почему этого не происходило?

    — Ты меня спрашиваешь, как будто я военный специалист. Я и сам этого не знаю. Скорее всего, как мне кажется, происходило это из-за отсутствия связи, которая была в основном проводной и мгновенно выходила из строя в условиях окружения. А без связи командующий глух и слеп, он терял управление войсками, а подразделения оставались без руководства.

    — А как же немцы?

     — У них была развита радиосвязь.

     — Ну вот! А ты говорил о превосходстве Красной Армии по всем параметрам.

     -- Каюсь. Не по всем.
















 


   


Рецензии