Разные разности Часть I Глава X

Отправной точкой нашего бытия является инстинкт жизни. Жить и выжить несмотря на негативные проявления окружающего мира – наша основная цель и задача. А для того, чтобы было больше шансов необходимо быть: сильным, храбрым, умным, ловким, выносливым и т.д.

В стародавние времена выживали те, у кого эти качества присутствовали в наиболее полной мере. Имея больше шансов для выживания они в первую очередь и оставляли потомство, причём потомство здоровое и унаследовавшее все качества, необходимые для выживания. Не потому ли девушкам больше нравятся высокие парни атлетического телосложения, чем коротышки и толстяки?

Несмотря на то, что мир по сравнению с тем, что творилось во времена мамонтов разительно изменился, Природа подсказывает наилучший вариант. Дело тут не в красоте как таковой,  дело в шансах на выживание. Например, самка воробья предпочитает спариваться с самцом более старшим по возрасту, чем другие самцы.

Получается, все мы победители и потомки победителей. Первой нашей победой, перед тем как прийти в этот мир была победа на ста пятидесятью миллионами своих собратьев – сперматозоидов, которым тоже очень хотелось оплодотворить яйцеклетку и все соревновались, каждый был сам за себя.

Живя в современном комфортном и безопасном со стороны лесных хищников мире человек тем не менее выживает и стремится к выживанию. потому И как следствие, развивая цивилизацию и усложняя межличностные отношения, породил множество «хищников» среди рода человеческого, и сам зачастую им является.

***

Человек совершая те или иные, направленные на выживание, действия самореализуется, т.е., персонализирует себя, выделяя из толпы. Чем–то похоже на самца гориллы, который лупит себя в грудь кулачищами.

Умные люди, сиречь психологи, давно подметили, если хочешь расположить к себе человека и тем самым извлечь из его действий какую–то пользу для себя, в общении называй его по имени и подчеркивай его значимость, всё очень просто.

А насколько человек хочет самореализоваться? Разумеется по максимуму, вот только этот максимум определяется в каждом конкретном случае исходя из возможностей на тот момент.

Раненный Маресьев две недели полз по лесу, потому что при падении отбил себе ноги, т.е возможности его были ограничены. Будучи здоровым, он прошел бы это же расстояние за несколько часов.

А как быть с границами возможностей вообще? Человек здоров и полон сил и желает самореализовываться по максимуму, как ему определить это самое «сколько»? Поговорка «жадность фраера сгубила» вряд ли здесь подойдет так же, как и не вспоминающийся её антипод.

Скорее всего эти границы определяются и устанавливаются довольно–таки просто. Вполне достаточно, чтобы окружающие знали, что то–то и то–то именно этот человек сделал или раньше других, когда остальным это и в голову не могло прийти, или же сделал лучше. Он, а никто другой, вот вам и вся самореализация.

***

Не знаю как сейчас, но несколько веков назад человечество мечтало создать общество всеобщего равенства и благоденствия. Ничего не получилось и не получится. Если желания у всех более–менее одинаковые, вся разница только в их трактовке, то возможности для их реализации, очень и очень разные. Более верным и жизнеспособным будет общество равных возможностей. Общество равных способностей невозможно.

           «Что тебе мешает изобрести непромокаемый порох?» – приблизительно так говорил Козьма Прутков. Какие препятствия непреодолимее – в виде возможностей или в виде способностей? Подозреваю, что в виде способностей.

Представьте себе армию состоящую из одних генералов или же из одних рядовых. Долго ли просуществуют такие армии, что первая, что вторая? Так и в обществе нашем. Мало кто идёт в сторожа или в дворники по призванию, причины этому самые разные. Начиная от элементарной неспособности закончить среднюю школу и продолжить образование. Впрочем, это всего лишь одна сторона медали, зато весьма показательная.

Наверное для женщин изначально штурман дальнего плавания предпочтительнее токаря. Но можно быть великолепным токарем и дрянным штурманом, которого держат на пароходе только потому, что замены нет.

Выделять из толпы человека как–то надо, ну хотя бы для того, чтобы показать, как можно большему количеству людей результаты его действий, воспользовавшись которыми, они о-го–го что смогут сделать.

Опять не то. Начнешь его рекламировать и прославлять, он может возгордиться, нос задрать и перестать что–либо делать вообще, кроме как гордиться и любоваться собой.

А если замалчивать о его заслугах, мало того, что для общества в целом невыгодно, так он ещё чего доброго пить начнёт и тоже перестанет что–либо делать, кроме как водку хлестать.

***

В современном мире человеку вовсе не обязательно забивать мамонта, а после драться над его тушей за право обладания лучшим куском также, как необязательно лупить дубиной медведя, чтобы не быть съеденным. Нечто подобное в нашей жизни, конечно, происходит сплошь и рядом, но совсем на другом уровне, более сложном. В первоначальном же виде разве что бомжи за пустые бутылки сражаются.

