Общественная инспекция на Волге 2009
К сожалению, состояние окружающей среды в Самарской области (где мы живём) стремительно ухудшается и становится неблагоприятной и даже вредной по отношению к человеку.
Воду из крана пить уже нельзя. В лесах растут не грибы, а несанкционированные свалки. Городским воздухом уже невозможно дышать: по признаниям врачей, лёгкие городских жителей приобретают цвет асфальта. Автомобилей (главных загрязнителей атмосферного воздуха) в Самаре становится всё больше, а рыбы в Волге всё меньше. Появились рыбы-мутанты.
Полигоны для захоронения отходов регулярно горят. Ядовитые выбросы в атмосферу и удушливый дым накрывают населённые пункты: Ново-Семейкино, Красный Яр, Курумоч.
112 горящих нефтяных факелов на территории области угнетают природные комплексы, подрывают здоровье населения, уничтожают материальные богатства. Из них 2 факела горят в национальном парке:
В прибрежной полосе реки Волги, на землях лесного фонда, в санитарной зоне городского водозабора, на территории памятника природы «Сокольи горы», «природопользователи», - хищнически уничтожают леса, растения и животных.
В Студёном овраге юридические лица и граждане вырубают массивы деревьев, строят частные набережные и берегоукрепления, а также дамбы и лодочные стоянки. Всё это делается без оформления разрешительных документов, без официальных проектов, согласований и экспертиз, без разрешений на выполнение строительных работ.
В нарушение ст. 9 Закона «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области», природопользователи, (получившие земельные участки в аренду или в собственность) - реализуют проекты, связанные с хищническим уничтожением лесов, растений и животных с наступлением необратимых экологических последствий.
В качестве такого примера можно привести серию крупных обрушений 300 м береговой полосы весной 2007 года в посёлке Южный, Красноглинского района, города Самары. Дома местных жителей от обрыва отделяет только дорога. Областной бюджет определил сумму нанесённого экологического ущерба на предотвращение чрезвычайной ситуации в: 135 млн рублей. По оценкам специалистов, следующей весной в 2010 году ожидаются аналогичные обрушения в Студёном овраге.
В качестве других примеров можно привести уничтожение природных комплексов на 9 просеке, на 8 просеке, на 7 просеке, на поляне Фрунзе. На городские службы ложатся нерешаемые проблемы стоков канализации и вывоза отходов этих районах.
Государственный памятник природы «Пруды на улице Воронежской» относится к особо охраняемым природным территориям. Состояние этой природной жемчужины не оставляет равнодушными жителей города Самары. В настоящее время, «Воронежские озёра» - «горячая точка» для государственных и муниципальных органов в области землеустройства и охраны окружающей среды: митинги, столкновения населения со строительной техникой, судебные разбирательства, выступления в СМИ, письма-обращения …
И другие подобные нарушения творятся на территории области.
В погоне за сверх-прибылями, «под прикрытием» специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, «воротилы бизнеса» отнимают у наших детей и внуков право на жизнь, на здоровье, на благоприятную природную среду.
Это вызывает возмущение общественности.
Закон предписывает: нарастающему произволу со стороны «частного капитала» и «чиновников» противопоставить
- освещение их деятельности в средствах массовой информации
- и организовать общественный экологический контроль.
С целью сохранения природных комплексов и благоустройства территории в интересах проживающего населения, сотрудники общественной экологической инспекции ООО «Имплозия» в Студёном овраге на Волге
- организовали пост общественного экологического контроля,
- установили флаг «Всероссийского общества охраны природы».
Информация, размещённая на сайте Росприроднадзора РФ:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования | Новости |
13 октября 2009 (11:06)
У гос инспекторов Росприроднадзора появились добровольные помощники на Волге:
Представители общественной экологической инспекции (г. Самара) регулярно предоставляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования информацию о проделанной работе в сфере экологической безопасности на акватории реки Волга.
