Жертвенность Очерк 45 Преподаватель от Бога

               
                «ЖЕРТВЕННОСТЬ»

                Очерк 45 «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОТ БОГА»


              Комментарий к снимку: Светлой памяти полковника в отставке Саввы Варфоломеевича Кривцова, нашего выпускника Ленинградской военно-политической школы МВД СССР – 1961 г., курсового офицера – 1961-1969 гг., преподавателя, старшего преподавателя кафедры огневой подготовки Высшего политического училища МВД СССР – 1969-1986 гг., ПОСВЯЩАЕТСЯ!



              Скорбная весть пришла из Санкт-Петербурга: 8 декабря 2019 года, ушёл из жизни Кривцов Савва Варфоломеевич, 16 декабря 1932 года рождения, полковник. В 1961 году окончил наше училище, тогда оно называлось Ленинградская военно-политическая школа МВД СССР, до 1969 года был курсовым офицером. С 1969 до 1986 года был преподавателем, старшим преподавателем кафедры огневой подготовки Высшего политического училища МВД СССР.

              Светлая память о Савве Варфоломеевиче навсегда останется в наших сердцах. Искреннее соболезнование родным и близким.


              Комментарий к снимку: Савва Варфоломеевич Кривцов в день своего юбилея, 16 декабря 2017 года: «Друзья мои! Всем огромное спасибо за поздравления! Не скрою, приятно, что меня помнят, что труд мой в стенах нашего любимого Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, г. Ленинград, на кафедре огневой подготовки, не пропал зря! Это доказали тяжелейшие испытания, выпавшие на долю офицеров-выпускников в горниле Первой и Второй Чеченских войн! Вечная память тем, кто сложил голову, кто грудью закрыл нашу Родину от доморощенного и зарубежного терроризма!»



              Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Саввы! И прости ему все согрешения, вольная и невольная! И даруй ему Царствие Небесное!

              Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

              Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

              Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
              Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
              Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

              Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

              Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему Савве и сотвори ему вечную память.
              Вечная память!
                Вечная память!
                Вечная память!

              Душа его во благих водворится, и память его в род и род!



              Комментарий к снимку: Полковнику Савве Варфоломеевичу Кривцову 16 декабря 2017 г. исполнилось 85 лет! Полковник Виктор Андреев поздравил его с Юбилеем! Снимок В. Андреева, г. Санкт-Петербург, 16 декабря 2017 г.



              11.44. Слова благодарности моим преподавателям

              Работа военного преподавателя помимо высоких профессиональных знаний и войскового опыта требует ещё и специфических педагогических знаний, умений, навыков, способности вести активную воспитательную работу. Можно ли требовать от каждого офицера, назначенного на преподавательскую работу, сочетания всех этих качеств? Или преподавателем может быть только тот, кому природой заложены способности учителя?

              Не буду пока говорить о порядке отбора кандидатов на замещение преподавательских должностей, об учёте склонности к этой работе у назначаемых офицеров. На наших глазах это происходило. Четыре года обучался курсант. По окончании училища за высокие показатели в учёбе, проявленные способности к работе с людьми, выпускника оставляют в училище. Курсовым офицером он трудится не один год. И вот состоялось его назначение на преподавательскую должность.

              Может ли офицер выработать у себя необходимые для преподавателя качества? Практика Ленинградского высшего политического училища МВД СССР показывает, что большинство из назначенных на преподавательские должности офицеров со временем стали хорошими преподавателями. Замечу, на примере полковника Саввы Варфоломеевича Кривцова, необходимым условием для этого являлось сочетание его личной настойчивости, трудолюбия и желания с хорошо поставленной методической работой в нашем училище в целом и непосредственно в коллективе преподавателей кафедры огневой подготовки, в частности.

              В Ленинградской военно-политической школе МВД СССР, которая готовила военных политработников для внутренних войск, был курсант Савва Кривцов. Учился он хорошо. На третьем курсе обучения в составе группы курсантов школы он проходил практику в одной из воинских частей Ленинградской области. Приехавший проверять ход практики майор Михаил Александрович Луценко, преподаватель школы присутствовал на практическом занятии с курсантами по огневой подготовке, которое проводил курсант Савва Кривцов. К занятию курсант тщательно готовился сам, ему помогали руководитель практики и офицеры подразделения. Как результат: занятие было проведено на высоком методическом уровне. Вот тогда и состоялся первый разговор фронтовика М.А. Луценко с Саввой Кривцовым о будущей службе в войсках.