Дело не в этом, дело в том, что дела подавляющего большинства из нас не видны и не заметны, или же заметны весьма ограниченному кругу людей. Поэтому критерии самореализации несколько сместились и приняли весьма «оригинальные» виды и формы.

Начинается выпендрёж. У меня есть, а у него нету, поэтому я лучше. Возникло понятие престижности и как следствие, принадлежности к обладателям тех или иных способностей, зачастую желаемых, но не имеемых.

Большой дом, а человек живет один. Он просто физически не в состоянии одновременно находиться в десяти комнатах. Но принадлежит или хочет чтобы думали, что принадлежит к элите, так сказать, поэтому просто вынужден возводить нечто по размерам и интерьеру напоминающее Зимний дворец. А в результате чувство дискомфорта, хоть и глубоко запрятанное, как запрещенная литература, оттого что это ему на самом деле–то и не нужно.

Автомобиль вообще или же автомобиль подороже, понавороченее? Купил, ну и что такого? Выделяешься, принадлежишь, согласен! Но бывает так, что выделяясь и принадлежа человек, например, не каждую неделю в состоянии позволить себе колбасу к завтраку, эксплуатация «ласточки» всё сжирает.

Кстати, этим он тоже выделяется и принадлежит, вот только старается, чтобы об этом никто из окружающих не узнал.

***

Дорогие вещи: элегантны, прочны, удобны – это те их качества, которые мне в них нравятся, и не более того. Древнее и гениальное изобретение – мода. Мода не в плане красоты как таковой, а в плане выпендрежности и принадлежности до отвала кормила и кормит множество людей, причём относящихся к этой самой моде совершенно спокойно.

Поскольку ум и чувство вкуса одновременно – явление достаточно редкое, на помощь призвали моду, как средство принадлежности и соответствия. В США, приблизительно в шестидесятых года прошлого века, для того чтобы увеличить продажи спортивных автомобилей понадобилась всего лишь одна фраза: «Кто не считает себя старым, должен ездить на спортивном автомобиле». Кто же добровольно запишет себя в старики? Разве что сумасшедший.

. В армии униформа, а фактором принадлежности в первую очередь являются погоны, посмотрел и всё понятно. А одинаковость нужна не для обезличивания, а в первую очередь для того, чтобы своих от чужих отличить.

Но в цивильной жизни всех в одинаковую одёжу не оденешь и тут мода вытворяет такое что – спасайся, кто может!

Купить двадцать штанов проще, чем купить двадцать автомобилей, и хранить их проще, меньше места занимают, это как минимум.

Вполне естественно, что посредством одежды человек хочет, подчеркнув свою индивидуальность, выделиться из окружающих. Ничего плохого в этом нет, скорее наоборот, ведь все мы разные.

Но и здесь ум и чувство вкуса – редкость несусветная. Спортивный костюм придумали для стадиона или спортивного зала, а никак не для кинотеатров, ресторанов и кафе.

Спортивная одежда, штука красивая хотя бы потому, что очень попугая мако напоминает. Неужели её  только потому и носят, где можно и где нельзя? Но плавки и купальники тоже бывают красивыми, почему их не одевают для прогулки по парку или для похода в кафе? Скажете холодно на улице? Враки, летом тепло, иногда даже очень. А зимой лыжи носить можно, они тоже красивые.

А когда на каждом пальце по два перстня, шея, запястья и уши тоже плотно заняты? Это потому что красиво, или потому что у меня этого много? А ведь мода на драгоценности стабильна и консервативна. Получается, это мода на количество и, заметьте, совсем не на качество на себя напяленного. Обручальное же кольцо как было, так и остается символом принадлежности, хорошим символом.

***

Деньги – изобретение не менее гениальное. Статусность человека определяет их количество:больше денег, больше возможностей для самореализации. Можно купить дом, а можно купить женщину, можно купить славу и власть, в конце концов. Но женщина будет любить твои деньги, а не тебя.

Прославляя тебя, будут прославлять твои деньги на это потраченные. Преклоняясь перед твоей властью, будут преклоняться перед количеством денег потраченных на её достижение, а за мудрым советом пойдут к человеку у которого и денег–то таких нет, и никогда не было. Вернее деньги–то есть, но ровно столько, сколько ему необходимо для нормальной человеческой жизни.

Бывает так, что человек богат, но не знаменит и наоборот. Что лучше, первое или второе? Скорее всего что–то находящееся посередине, самое то, равновесия больше.

Уважение за дела твои приятно, не требует чрезмерных усилий для его поддержания. Делай то, что у тебя лучше всего получается и порядок.