Так, силами общественной экологической инспекции ООО «Имплозия» была выявлена и приостановлена браконьерская вырубка деревьев на прибрежной территории реки Волга, на территории городских лесов Самары, а также приостановлено строительство коттеджного поселка на указанной территории. В результате проделанной работы ответственным лицам был предъявлен к оплате штраф в общей сложности на сумму более 400 тыс. руб. Силами общественных инспекторов была очищена от мусора, укреплена и благоустроена береговая зона реки Волга в городской черте Самары в районе Студеного оврага. Здесь же регулярно проводится патрулирование и организация спасательных работ на территории пляжа.
24 августа в Управление Росприроднадзора по Самарской области поступила информация о том, что на реке Волга у поселка Гранный появилось нефтяное пятно. Совместно с инспекторами Росприроднадзора на место выехали представители общественной инспекции. Было установлено, что замазучена верхняя часть растительности вдоль береговой полосы шириной около 5 м. и береговая полоса шириной 0,5 м. Был организован сбор нефтепродуктов и зачистка берега, в том числе с помощью спецтехники, имеющейся в распоряжении общественной инспекции. По предварительной оценке, в общей сложности было собрано около 0,5 т. нефтепродукта. По данному факту Управлением Росприроднадзора по Самарской области возбуждено административное дело и начато административное расследование причин нефтеразлива.
24 сентября по обращению жителей г. Сызрани Общественная экологическая инспекция ООО «Имплозия» провела проверку выполнения требований природоохранного законодательства на объектах ОАО «Югозападтранснефтепродукт». Составлен акт проверки.
26 сентября общественная инспекция провела проверку соблюдения природоохранного законодательства в национальном парке «Самарская Лука». Для патрулирования береговой полосы был задействован катер. В результате проверки выявлено, что на территории национального парка, в водоохраной зоне реки Волга горят 2 нефтяных факела ОАО «Самаранефтегаз». В настоящее время материалы готовятся для представления в природоохранную прокуратуру.
Напомним, в сентябре прошлого года на левом берегу реки Волга (г. Самара) был создан первый в стране пост экологического контроля на воде на общественных началах. Сотрудники этого поста приняли активное участие в ликвидации последствий крупного разлива мазута из потерпевшего 13 июля 2009 г. крушение судна в акватории Волги, произошедшего в районе населенного пункта Печерск (Сызранский район Самарской области) и предоставили для этих целей нефтесборщик-бонопостановщик и вакуумную нефтесборочную установку.
Росприроднадзор надеется, что со временем подобные экологические посты появятся в каждом регионе России. Экодобровольцы на местах могут оказать ощутимую помощь государственным инспекторам в осуществлении мер экологической безопасности и защите экологических интересов населения.
РОСПРИРОДНАДЗОР 254-60-01 may@mnr.gov.ru www.control.mnr.gov.ru
Выводы и итоги проведенных работ:
Практика показывает, что Общественный Экологический Контроль (ОЭК) отличается от государственного экологического контроля принципиально:
• ОЭК «не идёт» там, где его участники пытаются копировать действия государственных инспекций: посещение предприятий, составление протоколов и актов проверок.
• ОЭК – это работа с населением, формирование общественного мнения и проведение общественных мероприятий, а также экологический менеджмент.
• Основная цель Общественной Инспекции при проведении ОЭК: экологическая реабилитация объекта (территории) и защита законных интересов проживающего населения. Взыскание штрафов с нарушителей не входят в перечень приоритетных задач ОЭК.
• Общественный (внештатный) инспектор государственной природоохранной организации является представителем этой организации (например – рыбнадзора) и его действия не могут быть квалифицированы как общественный контроль.
• Инспектор ВООП является представителем общественной организации. Его сфера деятельности – работа с общественностью, его деятельность попадает под юрисдикцию законов об общественных объединениях и некоммерческих организациях.
