Дикое Поле
Барбошина поляна - историческое место стоянки казачьих атаманов .
На Барбошиной поляне в Студёном овраге проектируется памятный знак волжским казакам.
В пригороде Самары располагалось урочище - Барбошина поляна.
Урочище – природный знак: лес, гора, озеро, и т.д. Барбошина поляна находится в середине кряжа Сокольи горы. Сокольи горы – отроги Жигулёвских гор. Жигулёвские горы отделены от Сокольих гор руслом реки Волги. Историческое ядро Барбошиной поляны находится там, где ныне кольцо автобуса шестого маршрута. Границами можно считать Седьмую просеку на юге, Барбошин овраг и Дубовую рощу на севере, Волгу на западе, а на востоке до водораздела между реками Волгой и Самарой. По водоразделу идёт Московское шоссе. Наивысшей точкой Сокольих гор является Султанова гора: вышки Радиоцентра. С водораздела, от памятника самолёта-штурмовика хорошо видны и Заволжье и пойма Самарки.
Одна из главных ловель рыбы – Барбошина поляна. В реке Самаре ловили пудовых сазанов, а лов рыбы на Волге был ещё удачливее. Волга славилась знаменитой белугой, осетром, севрюгой, шипом, белорыбицей, стерлядью, сомами (более центнера). Белуги попадались трёхметровые и более тонны весом. Каспийская селёдка шла на нерест густыми стадами: поставленное в воду весло не сразу падало.
Несчётное число водоплавающих птиц гнездились в Самарском крае. Через дельту и пойму реки Самарки проходил великий миграционный путь водоплавающих птиц от северной тундры и тайги вдоль Волги к Каспийскому морю.
Высокие травы в рост человека. Заросли кустарника образовывали торн, дикая вишня, боярышник, чилига, калина, черёмуха, шиповник …
Здесь паслись дикие козы, косули, кабаны, лоси, олени, лисы, медведи. Поляна находилась в ленте прибрежного леса шириной 3-4 км.
В Сокольих горах, в пещерах братьев Греве археологи обнаружили сработанные руками человека предметы эпохи палеолита и бронзы. Над пещерами – остатки городища возрастом 2500 000 лет. Также на Барбошиной поляне найден мордовский могильник 14 века.
Все эти объекты притягательны для туризма.
В 10 веке борьбу за Волгу вели киевские князья и булгары.
В 12 веке московские цари бились с Золотой Ордой.
В 16 веке Средняя и Нижняя Волга была в руках казаков.
О Барбошиной поляне знали по всей Волге.
По преданиям, здесь, в дремучей дубраве находился стан атамана Богдана Барбоши. Прозвище Барбоша: колючка, барбошить: царапать. Для искушённых воинов немаловажно, что станица на Барбошиной поляне укрыта лесом, близка к берегу, не видна ни с воды, ни из степи. Тут много родников и озёр с питьевой водой. В прибрежном тальнике и в оврагах можно спрятать ладьи и будары. Крутой берег и лес давали укрытие и топливо. Другого стана поблизости не было. Тут можно укрыться на случай дождя, как правило, станицы оборудовались зимницами, куренями, шалашами, нередко острогом и рвом, секретами и ловушками на тропах. Тут есть припасы и промысловый инвентарь. На Барбошиной поляне в разное время побывали, и не однажды все знаменитые атаманы: Ермак, Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Никита Ус, Первуша Зея и другие отважные покорители Сибири и Дикого Поля.
Лысая гора служила смотровым пикетом казаков. С высоты птичьего полёта отличный обзор волжского русла в обе стороны на десятки километров. Отсюда можно увидеть любой корабль и принять решение …
Суда на Волге строили только русские: ушкуи, струги, ладьи, купеческие расшивы.
Барбошина поляна - историческое место стоянки казачьих атаманов: Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Богдана Барбоши, Матвея Мещеряка и др.
В 1578 году они разгромили столицу Большой Ногайской орды «Сарайчик» и нанесли ущерб московско-ногайским дипломатическим отношениям.