На заре его научной деятельности, Эйнштейна, перед каким–то мероприятием, попросили снять с себя свитер и одеться поприличнее. На это он ответил, мол зачем, всё равно меня никто не знает. Ситуация повторилась много лет спустя, когда Эйнштейн был уже всемирно известным и знаменитым ученым. Ответ не отличался оригинальностью, мол не зачем, меня и так все знают.

***

Слава и уважение за дела и жажда славы, как средства привлечения внимания к своей персоне – вещи разные. В первом случае можно вообще плюнуть на эту самую славу, мешает только. Или же вообще о ней не заботиться – ты сам по себе, она сама по себе.

Во втором случае жаждущий славы такого позволить себе не может. Её постоянно надо будет культивировать посредством всевозможных скандалов и сплетен, например. Пусть не всем интересно, зато заметно. Остановиться, значит кануть в безвестность. Нет в этом никакой славы, сплошное щёконадувание не от своей исключительности, а от своей глупости, вернее, от исключительной глупости.

Для того, чтобы быть самым умным, самым богатым, короче, самым–самым, надо просто им быть. «Если хочешь быть счастливым, будь им». – знакомо? Стать самым–самым это не разовое действо, это процесс похожий на тельняшку или на лошадь–зебру: везет–не везет, легко–сложно, приятно–неприятно. Но процесс этот конечен, в один прекрасный день, ты становишься самым лучшим, чуть ли не пупом земли.

И существует для этого два пути: первый – превзойти в чем–то конкретном или вообще во всём окружающих, сделать и продолжать делать что–то лучше, чем другие.

Чувство стать лучше других испытал каждый хоть раз пробежав стометровку на уроке физкультуры. Более увлекательный вариант – игра в прятки. Ты сделал это лучше других, не столь важно почему. Может тебе от Природы дано служить диверсантом в разведке, а может ты по ночам во дворе выискиваешь самые укромные места или делаешь подкоп под песочницей, и все для того, чтобы спрятаться лучше других. Со стометровкой ситуация схожее.

***

В силу своей одаренности или в результате кропотливых трудов ты стал лучше, но те кого ты обошёл хуже не стали и у них есть возможность тебя догнать и перегнать.

Второй путь тернист, но кому–то доставляет несравнимо большее наслаждение, чем результат. Оказывается для того, чтобы сталь лучшим надо сделать так, чтобы другие сделать лучше тебя не смогли, ну, не имели такой возможности. Чего греха таить для некоторых представителей рода человеческого этот вариант альтернативы не имеет, и они становятся непревзойденными мастерами в этом деле, иногда даже не подозревая об этом.

Себя не пожалею, всё прахом пущу, но соседу будет хуже чем мне – примерно так выглядит руководство к этому действию. Это «черно–белое кино», называется зависть. В первом случае – зависть белая, во втором случае – зависть черная. О существовании зависти цветной я ничего не слышал, поэтому ничего сказать не могу.

Белая зависть, как чувство – ощущение в виде действий запускает процесс реализации желаемого. Процесс пошёл, действия созидательные, всем от них становится только лучше, и они становятся лучше, поскольку окружающие тоже не дураки, и хотят стать лучше и лучшими. Жизнь кипит и хохочет от удовольствия. «Равнение на правофланговых!» – хороший лозунг, для всех общественно–политических систем применим.

Тем, кому на это все наплевать рекомендую прогулку по ближайшему кладбищу, желательно заброшенному, тихо, спокойно и поучительно. Только хочу предупредить: существует примета, говорят плохая, с кладбища ничего нельзя уносить. Так что, если решите угоститься оставленными водочкой или конфетками, выпейте и съешьте там же, не надо нести домой.

Зависть черная (не путайте с черной икрой), имеет место в нашей жизни быть и к сожалению чаще чем икра чёрная. Это такое же желание, как и все прочие. Никто же не говорит, что у человека только добрые чувства должны быть и бывают, эх, если бы так.

Хочу быть лучшим, но не могу, или времени надо слишком много, чтобы стать лучшим, например, среди своих коллег по работе. Не проще ли устроить им танцы на минном поле? Всего делов–то, запустить в конторе слухи, полуправду–полуложь, причём на каждого. Сыграть на том, к чему или к кому, человек не равнодушен, например.

Желание плавно перетекает в действие и в результате все плохие, это как минимум, а он хороший, т.е., лучше всех. Вот только обладатель подобных желаний и автор соответствующих действий не подозревает, что процесс этот не созидательный, а разрушительный.

Если белая зависть сравнима со строительством нового микрорайона, то зависть черная с ковровой бомбардировкой. И дом твой стоит посреди тех же домов, которые ты хочешь разрушить, поэтому не расстраивайся, рано или поздно бомба обязательно попадет и в твой дом, и разрушит его.

Не обманЁшь, не проживешь – гласит народная мудрость. Евреем можешь ты не быть, но по–еврейски жить обязан – из той же «оперы».


Рецензии