• Предприятия загрязняющие окружающую среду очень озабоченно относятся к мероприятиям ОЭК, так как эти мероприятия могут привести фирму (по решению суда) к более серьёзным финансовым потерям чем штрафы, а именно к возмещению экологического ущерба размер которого ставит предприятие на грань банкротства. Это подтверждает международный опыт цивилизованных стран.
• Практика показала, что применённая схема ОЭК обладает высокой степенью общественного воздействия и является мощным инструментом способным произвести потрясения в структурах общества, органов власти и природоохранных организаций в случае его некорректного применения. Поэтому, (прислушиваясь к замечаниям должностных лиц и специалистов) некоторые мероприятия (в частности публикации в СМИ) были проведены заведомо не в полном объёме. Вследствие этого, Самарский областной Совет ВООП предлагает: материалы работ направить на рассмотрение Министру Природных ресурсов Самарской области с приглашением руководителей Ростехнадзора, Росприроднадзора и Роспотребнадзора Самарской области.
• Удостоверения: «Инспектор общественной организации ВООП» достаточны для проведения мероприятий ОЭК. Законодательство РФ и Самарской области: не требует изменений.
• Исполнители работ неоднократно проходили обучение (в том числе и в Москве) и имеют опыт практической работы в общественной инспекции с 1996 года.
• Разработанный (с 1994 года) механизм общественной инспекции был рассмотрен и получил положительную оценку на Коллегии Государственного комитета РФ по охране окружающей среды в Москве 23 февраля 1998 года.
• Существенным фактором является также уникальная популярность, «раскрученность» организации: каждый житель Самарской области (старше 40 лет) с теплотой вспоминает, как он в школе был членом Всероссийского общества охраны природы, носил значёк ВООП и членский билет с наклеенными марками.
• Вопросы механизма общественного экологического контроля были рассмотрены и одобрены на 12 съезде Всероссийского общества охраны природы в Москве (2 декабря 2006 года) с участием заместителей министров Ростехнадзора (Пешков), Росприроднадзора (Митволь), представителей экологических организаций (Злотникова, Борозин) и руководителей региональных организаций ВООП. По результатам обсуждений представители Ростехнадзора предложили провести в Москве в 2007 году семинар по теме: «ОЭК».
В настоящее время, нарушители закона (из числа недобросовестных природопользователей, «пострадавших» от действий экологического поста) стремятся этот общественный пост удалить, с использованием методов рейдерских захватов и с втягиванием в конфликты гос-чиновников.
Информация отправленная
Руководителю Федеральной службы
Росприроднадзора В.В. Кирилову
23 октября 2009 г. в 9.00 утра, плавучий пост на дебаркадере «Кама-6» общественной экологической инспекции ООО «Имплозия» с берега был окружён спец-автомобилями городской прокуратуры и судебных приставов. С воды они подогнали мощный буксир «Шлюзовой 107» с намерением отбуксировать природоохранное судно - «…за пределы акватории Саратовского водохранилища».
Представители природоохранной прокуратуры и государственных природоохранных структур в данной «анти-природной операции» участия не приняли.
Сотрудники оперативной группы не смогли объяснить представителям общественности содержание своих действий. Что это? - рейдерский захват акватории или пиратский абордаж с целью ликвидировать экологический пост и прекратить деятельность общественной инспекции на Волге.
Флаг «Всероссийского общества охраны природы» установленный на природоохранном судне и сомнения членов команды буксира, а также сомнения рядовых сотрудников правоохранительных органов помешали завершить «акцию»: буксир ушёл, спец-автомобили разъехались через час, после начала «операции».
По-видимому, это была репетиция, организованная браконьерами и борьба ещё не закончена. Следующая "атака" запланирована на 28 октября 2009 г. на 10.00.
Но общественный экологический пост продолжает выполнять своё предназначение: охранять природу.
Заместитель руководителя
Общественной экологической инспекции ООО "Имплозия"
Н.Е. Жоголев
Гор. Самара, берег р. Волги, дебаркадер "Кама-6".