Самарское Поволжье в 16 веке было одним из центров казачества. Из устья реки Самары казаки на стругах и челнах проложили путь с Волги на Яик (река Урал). Казаки состояли на царской службе и в оплату за боевые припасы и снаряжение перевозили через Волгу послов, служили проводниками, надёжно сдерживали набеги кочевников.
В 1582 году отряд Ермака (540 казаков) с Волги уходит на Каму к Строгановым и далее завоёвывать Сибирь: от царского гнева за несанкционированные нападения на ногайские улусы, ногайских послов и среднеазиатских купцов. Богдан Барбоша ушёл от Ермака с целью переждать опалу в зимовьях на Яике и обозначить намерения яицких казаков торговать с Самарой и охранять её от набегов кочевников.
В 1586 году воевода Засекин построил Самарскую крепость (на царские деньги) и получил грамоту из Москвы: привлечь на государеву службу казаков с Яика во главе с атаманами Матюшей Мещеряком и Богдашкой Барбошей, по той причине, что преследовать степных грабителей без лёгкой казачьей конницы было невозможно. Царь последовательно искал среди вольницы казаков «прямых» Москве. Мещеряк и с ним 150 казаков с Яика прибыли в Самару и были замешаны в притеснении ногаев (угнали табун в 500 лошадей) в Самарском урочище. Богдан Барбоша остался на Яике с целью дистанцироваться от разбоев Мещеряка и прибыл в Самару позже для организации охраны от кочевников.
В 17 веке Самара была сторожевой крепостью на юго-восточной окраине русского государства. Казаки составляли особую группу служивых людей. Это были яицкие казаки. Они несли сторожевую службу от нападений кочевников, охраняли торговые пути, рыболовецкие станы, стояли на заставах, сопровождали посольские и торговые караваны.
В 1639 году воинственные орды калмыков пытались осадить Самарскую крепость. Самарский гарнизон с участием казаков успешно выдержал осаду 10 тысячного войска. Разбойничьи отряды калмыков и башкир периодически появлялись под Самарой: угоняли скот, жгли укрепления, захватывали жителей в плен и продавали в рабство.
В 1643 году самарские казаки выходили биться с калмыками и нанесли им ряд тяжелых поражений. В благодарность за это царь Михаил Федорович пожаловал самарским казакам набатный колокол весом 14 пудов.
1667 – 1671 годы: движение Степана Разина.
В 1688 году Самара царским указом получила официальный статус города.
В 1734 году Указом империатрицы Анны Иоанновны создано Волгское казачье войско.
В 1738 году самарские казаки разбили и переловили волжских калмыков, ограбивших купеческий обоз с хлебом, шедший в Яицкий городок.
В 1750 году самарские казаки отбили у калмыков между Красно-Самарской и Борской крепостями обоз с товаром на 70 тыс. рублей, в том числе с 57 пудами серебра.
В 1762 году Волгскому войску было пожаловано 14 знамён.
В южном пригороде Самары, в посёлке Яицком вблизи Яицких озёр располагалась военно-контрольная застава яицких казаков – «пропуск с Яика рыбного и икряного промыслу», через которую шел поток транзитных грузов. На этой заставе было построено укрепление. Здесь снаряжались обозы самарских купцов с хлебом и товарами на Яик и принимались транспорты с Яика с рыбой и икрой.
На заставе рыботорговцы сдавали в казну «десятую долю» своего товара. От продажи десятой доли казна получала до 8 тысяч рублей в год. Здесь обеспечивалась охрана торгового пути от нападений степных кочевников. Обозы на Яик насчитывали до 500 – 600 подвод. Цены на рыбу, скупаемую у казаков, были ниже, чем на
Волге и поэтому при всех дорожных издержках купцы получали значительную прибыль.
Согласно летописям, казаки поставляли на рынок более 50 тысяч белуг и осетров, а также около 7 тысяч пудов икры ежегодно.
