Страх Божий. 1 глава. Промысел Творца

     Не секрет, что практически каждому из нас знакомо чувство страха, ледяным холодом сжимающего сердце, сковывающего все члены, парализующего волю, порождающего тревоги, депрессии и всяческие фобии, а в некоторых обстоятельствах, приводящего к проявлению трусости и даже предательству.

     Накрывая подобно снежной лавине, страх порой лишает рассудка, доводя до безумия паники, делает человека слабым и легко уязвимым перед мнимой или явной опасностью, гнетёт спудом морального падения, клеймит осуждением, позором и презрением.

     Меж тем, сам по себе, страх, это не некая стадия психического расстройства. С точки зрения физиологии, это просто естественный инстинкт самосохранения любого живого существа.
     Причем, независимо от того, будь то бессловесная тварь, либо человек.

     Как знать, может и есть в реальности те уникумы, коим страх не ведом, но в это как-то мало верится. А потому, участью всякого homo sapiens является постоянное противоборство различным страхам.
 
     Почему же тогда, при всеобщем отношении к страху, как постыдному безволию, - которое приходится если не подавлять, то уж точно всячески скрывать! – нам должно не избавляться, а наоборот, постоянно держать в своем сердце страх перед Богом?

     Ответы на этот и великое множество иных вопросов, неизменно возникающих у каждого кто обращается к неиссякаемому духовному источнику Священного Писания, следует искать в трудах мудрых исследователей - святых подвижников христианской церкви, всецело посвятивших себя служению Господу.

     Во множественном ряду земных существ, человек первое и единственное духовно-телесное существо.
     Потому, для него физический страх также, как и для остальных – собственное ощущение плоти, тогда как Божий страх познается духом.

     Сотворив человека, Господь наделил его пятью прекрасными чувствами – зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием (Лк.14:19), - вкупе, позволяющими более утонченно чем любое другое создание, наслаждаться чем-либо, будь то вещественное или нематериальное.

     Но через грех познания добра и зла прародителями человечества, их потомки унаследовали плотскую немощь перед гибельной бездной чувственных страстей, основным средством к воплощению которых являются власть и деньги.

     Манипулировать этой немощью, превосходно научились еще в Древнем Риме, на принципе «разделяй и властвуй», создав уникальное по тем временам иерархическое сообщество, в котором неприкосновенность богатств и нерушимость правления патрициев, обеспечивалась поощряемой хлебом и зрелищами скотской покорностью плебеев.

     Величие Рима сгинуло в веках, однако его дьявольская модель человеческих взаимоотношений показала поразительную живучесть, существенно преобразившись в современной эпохе потребления.

     Ныне, несмотря на бурное развитие технологий, невероятно расширивших линейку мучных и кондитерских изделий, а в необъятности зрелищного кругозора, в буквальном смысле достигших космических масштабов, редко кто не прочь по случаю облечься в тогу патриция, оставаясь довольствующимся статусом маргинала.

     Не потому ли, все ширится число алчущих в погоне за фантомами пристрастий брести по трясине порока, не заморачиваясь на закрывающую нравственность броню греха, и страшась не столько собственного безумного сладострастия, сколько сторонних препон?

     Несомненно, что развращение вседозволенностью обуздывается законами, устанавливающими подобающую степень кары за переход определенной черты.
Не зря ведь говорится: «Знал бы где упасть, соломки бы подостлал», и «От сумы да тюрьмы не зарекайся».

     Только вот самости человеческой природы, совсем не по нутру ограничения. Отсюда, помимо этической субъективности любых светских законов, составленных людьми власть имущими, возникает и этическая субъективность их восприятия остальными людьми, под этой властью живущими.

     Да и каким бы идеальным ни представлялся закон в понимании одних, он все равно никогда не может стать безусловным для других, причем не обязательно во стражу справедливости либо корысти ради.

     Вовсе не редкость и такое, когда причина кроется во злобе желания «пусть всем будет хуже!», или в непонятной упертости отрицания всего что ни попадя.

     Ещё наши пращуры, хорошо понимая это, сложили остроумные, вполне актуальные и сегодня поговорки: «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло» или «Закон как столб. Перепрыгнуть нельзя, но обойти можно».

     Кроме того, любой светский закон является лишь правовым стандартом, регламентирующим взаимоотношения в обществе.

