Груз наших ошибок

   
   - Знаешь, о чем я подумала, возвращаясь домой? -неожиданно начала возбужденно говорить Лена, всматриваясь в мои глаза, будто проверяя, слушаю ли я ее.-Любовь, как и пуля - дура! Дура!
  Она сказала это с таким убеждением и так  нервно, что я не стала спрашивать , понимая, что это только прелюдия к  ее разговору о чем -то, расстроившем ее и огорчившем.С Леной мы подруги со времен нашей не очень веселой детдомовской жизни.Мы обе закончили университет, подрабатывая корректорами в одном издательстве.Обе учились на факультете иностранных языков.Она закончила с красным дипломом и по конкурсу попала в очень известную фирму.Вчера поздно вечером она  вернулась из командировки в Германию, куда ее пригласил их босс, пожилой человек, вдовец,  который опекал ее и заботился о ней по -отцовски, зная историю нашей жизни.Я продолжала молчать, боясь помешать рассуждениям Лены.А Лена, нервно схватила сигарету, щелкнула зажигалкой, закурила и молча смотрела в окно.
  Молчание затянулось и я  все -таки не вытерпила:
  - Не томи, рассказывай,что случилось?
  - А случилось, Маня,...
 И она снова замолчала. Подошла к полке, взяла привезенные ею из Германии бутылку с коньяком, банку с кофе и две стопки.Поставила на стол и ,наполнив  стопки,  выпила коньяк , а другую стопку придвинула ко мне, и снова закурила.
  - Ты знаешь, я ездила с шефом , Виктором Павловичем, в Германию. У него там были переговоры с издательством об издании его альбома с картинами Дюрера.Он его страстный поклонник.Почему он так спешил издать свой альбом? Я узнала об этом позже. А тогда я смотрела на него с удивлением: всегда спокойный, сдержанный, сейчас у него было озабоченно-грустное лицо, как у больного человека.Что-то явно угнетало его, какая -то весть для него была не только неожиданной, но и тяжелой.Мне было  больно видеть его таким тихим, углубленным в грустные размышления. Мы зашли в кабинет, немец учтиво встал из-за стола а шеф
 представил меня , придвинул кресло ко мне  и сказал, обращаясь к немцу:" Эта милая девушка, Леночка, будет в дальнейшем  моим представителем. Договор меня устраивает,но  прошу ускорить издание альбома.Детали обсудим сейчас."
  Немец слушал шефа и посматривал в мою сторону, будто спрашивая меня о чем -то.Но я сама ничего не понимала, только грустно было видеть шефа таким нервным.
 Немец кивнул  и Виктор Павлович повернулся ко  мне:
  - Леночка, Вы свободны до вечера. Я Вам позвоню. У меня еще одна важная встреча.Нужно решить необходимые вопросы  с одним  человеком, моим коллегой и мне будет нужна Ваша помощь. Завтра вечером мы вылетаем домой.
  Было ощущение , что он хотел избавиться от моего присутствия у издателя. Желание купить что-то исчезло и я вернулась в  свой номер, даже не выпив своего любимого темного пива в парке, который был совсем рядом с гостиницей. Посмотрев комедию,  совсем не смешную, я уснула и проснулась от громко звонившего телефона.
  - Леночка, я жду Вас у себя в номере  через час.
  Я приняла душ,высушила феном волосы, немного поправила макияж и , одев строгий брючный костюм,   постучалась в дверь.Кроме шефа там был еще один пожилой мужчина. И шеф представил меня незнакомцу:
   - Эта очаровательная девушка, Нил, моя помощница. Она будем  свидетельницей.Леночка- единственный человек, которому я могу, доверить свою тайну , излишне предупреждать, что и о  происходящем  здесь никто не должен знать. Нил - мой давнишний друг и партнер.Он помог мне составить завещание , о котором , кроме нас, никто не должен  узнать. Не удивляйтесь и не пугайтесь.Вот прочтите и распишитесь,- и он протянул мне бумагу и ручку.
  -Прочтите, девушка,- каким -то глухим голосом сказал адвокат.
  Я , уже почти в каком -то полуобрачном состоянии, взяла лист и , не вникая в содержание завещания, прочитала только заключительную часть и с ужасом увидела свою фамилию и сумму - 5о тысяч евро. Я машинально поставили роспись. Ощущение было такое, будто присутствовала  при каком -то тайном заговоре. Сердце стремительно и громко стучало .А потом будто упало куда- то Я отодвинула лист от себя и взглянула на них.
   Нил, высокий и седой мучжчина , в больших и модных очках,внимательно посмотрел на меня.
   - Вы все поняли, Лена?
  Я , конечно, в шоковом состоянии, молча кивнула , встала и спросила:
  -Я могу идти?
 Но Нил , взяв меня за руку, подвел к креслу и легонько надавил на плечи.
  - Садитесь и слушайте :
  - Я - старинный друг ВиктОра. И мы в определенной мере - родственники: Я - крестный отец его внука. Мы уже не молоды и ВиктОр серьезно болен.У него есть внук. Вадим, у которого нет отца, а его мать, прости, ВиктОр, твоя дочь, взбалмошная и безответственная женщина,воспитанием сына никогда не занималась, ей бы только по компаниям  сидеть, выпивая и покуривая. Ей уже сколько, 45? А она, как стрекоза, что лето красное пропела, все не остепенится. Вот ВиктОру и пришлось внуком заниматься: и  в садик водил, и в школу, и репетироров взял,  чтобы внук в университет поступил.И всю недвижимость на дочь  записал. Вадим - славный парень, добрый  и красивый.Добрый до трогательности и...
  - В отца пошел, - грустро добавил шеф.
- Да, хороший юноша.ВиктОр внуку свое дело поручает.
  Нил замолчал, а шеф сказал
  - Но все это останется тайной, пока я жив.Вам же за доброе сердце и  честность я обязуюсь выплачивать указанную сумму,как благодарность за отличную работу.Спасибо, Нил, дай Бог встретиться еще.
  Адвокат ушел, а шеф , немного помолчав, начал свой рассказ:
  - Мы с женой имели только одну дочь.Почему одну? Время тогда было трудное, безработица, да и зарплату , нищенскую,выплачивали с задержкой.Я писал  кандидатскую и подрабатывал, где мог: и в издательстве, и репетиторсвом занимался, и чужие диссертации печиаал, и в типографии, а Мусенька корректором в какой-то рекламной фирме работала.Верите, иногда холодильник пустой был.
  Он остановился, встал и подошел к окну.
- Да, осень везде прекрасна.И у нас, и в Германии: та же задумчивость в природе,такие же элегические настроения, и листья трепещут так же грустно.
  Он замолчал , а мне стало так неуютно, я впервые шефа видела  в таком состоянии и его откровенность была неожиданной. Он всегда был замкнутым, но вежливым и доброжелательным  и немногословным человеком.
  Затем он сел напротив меня и, тяжело вздохнув, продолжил назговор:
 - Знаете, Леночка, как тяжело осознавать, что близкие и любимые люди уходят из твоей жизни, и ты вдруг понимашь, как  мало внимания и любви им уделял.А злые болезни уносят их безповоротно, иногда слишком стремительно,- и он снова замолчал.
   -Да. я осознаю , что мы были неважнецкими родителями и дочь упустили. Она росла слабенькой, часто болела, и то в садик ,то в школе по неделям не ходила.
Учится не любила, мы старались делать то, что считали  нужным : и книги покупали, и по кружкам и спортивным секциям водили.И школы меняли,  так как не складывались у нее отношения с одноклассниками. И  репетиторов нанимали, но интереса у нее к учебе так и не появлялось. А тут на беду влюбилась она в дворового парня.Мы на работе, они у нас дома - оба уроки прогуливали.Школу бросила и в 16 лет забеременела.Пришлось аборт сделать. Устроили ее в училище, но оттуда она со второго куса ушла и начались компании сначала с пивом, а потом с водкой И в 19 замуж вышла .И появился у нас внучок, шкода ужасный, глаза так и бегают: чтобы такое сотворить. А отец его, пареь работящий, но выпить любил и попал в дурную компанию и однажды , выпив хорошенько, с дуру драться полезли и оказалось, что у кого-то из его друзей пистолет какой-то оказался, и попал он на 8 лет в тюрьму.Пробыл там недолго: заразился туберкулезом и умер. Так внучок и остался без отца в один годик  . А дочь любила своего мужа так сильно, что больше замуж  не вышла.
 Мусенька моя этого горя не вынесла и вскоре умерла.Так и рос мой внучек : без отца и практически без матери: она вообще им не занималась, все по подружкам бегала. Я посвятил оставшуюся жизнь внуку,- он вдруг закашлялся , закурил и подошел к окну.
  -Уже поздно,Леночка.Я итак Вас утомил . Спокой ночи!
 
