Зеленоградский рэгтайм

/Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем./

...Тот день отчетливо вспомнился мне со всей выпуклостью и прозрачной стереоскопичностью, когда, сидя в рейсовом автобусе - Зеленоградск-Калининград, я дожидался скорого отправления экспресса, разглядывая через окно скучную картинку поздней прибалтийской осени.
Наступила та унылая пора, когда листья уже  облетели, и любоваться стало особенно нечем, кроме как голым срамом почерневших, ставших корявыми деревьев, орошаемых моросящим дождем.

И тут, в окне нарисовалась физиономия местного бандита, с которым довелось познакомиться, как раз тем памятным днем… Наверное, именно поэтому, давние события, и всплыли в моем сознании?
Знакомая джазовая импровизация, неожиданно вынырнув из прошлого, тихо зазвучала в моем сознании, перетекая из мажора в тревожный минор... Где партия барабанов, перекрывает соло трубы, а монотонное БУМ-БУМ-БУМ - контрабаса - затягивает в тоску ожидания,непредсказуемого и опасного финала! В общем, сплошной РЕГТАЙМ, чего уж там…

Хотя начинался тот памятный день просто великолепно. Было лето, и было солнце, а ветерок с моря свеж и легок,  словно дыхание юной девы, что шепчет вам в ухо слова любви.
Я сидел за столиком возле кафе «Остмарк», в художественном оформлении которого участвовал,  прошлой весной, и мог рассчитывать на кредит по старой  памяти, которой,  старался особенно не злоупотреблять
Когда собиралась критическая масса долга, я рисовал хозяевам заведения очередную картинку, или рассчитывался деньгами, если они водились в кармане. Такой сложился симбиоз между миром чистогана и свободным творчеством.
Но, как-то  повелось испокон века, что деньги у художника водятся редко. Это уж если слишком повезет, и ты умудришься прославиться еще при жизни. Мне пока не очень везло. Хотя сам-то себя считаю неимоверно талантливым /но в этом я, как раз, не оригинален/

В тот день я чувствовал себя спокойно: не так давно закрыл свой очередной гештальт, завершив пару проектов и обрубив некоторые привязанности, мешающие жить и тянущие из меня энергию, которая была нужна совсем для других задач и целей. В общем, сидя у самого моря, чувствовал себя легко и свободно!
От этого пиво в кружке, казалось особенно свежим, а закуска приятной на вкус. Все было хорошо. И даже - замечательно!
Поэтому, когда музыкант Сережа, заиграл на трубе, нежно прижимаясь к ней губами, а ребята из бэнда, взяли первые аккорды блюза; «Твои глаза смеются»… на душе стало совсем прекрасно.
А затем последовал рэгтайм: « Девочка в Нью-Йорке» и «Моя маленькая Бэйба» Скотта Джоплина

Когда за столик ко мне присел Антон – молодой бездельник, лишь недавно, после смерти матери, вставший на путь беспробудного пьянства, звучала композиция « Летний сон» Музыка будто специально была написана для этого дня, случившегося на берегу Балтийского моря. Тихое мелодичное вступление, опирающееся на ритм бита, затем бравурное жизнеутверждающее продолжение, переходящее в хаотичные синкопы финальной части: словно стая ревущих и стонущих одновременно обезьян, вырвалась из общей клетки на волю. Они бегут и, кажется, все растопчут на своем пути. Но неожиданно все затихает, словно поезд метро, приближаясь к конечной станции, замедляет свой ход. Вздрогнув, останавливается для короткого отдыха. -Тук-тук-тук – стучат палочки по остывающей шкуре барабана.
- Все пройдет, чувак... - как будто хрипло шепчет тебе, умирающий контрабас. - Все пройдет, чтобы начаться снова... Замечательная композиция.

Я угостил Антона пивом. Он все еще не привык столоваться за чужой счет и потому, всякий раз, обещал, смущенно опуская глаза: рассчитаюсь, когда разбогатею. Я, конечно, не верил. А зря, как выяснилось впоследствии.
Пройдет время и этот, медленно/но верно/катящийся под откос симпатяга, напоминающий мне молодого актера, Олега Даля, выиграв однажды в лотерею какую-то огромную сумму денег, сумел взяться за ум и, «зашив» всех своих друзей- алкоголиков, учредил строительную фирму. Теперь Генеральный директор: Антон Андреевич и все такое…
А тогда был просто Антоха…