В районе Яицкой заставы было отведено специальное место для меновой торговли с кочевниками. Из степи на продажу шли огромные конские табуны, отары овец, шкурки красных лисиц, корсачьи, бобровые и другие меха, мерлушки, овчины, тулупы, кожи, а в степь - продукты земледелия и промышленности. Эти торговые отношения были настолько важны для кочевников, что в случаях отказа от торговли со стороны русской администрации они начинали активные военные действия.
Важнейшие торговые дороги по Волге и через степь на Яик втягивали Самарский край во всероссийский рынок. Сухопутной дорогой на Яик пользовались и летом. После паводка ежегодно наводился мост (Южный) через реку Самару.
В конце XVII в. Самара для яицких казаков была стратегическим объектом. Рынок сбыта. Крупнейшие промыслы Среднего Поволжья давали рыбу и рыбных припасов в московских и нижегородских продажных ценах на сумму более 10 000 рублей. По этому показателю они не уступали крупным дворцовым рыболовецким хозяйствам Нижнего Поволжья, значительно превосходили промыслы Русского Севера, но не могли соперничать с яицкими учугами.
Московские, нижегородские и казанские торговые люди закупали в Самаре рыбу. Часть рыбы для продажи вывозилась в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку и далее в Москву.
Из Самары экспедиция с рыбой отправлялась в Нижний Новгород в конце августа – начале сентября, на стругах. Такие поездки окупались сполна: на один рубль затрат приносили до 2 рублей прибыли. Закупочные цены на рыбу оставались на одном уровне, а продажные цены росли. Средневолжские предприниматели не удовлетворялись количеством рыбы, выловленной на Волге и отправляли торгово-промышленные экспедиции на Яик. Цены на рыбу, скупаемую у казаков, были ещё ниже, чем на Волге и поэтому при всех дорожных издержках купцы получали значительную прибыль. Волжская и яицкая рыба преобладала в коммерческих оборотах крупнейших торговых центрах страны: Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Макарьевской ярмарки.
Основной снастью на Волге был: невод (стержневой или частиковый). Им ловили осетровых, белорыбицу и стерлядь. А также оханы, сети и самоловы. Одну из самых ценных и редких рыб Средней Волги – лосось ловили только зимой, только на удочки, «кармашнеой снастью». Струги и неводники приобретали в верховьях Волги. Мелкие судёнышки изготавливались на промыслах.
Ловить рыбу со стругов старинными снастями – актуальная задача международного агротуризма.
На дороге до Яицкого городка (г. Уральск, респ. Казахстан) Самарская администрация содержала шесть «умётов» - постоялых дворов: «Дубовый умёт», Большая Глушица, Большая Черниговка, Тепловка и др. Яицкая дорога связывала земли яицких казаков с Самарой, а через неё с центром страны. Это был прежде всего зимник: с Яика шли вдоль реки Самары обозы с красной рыбой и икрой, а в обратный путь их наполняли хлебом, боеприпасами, промышленными товарами. Десятинный сбор с грузопотока составлял до 1,5 тыс. рублей в конце 70 годов 17 века.
Основным занятием уральских казаков, обеспечивавшим им достаток было рыболовство. Богатая осетровыми река Урал — Яикушка-Золотое донышко давала в Царской России основной «урожай» чёрной икры и красной рыбы.
Все правила рыбной охоты были расписаны до мельчайших подробностей, существовали зимние, весенние, осенние сезоны ловли, периоды покоя, когда во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то что появление на реке.
Зимой в установленный день, по сигналу: выстрел пушки все собравшиеся на берегу казаки спускаются на лед и, прорубая его, опускают в воду багор и подцепляют им рыбу, лежащую в ятови или поднимающуюся из неё. Казаки соединяются обыкновенно артелями от 6 до 15 человек.
Багрение - ловля рыбы баграми на реке Урал.
Когда река покроется льдом, рыболовные артели уральских казаков располагаются на "ятовях" - глубоких местах, где залегает крупная рыба, вырубают проруби и опускают в них багры - длинные достающие до дна шесты с укрепленными на конце их большими стальными крюками. Рыба, либо лежащая неподвижно, либо медленно движущаяся (в это время года находится в оцепенении), попадает на багры, составляющие под водой как густой лес, так как их бывает до 10 тысяч «на пространстве в версту». Почувствовав тяжесть на багре, рыбак тихонько приподнимает его, чтобы подцепить рыбу, и затем осторожно подтягивает ее к себе.