 -Я ушла и вот рассказываю тебе эту печальную историю, о которой никто больше не узнает.Я думаю о его дочери  и задаю себе вопрос: любовь - дар или наказание? И прав мой шеф : тяжел груз наших ошибок!
  Лена налила коньяк и на этот раз я присоединилась к выпивке. Было горько и грустно.
 Вскоре умер шеф Лены , она очень тяжело это переживала. На похоронах мы познакомились с внуком , Валерой,шефа и , действительно, он оказался очень славным парнем. Мы подружились и стали друзьями. Лена , получив подаренные ей деньги, смогла купить маленькую квартиру , а  Валерка ей немного добавил и подарил ей рояль, о котором всегда мечтала Лена.
  Как неожиданно беда сближает чужих людей и дарит им дружбу.
  Вскоре я вышла замуж и уехала с мужем в другой город. Но мы часто перезванивались с Леной и Валерой. Мы остались на долгие годы друзьями.
  Я часто вспоминала Лену и ее шефа , и всегда помнила его мудрые слова о грузе наших  ошибок , который мы несем пожизненно, потому что я не знаю людей, которые бы не совершали  ошибок , но за которые страдаем  мы сами и , к сожалению, падает их груз на наших детей.
 
 




 
 



 

 -

   
 


-
  -


Рецензии
Выходит, что рассказ закончен
но осталось ощущение недосказанности
будто хотелось сказать, да не сказалось
А Вас - с Рождеством!

Александр Скрыпник   07.01.2020 09:10     Заявить о нарушении

Спасибо. Да,Вы правы: я сократила рассказ, посколку исчезло настроение грустить, т.к. груз наших ошибок , точнее -потерь, бывает иногда слишком тяжел.
Пусть Ваш груз ошибок будет легким и малым. С Рождеством Христовым!

Людмила Каминская 3   11.01.2020 15:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.