Аполлонада. Пеаны моим музам

На фото: древний олимпийский стадион в Дельфах, Греция.

Здесь помещены мои поэтические этюды, выходящие, как бы, боковой ветвью из древа «Аполлонады». Я не включил их в основной её текст, потому что они, хоть и являются неотъемлемой её частью,  всё же написаны разными размерами и метрами, с целью освоения мной теории стихосложения. Помещать столь разно звучащие тексты в один мне представляется сомнительным экспериментом. А когда я подаю эти этюды в виде собрания отдельных текстов, снабжённого пояснением, читатель осознанно может выбрать: или читать только основной текст, и особо не вникать в этот, боковой, или прочесть и его.  Последний можно рассматривать и в качестве разнозвучных стиховых вариаций на одну только тему: кто ты – поэт или рифмоплёт, писатель или графоман? Раскрытие этой темы может пробудить у поэтов давние размышления и, в силу её сложности, родить достойные произведения. Почему я пишу здесь и о тех и о других? – Потому что сам перебрался, на днях, одной ногой, на Стихи.ру, а другой остался на Прозе.ру.
                *****
По форме это собрание пеанов (не пэонов!) – обращения героя, со сказанным «проклятым» вопросом, к «своим» музам. К своим, то-есть, работо- или хоббидательницам.  Обращения записаны стопой, схема слогов в которой - ударных и безударных - идентична схеме слогов в имени богини. По моей мысли, поскольку муза – женщина (во всяком случае, имеет женский гендер) и потому любит ушами, правильнее всего пробуждать в ней чувства словами, близкими её сердцу. А что может быть ближе человеку, и даже просто другу человека, чем своё имя? Всё сказанное, относящееся к девяти музам, представлено ниже в виде таблицы.
 
При этом строк получилось не девять, по числу муз, а одиннадцать. Потому что одна из муз, Полигимния, имеет не одно, а три имени – три звучания: кроме сказанного, русского её имени, ещё и греческое – Полимния, и римское – Полигимна. А это – три разных стопы! И чтобы не «промахнуться» мимо ушей этой, одной из «своих», муз герой обеих «Аполлонад» пишет стихи с тремя этими разными стопами, по-отдельности.

Это – смысловая сторона этюдов. А художественная – в том, что герой жаждет, чтобы его считали поэтом и писателем. И с этой целью пускается в полное приключений путешествие по любимому и знакомому  ему «древне»греческому миру. Где пытается добиться расположения к себе большинства муз. Чтобы они, голосованием, наделили его искомыми «титулами». Так велел ему Аполлон.

Есть мнение, что «титулы» эти присваиваются исключительно читателями, лет через 50 после того, как автор исписался или ушёл. Это печально. Но, по-моему, не верно. Поскольку время, как мы теперь хорошо знаем, течёт неравномерно, рывками, меняя так же и свой вектор. Перемещаясь, к тому же (под одним из своих псевдонимов – развитие) по спирали. Это ведёт к соответствующему поведению и его духа – менталитета читателей и критиков. Чьим олицетворением и являются музы. Так что присвоение «титулов», как понятно, носит вероятностный, то есть ненадёжный характер. Поэтому мой герой и обращается за оценкой – тот он или этот – к абсолюту, богам. Чтобы получить её здесь и сейчас.

Мой герой из русского мира, то есть из мира православия – монотеизма. Хотя в нашем мире сохранились и остатки политеизма – многобожия, почитания пантеона Перуна. И прибыл он, за решением «проклятого» вопроса тоже в мир политеизма, любимый свой мир почитания пантеона Зевса. То есть он пропитан всеми этими миропониманиями. Что из этого может получиться? Возможно, он надеется на абсолютно правильное, в своём виде искусства, решение каждой из муз-богинь?
 
Таблица.
Род искусства ----- Имя музы -------------------- Слоги ----- Схема стопы --- Имя стопы
гимн ----------------- По – ли – гим – ни – я *--- 5 --- -------- \ - - + - - \ ------- Кольцовский пятисложник
гимн ----------------- По – лим – ни – я **------- 4 --- -------- \ - + - - \ --------- пэон ||
гимн ----------------- По – ли – гим – на ***---- 4 ------------ \ - - + - \ --------- пэон |||
эпос ------------------ Кал – ли – о – па ----------- 4 ------------ \ - - + - \ --------- пэон |||
лирика -------------- Эв – тер – па ---------------- 3 ------------ \ - + - \ ----------- амфибрахий
комедия ------------ Та – ли – я ------------------- 3 ------------ \ + - - \ ----------- дактиль
история ------------- Кли – о ----------------------- 2 ------------ \ + - \ ------------- хорей
эротика ------------- Э – ра – то ------------------- 3 ------------ \ - + - \ ----------- амфибрахий
трагедия ------------- Мель – по – ме – на ------ 4 ------------ \ - - + - \ ---------- пэон |||
танец ---------------- Тер – пси – хо – ра -------- 4 ------------ \ - - + - \ ---------- пэон |||
астрономия -------- У – ра – ни – я -------------- 4 ------------ \ - - + - \ ---------- пэон |||
Примечания *, **, ***: русское, греческое и римское имена богини, соответственно.