- Антоха пойдем отсюда поскорее, а не то я разревусь!
- С фига ли? – поинтересовался Антон, удивленно заглядывая в дно слишком быстро опустевшей кружки.
- Да Ритку вспомнил не вовремя. У нас с ней под эту музыку все начиналось. Во «Временах года» - помнишь такой баревич?
- А, это тот, что на территории бывшего санатория, возле моря?
- Ну да, именно там. Я угощал ее ликером «Амаретто». А потом, когда стемнело, мы спустились к морю. И я ее там оттрахал. Именно так. Мы были просто животные. Так накатило!
С ней было, как не с кем больше.. Вот сколько женщин… И со всеми по-разному. С Риткой я превращался в сексуальную машину просто. Не мог остановиться. Каждый день…
- Ну и что не задалось у вас?
- Слишком большая созависимость, наверное, случилась? И потом.. Нужно было жениться, заводить детей… А я еще был не готов. Но дело даже не в этом. В общем, отрезал как по-живому. Это было больно. Но когда все заросло, понял, что поступил правильно. Она ведь безбашенная – Ритка! Ты ее знаешь.
- Да уж…
- Ну, вот… Я бы с ней пропал совсем.

-Ладно… - я рассчитался по счету, принесенному официантом. – Пошли к морю.
Мы сидели неподалеку от воды, прямо на песке. Несмотря на отличный денек народу на пляже было немного. Я даже не пойму почему? Возможно, это был понедельник, или мы зашли далеко - туда, где начиналась граница «дикого пляжа», и можно было натолкнуться на стайку нудистов?
Не все отваживались  заглянуть в эти места. Что по мне – так ничего страшного? Обычные голые мужики и бабы, лежат себе смирными тушками, греясь на солнце. Что тут особенного?
В общем, не известно почему, но тот пляж вспоминается мне, по прошествии времени, как совершенно пустой и безлюдный. Возможно, так оно и было?
По этой причине необыкновенно чистый - ни одной соринки! Редкое явление.
Мимо нас прошла стройная брюнетка, осмотревшись по сторонам, решила, видно, что мы не сильно опасны,и устроилась неподалеку. Мы, в свою очередь, оглянулись: девушка была совершенно одна и хороша собой. Смелая барышня - забрела на пустынную часть пляжа!
Раздевшись до купальника, аккуратно сложила вещи на предварительно раскинутое покрывало, открыла журнал и принялась сосредоточенно загорать, не обращая на нас ни малейшего  внимания.
Мы же продолжали валяться на теплом песке в небрежных позах, даже не сняв одежду - успеем еще позагорать, все лето у нас  впереди! Пили  бутылочное пиво и молчали,цепляясь за обрывки мыслей медленно плывущих в размягченных  солнцем мозгах.
- Антон, а ведь ты ей понравился! – заявил я, решив немного подразнить, заскучавшего друга.
- Он открыл ближайший от меня глаз, произнеся свою любимую фразу - С фига ли?
В зависимости от интонации и даже времени суток, эта идиома, могла описать множество состояний души и даже смыслов. В прозвучавшем контексте,  скорее всего, означала: Не доставай меня своими глупостями, чувак! Или знаменитое: Не верю! – которое, так любил повторять один известный режиссер.
- Но я решил не сдаваться. – Конечно, понравился! Ты просто редко смотришь на свою рожу в зеркале - вылитый Олег Даль. Даже лучше... Ты не видел ее взгляд со своего ракурса. А я увидел - она буквально пожирала взглядом твое крепкое молодое тело!
- Отстань! – Антон перевернулся на другой бок, кося под спящего пилигрима, для убедительности еще и притворно хрюкнул, изображая старческое апноэ, переходящее в натуральный храп.
Но меня уже было не остановить.
- Если ты не научишься верить в себя, и не станешь регулярно знакомиться с девушками, то так и не получишь славное потомство. Откуда ему взяться? Останется только сажать деревья и строить дома для чужих людей.
В свободное от пьянства время/ которого было совсем немного/ Антон подрабатывал каменщиком на стройке. А ведь раньше был прорабом, имея незаконченное инженерное образование.
- Да нахрен я им сдался - этим девушкам? Со своим бэкграундом… Иди знакомься сам. Ты ведь маэстро. Слабо показать мастер класс? Слабо, а?
Это был вызов.
Ну что же… Я поднялся, стряхивая песок со штанов  и поправляя мятую одежду, придумывал фразы уже на ходу. Ничего приличного в голову не лезло…
И, вдруг, я вспомнил одну телевизионную передачу, где участникам предлагалось завязать знакомство с совершенно незнакомой девушкой. Причем за пару минут. Оказывается самый беспроигрышный вариант: попросить даму о помощи.Обязательно помогут, а затем и до дружбы - рукой подать, если правильно использовать свой шанс. Вот так! Как ни крути, а девушки гораздо милосерднее нас мужиков! Хотя мы, разумеется, ни за, что в этом не признаемся!
И вот, уже когда совсем приблизился к загорающей в элегантной позе, и оттого кажущейся совсем недоступной красавице, меня, вдруг, осенило!