Информация отправленная
Руководителю Федеральной службы
Росприроднадзора В.В. Кирилову
27 октября 2009 г. в 11.00 утра, плавучий пост на дебаркадере «Кама-6» общественной экологической инспекции ООО «Имплозия» с берега был окружён спец-автомобилями городской прокуратуры, судебных приставов и милиции. С воды они подогнали 2 мощных буксира: «Шлюзовой 107» и «Рейдовый 39» с намерением оторвать природоохранное судно от места стоянки и отбуксировать - «…за пределы акватории Саратовского водохранилища».
Операция проходила в присутствии представителей Росприроднадзора по Самарской области и активных действий СМИ, а также телевидения.
Не смотря на то, что со стороны экипажа природоохранного судна по отношению к правоохранительным органам не было оказано никакого сопротивления, до наступления темноты дебаркадер «Кама-6» с места сдвинуть не удалось.
Общественный экологический пост продолжает выполнять своё предназначение: охранять природу.
Заместитель руководителя
Общественной экологической инспекции ООО "Имплозия"
Н.Е. Жоголев
Саратовское водохранилище, дебаркадер "Кама-6".
Имеется ли выход в сложившейся ситуации? Может быть нашей цивилизации не суждено погибнуть, захлебнувшись в собственных отходах? Итак, господа, мы строим капитализм: всего 19 лет. Наши молодые коммерсанты и управленцы копируют действия старых капиталистов, владеющих 200-летним опытом. Наши депутаты добросовестно переписали и приняли их законодательную базу. А вот мозги наших руководителей к сожалению работают ещё по коммунистически и эффективно применять новые (капиталистические) законы мы ещё не научились, потому, что не успели в них вникнуть за дефицитом времени и динамичности развивающихся событий.
Перечисленные в начале статьи проблемы – решаемы. «Западные акулы капитализма» уже разобрались, как их решать. И решили. Россияне, побывавшие за границей с возмущением рассказывают, что «на западе» всё чисто и красиво. Там в городских прудах плавают большие оранжевые рыбины и мамаши катают детские коляски по парковым дорожкам. А у нас на «Воронежских озёрах» передохли последние лягушки.
Есть опыт мирового сообщества: разработанный механизм цивилизованных капиталистических стран. Это – программы устойчивого развития.
Международный научный центр оценки воздействий на окружающую среду (МНЦ ОВОС), основанный в 1989 г. на 25-й Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж), зарегистрирован в Программе развития ООН (ПРООН per. № 05392) и в России как Международная некоммерческая организация. Основная цель, поставленная перед Центром - адаптация опыта мирового сообщества в области охраны окружающей среды к отечественным условиям и внедрение его в хозяйственную деятельность на территории России.
МНЦ ОВОС в регионах Среднего Поволжья внедряет технологию управления окружающей средой «Ноосфера НС9431». С использованием этой технологии, наши московские и самарские специалисты разрабатывают программы устойчивого развития –
территориальные экологические инвестиционные проекты
с целью: - оценки воздействия субъектов хозяйственной деятельности на окружающую среду,
- экологической реабилитации природных комплексов,
- реализации проектов по внедрению чистых технологий (НСТ),
- реконструкции технических объектов, загрязняющих окружающую среду,
- ликвидации накопленного экологического ущерба,
- благоустройства территорий в интересах проживающего населения,
в соответствии с требованиями международных стандартов и индикаторов устойчивого развития.
Основываясь на национальных и международных требованиях, мы готовим эти проекты для представления их органам власти и международным организациям с целью получения ими статуса государственных программ и программ под эгидой ЮНЕСКО. Это даёт возможность при решении экологических проблем на местах объединять средства государственных и международных финансовых источников, а также привлекать частные инвестиции.
Технология управления окружающей средой «НООСФЕРА НС9431» предусматривает основные этапы:
1. Создание Комплекса управления окружающей средой. Начальное финансирование.