Этого, однако, быть не может. Потому что греки наделили своих богов максимальной степенью антропоморфности. И поэтому их решения и поступки подвержены чисто человеческим страстям, я бы даже сказал страстишкам. В отличие от бога в монотеизме. Куда выведет героя такое  разнообразие идеалов, каковыми являются боги? Или он хитрец, каких русский свет не видывал и поэтому намерен обратить предлагаемые обстоятельства в свою пользу – для достижения, мытьём или катаньем, своей цели – «титулов» этих? Мне тоже хотелось бы это узнать! Будем надеяться, что автору хватит творческого запала довести расследование до логического завершения.

Не сдюжу, выскажу главную причину моего частичного переезда на Стихиру. Во мне проглоченным шурупом застряла мысль, высказанная Антикваром в его статье «Хорей». Там, в её конце, рассуждая (скажу своими словами) о мистической связи стопы с сакральным значением формируемых, с её применением, слов и даже с национальными чертами литературы, автор делает намёк, вытекающий из – в этом контексте – сопоставления слов «свобода» и «воля».  Посмотрите сами. Так вот, если бы мне позвонил Аполлон и сказал, что такой связи в природе нет, я бы, пожалуй, выбросил эту мою писанину, и занялся чем-нибудь другим. Но, поскольку звонка нет, а есть упомянутый намёк я, как учёный-исследователь по жизни, попробую раскопать, начиная с этой статьи: имеются ли связи на линии: имя музы---род её искусства---стопа, по схеме слогов идентичная, или неидентичная схеме слогов в имени---размер стиха в его статистической связи с родом её искусства. Путано, позже отшлифую. Но кое-что из этого я уже нащупал!

Теперь вернёмся к похождениям героя «Аполлонады», включая его общение с музами, вплоть до передачи им текстов стихов, посвящённых обсуждаемой теме, с восхвалением каждой из «своих» богинь, до присутствия героя на суде муз, когда он и услышал разговор о нём двух интриганток - Урании и Клио.  Сами тексты помещены, по перечисленным, в начале, причинам, здесь – в «Аполлонаде. Пеаны моим музам».
                *****
Тексты пеанов.

***Полиг’имния.*** (кольцовский пятисложник)------------------------------------

На алтарь я кладу
Полигимнии
Аполлону пеан
Полемический;
Как прочтёшь ты его,
Несравненная, -
Разгляди – оцени
С  Руси странника!
А в полемике той
Суть обычная:
Сомневаются все
Стихотворщики! -
Начинают писать –
Себя мучают:
Рифмоплёты они
Горемычные …
Хоть и есть в них запал
Поэтический!
Так же – пишут они
Прозу дивную,
Ощущая себя
Графоманами!
Хоть отдал я вчера
Аполлону гимн
И просил лишь себе
Попечение,
Коллектив, тоже, наш
Стихопрозыру
Просит муз разрешить
Все сомнения:
Дать методу трудов
Рассмотрения –
На предмет с сайтов их
Удаления.
Посейдону – привет
И почтение!

*** Пол’имния *** (пэон ||).----------------------------------------------------

От ямбов мы, хореев шли века:
Пришли к пэону – стих от Ломоносова –
Ты слышишь мой пеан издалека,
Полимния, богиня корня Зевсова?
Мы просьбу передать тебе хотим,
Чтоб музы разработали (хотите ли?)
Методику разбора писанин:
Поэт здесь кто, а кто – писец сомнительный.
Писатель кто, а кто и словоблуд,
Талантлив кто, а кто пиарщик штопаный,
И зная, что владыка мира – труд,
Он платит, чтоб купить поэз холоповый!
Без этой без методы нам – зарез,
Век будем спорить мы, соря цитатами,
И тратить жизнь на стиховой «прогресс»,
И время убивать на бойне матовой!

*** Полиг’имна *** (пэон |||).--------------------------------------------------

О послании, пеане, я хочу предупредить   
Полигимну – полумаму тех кто хочет бардом слыть:
Хоть и тонок, Полигимна, у тебя к поэзам слух,
Разберу пеан на звуки – поработаю за двух: 
Это плачет колокольчик, весь охрипший от труда,
А вот это – Стихопроза – сайт, открытый нам всегда!
Что он хочет, говоришь ты? – Дай послушать, вот ответ:
Кто на сайте вовсе лишний? Без кого нам счастья нет?
Кто поэт, а кто – не очень, кто писатель – жизневед? –
Дайте, музы, нам методу, получить хотим ответ!

*** Эвтерпа ***
Эвтерпа, богиня лирической прозы,
Одной тебе носят поэзии слёзы,
С одной тобой спит златолирный поэт,
Одна ты нас учишь любить свой предмет!

