Музыкант Глава 2. Часть 1. Песни восьмидесятых

Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
Глава 2. ТВОРЧЕСТВО
   2.1 ПЕСНИ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ
   Всплески воспоминанийв взбудоражили рассказчика: "В 1983-м году город готовился отметить круглую дату — 200-летие основания. Я подал на конкурс три свои работы. За песню «Сапун-гора встречает свадьбы» получил поощрительную премию и диплом лауреата. После этой победы я уже не мог остановиться. Музыка звучала в голове. Мне хотелось творить. Творить! Творить! Писать и петь новые песни! Свои песни! Я покупал в книжном магазине сборники стихов, выбирал мелодичные и перекладывал их на музыку. Если слова цепляют композитора, то музыка появляется мгновенно. Формула должна быть! Есть такие музыкальные стихи с удачным расположением звуков. Пробежишь по тексту — и тут же сыграешь. Для таких стихов я не сочиняю музыку, она сама получается по ходу чтения. Сразу образуется!
    В день 200-летия Севастополя 14 июня 1983 года открылся ресторан «Океан». Я перешёл работать туда. В "Океане" зазвучали мои песни.
    Как-то парень, с которым я работал в заводском оркестре, пригласил меня к себе домой. Там я познакомился с его отцом, замечательным поэтом Алексеем Озеровым.
   — Об Алексее Озерове (1931-1998 гг.) я могу дополнить. Эта личность имеет особое значение для севастопольских литераторов. С 1976-го года по 1998-й он руководил литературным объединением. С 2003 года оно носит его имя. Жизнь Алексея Озерова связана с Севастополем и морем. Он ходил штурманом, старпомом, капитаном на боевых кораблях и гражданских судах. Оставил для севастопольцев духовное завещание: любить Севастополь, море, морскую профессию. Его стихи вне времени. В них чистота, благородство, искренность и правдивость.
   — Все стихи, которые он мне давал, были о море, о моряках, написанные на листочках от руки. Родилось несколько песен: "Черноморский флот”, “Тельняшка”, “Я воин твой”, “Матросская лента” и другие. Тогда у меня не было возможности записывать песни, я пел их “вживую”. Что вспомнил, записал в 2000-м году.
   — Послушать бы.
   —  Слушайте “Матросскую ленту”, — в глазах собеседника мелькнула озорная улыбка.
   После красивого вступления зазвучал благозвучный текст с задорным звонким припевом:

Моря, океаны прошли мы с тобою,
Наивной любви не тая,
И мы неразлучны, как берег с прибоем,
Матросская лента моя.
Эх! Матросская лента, матросская лента!
Матросская лента моя!
Эх! Матросская лента, матросская лента!
Матросская лента моя!

   — В 1984 году, — резко сменил тему собеседник, — я женился на интересной женщине приятной наружности, аккуратной, умеющей вкусно готовить, музыкально образованной, расположенной к классике, к романсам. Она окончила музыкальную школу, играла по нотам “терцовые этюды Шопена”, что я играть не мог (гаммы с детства не любил). Но эстрада — не её конёк.
   И снова перешли к творчеству: "Появились в моей жизни хорошие поэты. Подружился с фронтовиком, участником Сталинградской битвы и освобождения Севастополя, Николаем Буряковым, имеющим огромное желание писать стихи. На фронте он познакомился со своей будущей женой, посвятил ей штук двадцать любовных стихотворений, а остальные (штук сто) — военная лирика. На его юбилейном вечере по случаю 75-летия исполнял двадцать пять песен на его стихи.
  Я стал каждый день писать музыку. Песни охотно принимал для исполнения ансамбль Черноморского Флота. Двадцать песен родилось к сорокалетию Победы. Они получались разные. И патриотические, и лирические. Лирика должна звучать даже в годы бедствий!
   Коллективом ансамбля ресторана «Океан» подготовили и в мае 1985 года провели в театре имени Луначарского мой творческий вечер «О войне не забывай». Концерт заканчивался песней с таким же  названием в исполнении Ансамбля Краснознамённого Черноморского Флота, детского хора «Алые маки» и нашей ресторанной группы. Слова и музыка мои.
   В концерте исполнялась и песня-лауреат «Сапун-гора встречает свадьбы». Её мы представили в четырёхголосном исполнении. Были трудности в вокальной аранжировке. Мы репетировали песню четыре раза в неделю в течение месяца. Прозвучала она красиво!"
   Лицо моего собеседника вдруг потухло в задумчивости. Я почувствовала себя во власти любопытства и поинтересовалась:
 — Вспомнили что-то неприятное?
   Он помедлил с ответом и всё же решился поведать историю о человеческом коварстве. «В 1985 году произошло событие, повлекшее многолетние разочарования. В мае, накануне праздника Победы, в Севастополь приехал журналист Александр Карпенко. В Афганистане он подорвался на мине. Получил ожог лица и половины тела. Долго лежал в госпиталях, перенёс множество операций. Карпенко показал мне несколько своих стихов с просьбой написать песни. На стихи «Поговори со мной, трава» я написал клавир (нотную запись голоса с аккомпанементом) со вступлением и отдал ему. Карпенко заверил, что у него в ЦК ВЛКСМ «есть концы», и он пробьет эту песню на телевидение.
   Прошло несколько лет. Смотрю сериал «За все заплачено» и вдруг слышу в нем свою песню. Мужчина пел её под гитару. Свою работу я узнал сразу! Позвонил Карпенко, спросил: «Сколько получил за то, что песню взяли в фильм?» Он ответил: «Ничего!» Я нашёл телефон режиссёра фильма Алексея Салтыкова, дозвонился до него, расспросил, откуда в фильме песня «Поговори со мной, трава»? Тот ответил, что Карпенко принёс клавир, режиссеру понравилась песня и тот заплатил Карпенко 800 рублей. По тем временам приличные деньги. Снова позвонил Карпенко, рассказал о разговоре с режиссёром фильма. Он сознался, что соврал мне. Пообещал, что клавир напечатают в журнале «Советский воин», что я получу гонорар. Действительно, скоро мне пришло извещение, по которому я получил аж 52 рубля!
  Мало того, недавно в интернете нашёл видео с авторского вечера Александра Карпенко, в котором он сам спел эту песню и объявил, что слова и музыка его. В интернете нашёл запись, что музыка песни А.Карпенко. Но она всегда была моя! Настали времена, когда лгут. Жаль!"
     Я нашла в интернете фильм «За всё заплачено». Посмотрела. Хороший, трёхсерийный. Вторая серия начинается красивой песней «Поговори со мной, трава». Возможно, вопрос как раз и был в денежном вознаграждении. Вспомнилась известная сентенция: кто не может отдавать, не должен получать!
   Однако история песни “Поговори со мной, трава” спустя тридцать пять лет после создания вдруг получает неожиданное продолжение. На электронную почту Дёмина поступает письмо, в котором Александр Карпенко приносит извинения. На странице Дёмина в социальной сети FaceBook появляется запись концерта Карпенко, где тот со сцены заявляет, что музыка известной песни «Поговори со мной трава», прозвучавшей в кинофильме и в интернете, написана севастопольским композитором Вячеславом Дёминым.
   Наш герой принял извинения с благодарностью.
 Продолжение http://proza.ru/2020/01/02/405


Рецензии