Ее звали Алена, она работала официанткой в одном из ресторанов Калининграда. Собиралась в свободный день позагорать с подругой, но та передумала в последний момент. И вот пришлось ехать одной.

Повалявшись немного на пляже, и пару раз искупавшись, решили все вместе пообедать в кафе.

Алена, несмотря на свою красоту и стать – чувствовалась порода – оказалась девушкой довольно компанейской и мы быстро перешли на ты.
- А ты это здорово придумал! – обратилась она ко мне, отхлебнув холодного пива, которое первым делом принес официант.
- Что именно?
- Ну подкатил ко мне со знакомством классно. Я вообще-то так с ходу не знакомлюсь обычно... А тут вроде, как нужно помочь товарищу. Это выглядит благородно! А ты, дурачок, не бойся женщин, бери пример с друга! - Алене видимо нравилась роль матери Терезы, спасающей заблудшего агнца, Антона, от перманентного одиночества. – Думаешь, мы сами не хотим? Хотим и еще, как! – Алена, повернулась ко мне, лукаво подмигнув. /что она имела в виду можно было толковать по-разному/
Возможно, чувство милосердия, все таки, было её основным мотивом?
Дело в том, что первая фраза, с которой я обратился к ней, была, по сути, мольбой о помощи.

- Милая барышня – сказал я, склоняясь в элегантном полупоклоне/в моих тертых джинсах и мятой футболке – тот еще джентльмен!/, помогите моему другу… Он в совершенно отчаянном положении!
В общем, после пары её недоуменных реплик, я объяснил коротко, как страдает мой друг, не умея познакомиться с приличной девушкой. От этого одинок и запущен… А ведь хорош собой и неглуп! – я повел рукой в сторону Антона, одиноко сидящего на своей песчаной кочке, невдалеке от нас.
- Не поможете разъяснить балбесу, что барышни и сами не прочь знакомиться с приличными парнями. При условии, что они не хамы, не писают мимо стульчака, не сморкаются в кулак, и умеют пользоваться столовыми приборами?
Выяснилось, что у Алены буквально накануне, случился День рождения и по этому поводу, она решила заказать бутылку Мартини. Я, в свою очередь, велел официанту принести коньяк, потом что-то еще и еще.
Нам стало весело и легко друг с другом. Алена рассказала свою историю, как совсем юной девой вышла замуж за солидного и обеспеченного человека. Он оказался бандитом.
- Но по моей просьбе, закруглил свои опасные дела и занялся бизнесом. – рассказывала она - Купил мне небольшой ресторанчик, шикарную машину, квартиру… Я стала такая крутая бизнес – леди.
Он не чаял во мне души. Собирались завести ребенка. Но… Не успели. -
Алена умолкла, закурила в паузе сигарету, держа ее дрожащими пальцами.
- А потом его убили – внезапно охрипшим голосом сообщила она.
- Давайте помянем, моего Степана! Мы выпили не чокаясь.
- Ну и, разумеется, бизнес его сразу почикали бывшие дружки, которые его вероятно и заказали, когда он отпустил вожжи… Как там у них говорится: вход рубль, а выход – 10...
- Ладно - не хочу! Все в прошлом! Идем танцевать! Скептически взглянув на изрядно захмелевшего Антона, протянула руку ко мне – Дама приглашает!
Проводив «уставшего» друга до его дома, который находился неподалеку, мы с Аленой отправились дальше – в поисках приключений.
- Отряд не заметил потери бойца! - воскликнула Алена весело и задорно глядя в мою сторону.
- Что мне оставалось делать?
Алене хотелось танцевать, а лучшего места, чем ДБ было не найти. ДБ – это Дом Быта, который в советское время давал работу дружному коллективу бытовиков-умельцев. Теперь это был модный в городе кабак, куда вечерами стекалось все активное население небольшого курортного города. Говорили, что ДБ находится под лабусами – литовскими бандитами, - которые его не то крышуют, или даже владеют им?
Я вкратце объяснил Алене эту диспозицию.
- Мне фиолетово… – сказала она – Там оттянуться-то по-взрослому можно?
- Бар, танцы до утра. Но официантов нет – самообслуживание.
- Да какая разница?
Наверное, мы с Аленой были в тот вечер самой яркой парой. Плясали, как черти. У нее было упругое, подвижное, но послушное, при этом, тело, чуткое к сигналам партнера. Поэтому с ней получалось проделывать все те фишки, которым научился в своей прежней жизни.