2. Выбор локальной территории в заданных границах.
3. Построение исходной модели. Экологический аудит. Общественный контроль.
4. Построение конечной модели.
5. Программа перехода от исходной к конечной модели. Вычисление ресурсов перехода к конечной модели.
6. Принятие Программы устойчивого развития. Обеспечение ресурсов.
7. Реализация Программы устойчивого развития: разработка проектов и СМР.
8. Госприёмка. Эксплуатация. Сертификация.
9. Дальнейшее функционирование и развитие комплекса управления окружающей средой на данной территории.
В этой схеме, можно увидеть, что наши предложения сводятся к выполнению требований законодательства РФ, но только в полном объёме и с учётом здравого смысла.
За экологический ущерб, который мы (граждане России) наносим природным комплексам нашей Родины (под руководством и контролем специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды) рассчитываться придётся нашим детям и внукам: это миллиарды долларов, триллионы рублей. Каждый из нас ответит за лично нанесённый ущерб также в индивидуальном порядке в конце своей жизни перед Создателем Био-Сферы. А причинителей ущерба (которые исхитрились на этом ещё и денег заработать) ждёт раскалённая сковорода в аду.
Браконьеры и нарушители природоохранного законодательства в процессе взаимодействия с нашими структурами с удивлением постепенно начинают понимать, что принимая наши условия и механизмы, они:
- перемещаются в рамки закона,
- могут получить государственную поддержку и на льготных условиях природные ресурсы,
- и (в конечном счёте) - дополнительную прибыль.
Технология «Ноосфера НС9431» является анти-коррупционной: коммерсанты и чиновники получают прямую заинтересованность действовать в рамках закона.
Мы предлагаем:
• предприятиям-застройщикам в состав проектов на строительство включать Программу благоустройства территории и экологической реабилитации объектов Био-Сферы (далее Экологическую программу) в выбранных границах. Экологическая программа может объединять проекты нескольких предприятий на данной территории. При этом затраты предприятий не увеличиваются, а остаются в рамках разделов «Охрана окружающей среды». После прохождения государственной экспертизы и принятия Экологической программы, предприятия могут получать льготы в виде дополнительных природных ресурсов и других видов государственной поддержки (положенные им по Закону на реализацию данной Экологической программы). В результате, предприятия могут с одной стороны уменьшить свои экономические издержки, а с другой стороны обеспечить реабилитацию объектов Био-Сферы.
• Граждане и организации могут публиковать свои обращения по вопросам экологии (к государственным природоохранным органам) - в СМИ и получать ответы также в виде публикаций в СМИ, то есть: открытого диалога народа и власти. Ответ может быть запрошен в виде стоимости (в рублях) экологического ущерба.
• гражданам и организациям (с привлечением лабораторий и специалистов) выставлять (в судебном порядке) к возмещению нанесённый экологический ущерб. Это бодрит предприятия-загрязнители.
• В Самарской области (впервые в России) принята норма Закона Самарской области № 29 ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области», о долевом участии предприятий-природопользователей в разработке и реализации территориальных экологических программ в интересах проживающего населения. Автор нормы Закона: Емельянов В.К. Он предлагает также: организовать в муниципальных образованиях систему общественного экологического контроля для обеспечения реализации экологических интересов населения по месту его проживания и работы, осуществляющую свою деятельность во взаимодействии с муниципальным, государственным и производственным экологическим контролем.
Наши предложения отработаны и эффективно применяются в странах цивилизованного мира. Наши принципы - взаимовыгодное сотрудничество и сбалансированность интересов всех структур общества: люди получат шанс выжить, коммерсанты заработают денег, цивилизация будет развиваться, чиновники получат возможность обеспечивать государственное управление в сфере охраны природы и защищать свои права на труд и социальные блага: то есть навешают себе орденов.
Октябрь, 2009
Свидетельство о публикации №219123100656