Когда попадается особенно крупная рыба, например белуга в 20 - 50 пудов, она вытягивается усилиями нескольких рыбаков, принадлежащих к одной и той же артели.
Для обеспечения жизнедеятельности Яицкой заставы в Самаре, казаки вели хозяйство: занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, бахчеводством, разведением птицы и рыбы на Яицких озёрах, а также торговлей и промыслами.
Численность казаков в Самаре во второй половине 18 века составляла около 100 человек, а вместе с отставными и малолетними мужского пола до 300 человек.
Река Самара, Алексеевский мост: путь на Яик.
На протяжении водного пути по реке Самаре до земель Уральского (Яикского) казачьего войска было построено 14 церквей – храмов Архангела Михаила. Михаил Архангел – покровитель уральских (яицких) казаков.
Яицкие казаки струги строили и в Самаре и ходили на них по рекам: Самара, Сакмара, Яик.
На историческом месте Яицкой заставы планируется создание хуторского казачьего общества «Яицкая казачья застава».
В 1835 году в связи с изменением государственных границ император Николай 1 издал Указ о переводе волжских казаков в состав Оренбургского, Терского и Астраханского казачьих войск.
19 апреля 1743 года Высочайшем повелением самарские и алексеевские казаки были переведены в город Оренбург в составе 2-х рот. Первым войсковым атаманом вновь созданного Оренбургского казачьего войска стал Матвей Шилов, до этого бывший атаман самарских казаков.
Яицкие казаки струги строили и в Самаре и ходили на них по рекам: Самара, Сакмара, Яик. У войскового атамана Яицкого войска Григория Меркурьева отец был самарским казаком, который вернулся на Яик в 1620 г.
17 июня 1758 года самарским казакам в яицком посёлке было официально отведено 32 тыс. десятин земли решением оренбургской военно-походной канцелярии.
В 1763 г. атаманом самарских казаков был Алексей Петрович Углецкий. Казаки Углецкие - это был зажиточный дворянский род. Им принадлежали значительные земельные угодья (пашни, сенокосы, луга, а также мельница и плотина на р.Сок). В конце 18 и в начале 19 века представители этого рода дважды были войсковыми атаманами Оренбургского казачьего войска.
В 1777 году Екатерина II издала Указ об упразднении Волгского казачьего войска. Волжские казаки были переселены на Терек и в Оренбург.
Самарское казачество в наши дни:
3 апреля 1993 года, в Самаре, на Учредительном Круге, в окружном Доме Офицеров, самарские казаки (с участием Губернатора Самарской области К.А.Титова) приняли решение о возрождении Волжского казачьего войска (ВКВ).
В 1996 году Указом Президента РФ, ВКВ было включено в государственный реестр под № 1 и переименовано в Волжское войсковое казачье общество (ВВКО).
В 2011 году в Георгиевском зале Кремля Президент РФ вручил знамёна 11 казачьих войск и в том числе Атаману ВВКО казачьему генералу И.К. Миронову.
В 2011 году в начале сентября, священник церкви Михаила Архангела о. Константин благословил Крестный поход по водному пути яицких казаков на Уральск: вверх по р. Самаре. Крестный поход начался от храма. Храм расположен в г. Самаре (пос. Запанской) на берегу р. Самары. Участники похода на катерах и других плавсредствах прошли по этому маршруту с остановками в местах исторических стоянок казаков. В походе участвовали и казаки и мужики. На пути стояли храмы Михаила Архангела. Проживающее население тепло встречали и принимали участников похода. Крестный ход должен был вернуться к храму 19 сентября на Праздник Михаила Архангела Чудо в Хонех, но они опоздали на 4 дня из-за непогоды.
В этом же году на колокольне храма был установлен колокол – самый большой в Самаре.
Свидетельство о публикации №219123100542