     А посему, попытка связать такой стандарт с основополагающими моральными ценностями - верой, добром, любовью, милосердием, состраданием, добродетелью, - не привела бы ни к чему, кроме разве рекомендации составителям подобного акта отдохнуть в психиатрической клинике.

     Меж тем, благополучие всякого общества зависит не столько от законов, сколько от его морали, очерчивающей границы нравственности данного общества, и в силу того принимающего соответствующие законы. Наглядным примером чему является всемирная история:

     - Библейское человечество, существовавшее «без царя в голове», в животных страстях и зверских нравах дошедшее до полного растления и деградации, вследствие чего и сгинувшее в Потопе. Хотя, бесспорно, у них были пусть и чудовищные, но всё-таки законы…

     - Римская империя, - эталон культуры и государственного обустройства древнего мира, - погрязшая в низменных пороках, расколовшаяся изнутри и павшая под натиском дремучих готов.

     - Цивилизация племен майя, изумляющая нас интеллектуальными достижениями, почти 3000 лет приносившая неисчислимые человеческие жертвоприношения кровожадным идолам, и немного не дотянув до конкистадоров, исчезнувшая сама, вместе со своими «богами, не сотворившими небо и землю» (Иер.10:11).

     И еще немало прочих канувших в Лету народов, тщетно искавших покровительства у бездушных истуканов, и не заморачивавшихся установлением собственных моральных правил жизни.
     Которых у них не было, да и не могло быть в принципе.

     Поскольку мораль не в состоянии возникнуть сама по себе из ниоткуда. Её не высосать из пальца, и не открыть подобно закону физики.

     Привитая грехом Адама, порочность пустила глубокие метастазы эгоизма в человеческой натуре, сделавшего её лицемерной.

     Разве не равнодушие и жестокосердие приводят к тому, что человек становится способен одинаково легко сострадать и проявлять безжалостность, делать добро и творить зло, созидать и разрушать, любить и одновременно ненавидеть, казнить и миловать, верить и разочаровываться, защищать и предавать?

     Посему, без откровения свыше, было не по плечу ни одному человеку, - каким бы гением он ни был! - самостоятельно составить концепцию общественной морали.

     «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26).

     Семя сеют в подготовленную землю.
     Когда настало время, - пятидесятый день после Исхода евреев из Египта - собрав народ у подножия горы Синай, Вседержитель начертал на скрижалях пророка Моисея десять заповедей, легших в основу морали будущего христианского общества (Лев.27:34).

     Затем, в столетиях ошлифовав алмаз христианской морали откровениями ветхозаветных пророков, трепетной и неугасимой любовью к Богу и упованием на Него царя Давида, мудростью Соломона, Бог придал ему идеальную огранку заповедями и притчами Иисуса Христа и наставлениями святых Апостолов, и тем сотворил бесценный бриллиант спасительного учения Божиего, открывающего вечную жизнь исповедующим христианскую веру.

     Ныне, сей день, установлен в Израиле как праздник Шавуот, и периодически он совпадает с празднованием католиками Сошествия Святого Духа апостолам, основавшим христианскую церковь, а у православных христиан со светлым праздником Святой Троицы, в пятидесятый день после Воскресения Господня, Святым Духом открывшей свет Божий двенадцати ученикам Иисуса, для проповедования ими христианской веры всему миру.

     «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали.

     И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

     И сказал Моисей народу: не бойтесь, Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:18-20).

     «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс.32:18-19).

     Воочию представ простым и невежественным людям, еще вчера бывших рабами у египетских язычников, Создатель поведал им о грехах, мерзостных Ему, и о возмездии, неминуемом для преступивших закон (Лев.26:15-41).

     Закон Божий несопоставим с законами человеческими.
     Он нелицеприятен, недвусмысленен и неоспорим.
     От него не укрыться, и в нем не оправдаться, поскольку он не прощает.
    
     «Но кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал.3:12).

     Кроме заповедей и закона, Бог возвестил Своему избранному народу, какое прекрасное будущее ожидает его, если он не отступит от пути праведного:
     «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;

     И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно;

     Пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей;

     И будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча;

     Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;

     Призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами;

     И будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового;

     И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами;

     И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев.26:3-12).

     Если бы ветхозаветные иудеи неукоснительно соблюдали закон, то фактически, их жизнь уподобилась бы райской, в безопасности и мире с собою и Богом, без тревог и напастей, раздиравших соседние земли.