Я хорошо зарабатывал, еще учась в институте, ну а по окончании так и вовсе греб лопатой. Пользуясь советским дефицитом, научился изготавливать футболки «под фирму». Товар улетал, как горячие пирожки. После окончания летнего сезона, подбив баланс, отправлялся с женой, /а иногда и без нее/ в вояж по «историческим местам». Москва – Питер – побережье Черного моря, Прибалтика… Да весело мы жили тогда.

Как говорил Дон Хуан в повести Кастанеды: никогда не забывай смотреть за свое левое плечо… Именно там обычно таится наша смерть!
Не знаю, из-за какого плеча выскочила моя…
Очнулся уже на улице, когда меня буквально добивали ногами какие-то упыри, я даже не видел их лиц, одни ноги в тяжелых ботинках.
Наверное, там бы я и встретился со своей смертью,/которая незаметно пряталась за  левым плечом/ Но, видимо, не пришло еще время?
А может быть, это ангел хранитель надоумил? Резко перевернувшись на спину, я  весело посмотрел своим убийцам прямо в их лица. А они - убийцы - этого не любят, кстати. Тем более не очень опытные.

- Человека убить очень легко! – объяснял мне впоследствии один профессиональный рейнджер из тех, что воюют везде - только свистни и хорошенько заплати,- с которым познакомились в привокзальном ресторанчике.
– Вот так и так! Он пару раз коснулся своими скрюченными и твердыми, как стальная арматура пальцами, моей шеи. И все - ты труп! Даже боли не успеешь почувствовать! Зачем зря мучить? Если за это, конечно, не платят отдельно? - Ха-ха-ха – рассмеялся он, словно пролаял.
- Н-да гуманист, хренов - подумал я тогда, отвернувшись, чтобы не выдать себя красноречивым взглядом.

Эти, конечно, были щенки в сравнении с тем профессиональным убийцей.
Но количество ведь легко переходит в качество? Когда тебя молотят шестеро отморозков разом, то летальный исход рано или поздно неизбежен?
Седьмым был как раз тот рослый лабус, руководящий процессом - детина, которого я сегодня увидел, сидя в автобусе. Его звали Андриас,  это я выяснил уже позже.
Я лежал на спине, скрестив руки и кривился улыбкой киношного Джокера..
- Вы уж как-то убивайте быстрее, пацаны – чего резину тянуть? – я, сплюнул кровавое месиво изо рта и вернул улыбку на лицо.Заставил себя улыбнуться.
Ладно, хватит! - коротко скомандовал Андриас.
Толпа разомкнулась.
- Кто, такие - описать сможешь? - спросили менты, когда я с трудом дополз до дежурной части.
- Нет не смогу.
- Заявление будешь писать?
- Не буду.
- А чё приперся тогда? Ладно… В скорую тебя отвезти?

Проснувшись утром, у себя дома, я первым делом отправился к зеркалу.
- Н-да - чисто Шариков, после посещения операционной профессора Преображенского! Голова перевязана/в скорой наложили 12 швов/, глаза заплыли пухлыми синяками, во рту творится черте что. А главное внутри, словно в бурдюке с вином, что-то хрюкает и скрипит. Сердце как будто болтается на кожаном шнурке в виде дешевого сувенира.
Да, хорошо меня отделали, но… Голова при этом ясная и после накачки всего организма лошадиной дозой адреналина, даже ощущение какого-то тихого счастья - живой!
Ноги-руки целы, так что прорвемся!
Разумеется, оставлять это дело нельзя. К черту ментов – они там все заодно! Сам их поубиваю!
Я достал с антресолей травмат – точь в точь пистолет Макарова, переделанный под боевой… Притащил, как-то местный бомж и буквально уговорил купить за 50 баксов.
Купил, даже не думая, зачем? Дешево же? Может быть, собирался перепродать или просто из любопытства - все-таки оружие, какое-никакое?
И вот пригодилось!
Мы столкнулись лицом к лицу, когда я, следуя за ним, свернул за угол.
Этот здоровый лось выглядел, на удивление,- словно обосравшийся щенок. Побледнел, руки дрожат. Еще чуть-чуть и грохнется в обморок.
Я держал пистолет в кармане кожаной куртки,так, что угадывался ствол, и ему было ясно, что в двух шагах притаился его персональный кирдык!/с такого расстояния трудно промахнуться/ По всему было видно, что он не готов был сегодня встретиться с костлявой подругой.