Предмет твой – лирических строк настроенье,
К стопе амфибрахия нас привлеченье
И пушкинской мысли пленительный звук.
Да, всё это будет. Не сразу, не вдруг!

Теперь же, Эвтерпа, прими мою просьбу,
Ведь автору здесь разобраться не просто:
Скажи, кто поэт, кто писатель у муз? –
Чтоб не было ссылок на массовый вкус!

Жюри чтоб не влезло своими призами
И взятку чтоб н'е дал никто за глаза им.
А боги для нас, для людей – абсолют;
Мы им только верим, пусть метод пришлют!

*** Талия ***
Тальи, комедии музе,
Я посвящаю сюжет:
В ритмах ужасного блюза
Шлю ей фривольный привет:

- Талия, милая дива,
Сколько уж время прошло
Как ты меня научила
Ведать своё ремесло!

Как мы с тобой посвятили
Бендеру сверхфельетон,
Как на гульбе сочинили
Мы афоризмов мильон.

Как мы ночами не спали
Пушкина сказки любя,
Как мы их расшифровали –
Да просто так, для себя.

Как мы у Родины-мамы
Год весь считали года,
И оказалось, что "дама"
Очень ещё молода!

Надо закончить посланье,
Но распрощаться нет сил:
Я заразился стихами –
Рифмы плету. Изменил …

Вот – умываюсь слезами,
Брось меня – гибну в борьбе.
Мы напрягли муз делами,
Нет лишь вопросов к тебе.

*** Клио ***
Не люблю я эту Клио,
Хоть писать ей я не прочь,
Русских баба наклонила:
Сто уж лет над русским – ночь!

Ну а Сталин? – Исключенье,
Гениальный человек.
Он – народу попеченье:
Волю он элит пресек.

И они его убили,
Так всегда бывает здесь:
Если царь (с народом) в силе,
То элиты душит спесь!

Ну а, если те элиты
Подавили, что-ль, царя –
Подсуши-ка сухари ты,
Не мечтай, народец, зря!

Клио мглой народ покроет,
Успокоит не шутя –
Чтоб элитам быть в героях,
А народ был, как дитя!

От неё не ожидаю
Я поддержки для себя.
Из-за этого, пожалуй,
Попаду в писалы я!

Предсказать хочу, ребята
(Я не вежлив? – Ну, пардон!)
Разберёмся мы с делами –
Вышибем мы Клио вон!
                *****
Суд
Протокол голосования жюри муз по поводу заявки автора Леонида Берёзова о присвоении ему званий писателя и поэта. Москва, портал Стихипроза.ру, 31.12.2019 г., 21:06.
Присутствовали: 9 муз-богинь из пантеона Зевса, кворум – 100%.
Бюллетеней для голосования, с приложением к каждому белого (за) и чёрного (против) шаров, роздано: – 9.
Схема оформления бюллетеней нестандартна, для всех строк одинакова и приведена ниже (минус – короткий, безударный слог, плюс – сильное место строки, ударный слог).

 _ ----  + ---- _ ---- _ ----- _ ----- + ---- _ --- + ---- _ --- _ ---- _ ----- + ---- _
          
Де -- вят -- ка -- муз -- бо -- гинь -- у -- стро -- и -- ла -- су -- дей - ство.
Ка -- ков -- е --- го -- пред - мет? - Сов - сем - там - нет - зло - дей - ства:
Ме -- ня --- хо -- тят - су --- дить: - по - эт ---- я --- и --- пи --- са --- тель,
А --- мо --- жет - риф - мо --- плёт -  и -- му - зам – не -- при - я --- тель?
Во-первых, Каллиопа. Белый шар под’ала
И счёт стал один-ноль, но этого мне мало!
Вторая – Мельпомена – чёрный закатила
И счёт один-один. Трагедь заговорила.
А третья – Полигимна – белый (страсть взаимна)
И счёт стал два-один. Здесь не хватает гимна!
Четвёртая – Эрато – чёрный шар под'ала
И счёт уже два-два. Поэтики в ней мало!
Пятая – Терпсихора – чёрный, снова, катит
И счёт теперь два-три. Писательства – ни капли!
Шестая – Урания – ту же бочку катит
И счёт уж два-четыре. Звёзды узнавайте!
Седьмая же – Эвтерпа – белым одарила
И счёт стал три-четыре. Ждать конца нет силы …
Восьмая – моя Талья – тоже поцеловала.
Да, четыре-четыре! – Этого мне мало.
Девятая же – Клио – беленький - накатом
И счёт стал пять-четыре, хоть я ругал её матом.

Бюллетеней для голосования, из урны, изъято: 9.
Шаров в урне: 9 (5 белых и 4 чёрных).
Таким образом, автор Леонид Берёзов избран писателем и поэтом. Подписи.

                Конец.
 


Рецензии