     Но вопреки здравомыслию, они, неоднократно бывшие свидетелями не только чудес, но и гнева Господня, не сумели не согрешать впредь.

     По причине чего, минуло долгих сорок лет, прежде чем Бог привел к Иордану далеко не всех из числа вышедших из египетского плена.
 
     Даже сам пророк Моисей, был лишен такой чести за грехи своего народа, и перед кончиной только воззрел за Иордан, на землю обетованную, которую предстояло заселить израильтянам (Втор.3:27).

     «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их;
     [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Числ.14:22-23, Числ.14:31; Числ.26:65).

     На протяжении всех полутора тысяч лет, предшествовавших Евангелию, Создатель, через пророков вновь и вновь увещевал неоднократно прельщавшийся народ, изобличал грехи его и милосердно призывал к покаянию, предрекая грядущие бедствия и попуская их обрушение на головы безумствующих в грехах.

     «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19-20), но «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули» (Ис.6:10).

     «Когда ты видишь смуты и войны или иные бедствия, не думай, чтобы всё сие было простым, обычным явлением сего временного мира, или произошло от какого-нибудь случая;
     но знай, что бедствия попускаются волею всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись.

     Вначале Господь вразумляет нас грешных малыми наказаниями;
     если же мы не исправляемся, тогда Он посылает на нас большие наказания, как некогда и на израильтян.

     Наказания малые, которые Господь попускает в начале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное.

     Если же такими наказаниями грешники не вразумляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие иноплеменников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли придти в чувство и обратиться от путей своих лукавых» (святитель Димитрий Ростовский).

     Иудеям, с Божией помощью создавшим свое государство, довелось пережить как его объединение под началом царя Давида, и духовный подъем, достигший расцвета при царе Соломоне, так и горестные времена ужасающих бедствий, приведших Израиль к положению обложенной данью римской провинции.

     Однако, если только помешанный способен творить во зло себе, то почему, получив от Всевышнего не только закон, но и обетование Царства Божиего, ветхозаветные израильтяне, «за исключением, - как пишет святитель Димитрий Ростовский, - праведных Авраама, Исаака и Иакова не согрешивших пред Богом (2Пар.35: молитва Манассии) и покаявшихся Давида, Езекии и Иосии (Сир.49:5-6)», не сумели избежать отступничества, сокрушившего их в адскую бездну нечестия?

     «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь» (Ис.55:8), поскольку должно быть «горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф.18:7).

     Не обращаясь к духу, закон укрощал плотское пристрастие к вещественным началам мира «ибо законом познается грех» (Рим.3:20), и потому «делами закона не могла оправдаться никакая плоть» (Гал.2:16).

     «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника (пророка Моисея)» (Гал.3:19).

     «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24).

     «Человек окружен непонятным: иное разъясняется ему в течение жизни, а иное оставляется до другой жизни, там узрится. И это даже для богопросвещенных умов.
     Сотворенному уму никогда не избыть непостижимых тайн.

     Непонятное вначале со временем становится понятным, словно луч света входит в сознание и проясняет то, что прежде было темным. Кто же это разъясняет?

     Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, Ангел Хранитель, только уж никак не сам человек. Он тут приемлющий, а не творящий.

     При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не только для отдельных лиц, но и для всего человечества» (святитель Феофан Затворник).

     Следовательно, «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Мф.10:26; Лк.12:2), с одним лишь условием: когда степень человеческого мышления достигает способности должного восприятия тех или иных событий и явлений.

     С самого начала мира, Создатель всё премудро устроял для спасения не только народа иудейского, но всего рода человеческого (Мф.25:34).

     Потому, до прихода Спасителя, принесшего Себя в жертву искупления грехов людских, были сокрыты тайны Креста и Воскресения, как и знание природы духа (Лк.9:55), поскольку не пробил час час откровений что «конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4), что царство Христово «не от мира сего» (Ин.18:36), и что «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14).

     «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4-5).

     И тогда, Своим земным служением, Иисус Христос, пригвоздил к кресту грехи человеческие и даровал людям избавление от рабства сатаны, открыв нам что «вера, действующая любовью» (Гал.5:6), освобождает всякого человека, делая его неподсудным закону: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16), ибо «если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал.5:18).


Рецензии