В чем суть прогресса?

Прогресс освобождает внутреннюю энергию человека от сковывающих её традиций. Освобожденная энергия, ни чем не сдерживаемая, ни куда не направляемая хлещет из такого свободного человека, преображая живую природу в рукотворное подобие её.

Прогресс не возможен без разрушения традиционной семьи, без юридически и социально оформленного «атомарного (автономного) человека». Именно из идеи «атомарности» человека проистекают все остальные идеи и в первую очередь – идея «успешного человека».  Что такое «успешный человек»? Это такой человек, который может встроиться, найти себя, свое место в любой политической, социальной, или экономической нише.

У такого человека нет чувства Родины, поскольку это чувство подразумевает принадлежность к некому сообществу людей, объединенных общностью исторической памяти, грядущей судьбы, а любая такая принадлежность ограничивает, сковывает человека, вступает в противоречие с основополагающей идеей – идеей его автономности. 

В традиционном обществе конкурировали крупные социально-политические объединения и последней не разлагаемый на составные части была такая экономическая и социально-политическая структура как семья.  В грядущем обществе в конкуренцию вступит единичный (атомарный) человек. Это будет война все против всех. Сейчас это ласково называют конкуренцией. К этому же относится понятие лидерства.

В традиционном обществе  толерантные отношения складывались, между большими, внутренне замкнутыми системами: племя, род, этнос, народ, семья. Если же не было толерантного отношения, то начинались войны. Внутри же этих систем не было, и не могло быть ни какой толерантности! 

Традиция отсекала любые попытки нововведений даже в области  практических технологий, не говоря уже о морали и нравственности!

Следовательно,  в атомарном обществе, где каждый индивид – суверен, принцип толерантности   становится важнейшей проблемой, так как нравственные стены индивид сам выстраивает вокруг себя по собственному разумению.   

Одним из способов освобождения человека от традиционных норм, является  изменение отношения ребенка к родителям и ученика к учителям. Это утверждение верно и в обратной формулировке, то есть изменение отношения к ребенку со стороны родителей, и к ученику со стороны учителей.

Именно в этих измененных условиях начинают работать «права ребенка» и «права ученика», когда ученик становится «заказчиком», а учитель – исполнителем этого заказа.

Очевидно, что традиционная нравственная парадигма при этом ставится с ног на голову, да и с юридической точки зрения права и обязанности оказываются разорванными, разнесенными по разным сторонам субъектов этих прав. Получается так, что у младенца совершенно нет никаких обязанностей и одни только права, а у взрослых одни обязанности перед ними.

Дико? Да! Но ведь и задача «переходного периода» от традиционной цивилизации к цивилизации «атомарной» требует разрушения традиции. Так что дико – это со стороны традиционалиста, а с точки зрения прогрессиста, очень даже эффективно!

Можно с определенной точностью сказать, что идея прогресса возникла в Европе в 17 веке, хотя  экономические и социальные предпосылки этой идеи вырастали из самой исторической ткани европейской цивилизации, густо замешенной  на  демократии греческих полисов, римском праве и христианстве.

Обоснование этого утверждения требует отдельной разработки, здесь же мы упомянем только принцип естественного права утверждающего, что каждый человек рождается свободным (то есть ответственным за свои поступки) и суверенным.

На самом деле это не так. Человек рождает звереныша, способного стать человеком. Социализация и есть образование человека из этой первоначальной его заготовки – ребенка.

О какой ответственности ребенка, тем более суверенитета можно говорить, если конечно будучи в здравом уме и памяти, а не обкурившись дури?

Между тем новая Эра требует именно такого  перевернутого с ног на голову сознания. Все старое должно быть опрокинуто, оплевано, осмеяно и предано анафеме! Уже сейчас создается новая эстетика и новая этика. Пока еще только в искусстве, но так оно и должно быть, потому, как дух формирует для себя формы.

Искусство и есть поле действия этого духа, Назовем его Новым Вавилоном, или Антихристом, или Прогрессом – не важно как!


Рецензии