- Ну, а че, только жизнь наладилась… Ему доверили бригаду, пошли лаве… И тут…
- Убивать будешь? – голос его хрипел, как будто – удавка уже затянулась на горле.
- Слушай, ну мы того - перестарались тогда. Прикинь, тут смотрящий к нам нагрянул… Леха Белорус – не знаком? А ты тут пляшешь со своей... Ну, короче, ему твоя телка приглянулась. Но ничего не было, ты не думай! Она сбежала, короче..Он замолчал, двигая острым кадыком, как будто хотел сказать что-то еще, но не мог.
Я стоял, раздумывая – стоит доставать ствол или пальнуть, не вынимая из кармана. Как в кино. Решил попробовать по-киношному.
И тут заметил, как обильная струйка жидкости, вытекает из под его левой штанины. Наполнила ботинок, а оттуда просочилась на мостовую, образовав целую лужу. Глаза покраснели. Ему было очень жалко себя - этому детине!
Стало смешно.
- И это фуфло, убивать? Да он итак уже, живой труп.
Ладно, живи пока! – я развернулся и направился восвояси, снимая палец с предохранителя. - Нарожали уродов!
Больше мы не пересекались. То есть, я видел его издалека, разумеется, но как-то перестал идентифицировать. Он,видимо, тоже не жаждал встреч со мной.

И вот стоит, совсем рядом, уже погрузневший, с серебром в короткой стрижке, но все еще здоровый лось с точеными арийскими чертами лица. Если переодеть в нацистскую форму – вылитый эсэсовец! Ну да, недаром в советских фильмах немцев сплошь играли одни прибалты. Былая ненависть снова подступила к горлу.
И тут из подъехавшей маршрутки, к лабусу выпорхнула очаровательная малышка. Они обнялись, и он что-то стал шептать ей в ухо, застенчиво улыбаясь. Судя по чертам лица, дочь - лет 15-16… Наверное, столько же времени прошло с тех времен, когда звучал регтайм.В тот летний день. Плюс-минус…

Девчонка была хороша: рослая с веселым живым лицом, зеркально отражавшим неподдельную отцовскую любовь. Этот Андриас, видимо, оказался хорошим папашей. Это заметно. Любит свою дочь настоящей отеческой любовью - почему нет? А она вертит им как хочет… Чертовка! Маленькая, озорная бестия, похожая на едва распустившийся цветок... А скорее - бутон, только обещающий будущее цветение.
- Все перемелется - мука будет - говорила моя бабушка Надя. Мудрая провидица и вообще  хороший человек, во всех смыслах. Может быть, и в самом деле ВСЕ ЕЩЕ ПЕРЕМЕЛЕТСЯ?

- Вам куда? - спросила кондукторша.
– Один билет до БУДУЩЕГО!
- Чего? - не поняла моего юмора пожилая женщина с уставшим лицом.
- До «маршала Борзова», пожалуйста.
Я снова оглянулся.

От остановки в сторону городского рынка удалялась пара: рослый мужчина с фигурой отставного атлета и юная особа, похожая на девочку, сбежавшую со своего боевого поста - гимнастической позиции на неустойчивом, хотя и массивном, шаре.
Ну, на том самом шаре, с картины Пикассо, где грузный цирковой атлет наблюдает за юной артисткой, балансирующей на предмете, похожем на здоровенное пушечное ядро. Как и любая картина гения,  содержит в себе целую кучу потаенных смыслов.
Дочь бандита, который чуть не убил меня и которого я, в свою очередь, хотел пристрелить... Она была очень похожа на своего отца. Ну и на ту  - "девочку на шаре" тоже.

Автобус тронулся, вращая колесами.... За окном, ускоряясь, поплыли силуэты города, медленно погружавшегося в вечернюю промозглую хмарь.

"Вчера я был молодым, вчера я был беспечным. Плевал свысока на приличье и такт. И в порядочных компаниях и при жлобах, вёл себя я хуже, чем панк. Видел то, что было и то, чего нет. Не раз примерял к виску пистолет. Умирал за любовь и клялся войной, Гулял по волнам и летал над землей.
Армен Григорян.

Тоже, в своем роде - регтайм, однажды проросший на российской почве...


Рецензии