              Комментарий к снимку: 16 декабря 2017 г. у этого замечательного офицера –  полковника Саввы Варфоломеевича Кривцова был Юбилей! Ему исполнилось 85 лет. В 1961 году окончил наше училище, тогда оно называлось Ленинградская военно-политическая школа МВД СССР, до 1969 года был курсовым офицером.
              С 1969 до 1986 года Савва Варфоломеевич Кривцов был преподавателем, старшим преподавателем кафедры огневой подготовки ВПУ МВД СССР.
              На снимке предоставленном его последователем полковником Ахмаджоном Касымовым подполковник Савва Варфоломеевич Кривцов в лютый мороз проводит занятие по огневой подготовке с курсантами училища.
              А Сергей Клинцов добавил: «Это было весной 1982 г. на занятиях по огневой подготовке. Слева стою я, совсем недавно увидел это фото. Спасибо».


              Прошло несколько лет. Майор Савва Варфоломеевич Кивцов стал преподавателем кафедры огневой подготовки Ленинградского высшего политического училища МВД СССР. Он рассказал, что с первых дней после перевода на кафедру, он поставил себе задачу, не жалея времени и сил, овладеть мастерством преподавания. Ему потребовалось около четырёх лет на то, чтобы освоить основы профессии. Что и после этого он многому учился в методике у товарищей по работе.

              Кстати, в последующем, пройдя путь преподавателя, подполковник С.В. Кривцов много лет успешно трудился старшим преподавателем кафедры огневой подготовки Ленинградского высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР. Он по праву считался хорошим специалистом по вопросам огневой подготовки курсантов училища, был автором статей по методике огневой подготовки.

              Подобные примеры, уверен, не единичны в истории Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии России. Вывод из них однозначен – офицер, имеющий соответствующую общеобразовательную и военную подготовку, способен настойчивым трудом овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для преподавательской работы, почувствовать её вкус, её розы и шипы, полюбить её и стать хорошим преподавателем. Это долг и обязанность офицера, назначенного на педагогическую должность.

              В становлении преподавателя важное значение имеет его умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своих знаний. Вот, как о своём опыте такой работы рассказал старший преподаватель огневой подготовки Ленинградского высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР полковник С.В. Кривцов.

              С самого начала преподавательской деятельности он составлял конспекты и планы проведения занятий, оставляя в каждом место для последующих записей своих впечатлений и выводов по их проведению. Эти заметки он старался делать в тот же день «по горячим следам», пока в памяти сохраняются все подробности. И, конечно, делать их объективно, не щадя самолюбия, не прощая никаких своих ошибок и недоработок и, тем более, послаблений требований к обучаемым.

              С течением времени у него сложился примерно такой порядок вопросов разбора своего занятия:

              а) по организации – удачен ли избранный план занятия; правильно ли намечены учебные места и распределено учебное время работы на них; все ли вопросы удалось отработать; вызвало ли занятие интерес у обучаемых;

              б) по материальному обеспечению – что следует добавить, какие изготовить дополнительно схемы, таблицы и т. п.;

              в) по методике проведения – какие недочёты допустил, что надо изучить более глубоко; какие приёмы оказались удачными; доволен ли сам проведением занятия.

              Конечно, не после каждого занятия удавалось сделать заметки по всем этим вопросам, иногда не хватало времени в повседневных делах, иногда делал лишь одну-две пометки «хорошо!» по какому-то вопросу конспекта или, наоборот, «плохо, надо думать» и т.п. Однако даже первые годы дали ему очень хороший материал для раздумий; позже он начал делать свои заметки более развернуто и систематизированно, на их основе написал несколько хороших методических пособий, разработал ряд рационализаторских предложений.

              Конспекты он сохранял вместе со своими записями-замечаниями многие годы, пользовался ими сам и охотно делился своим опытом с товарищами. Это одно из направлений повышения методического мастерства очень помогло, как считает полковник С.В. Кривцов, ему в освоении профессии преподавателя. Много лет он проводил занятие с учебными группами курсантов училища. И они с благодарностью вспоминают его уроки по многим сложным темам огневой подготовки.


              Комментарий к снимку со странички В.Н. Витольника в ОК: слева – направо: Александр Николаевич Панков, Виктор Николаевич Андреев, Михаил Терентьевич Стасевич, Савва Варфоломеевич Кривцов, Юрий Алексеевич Заруднев, Валентин Павлович Солнцев, Михаил Иванович Фёдоров, Дмитрий Илларионович Ершов, Василий Антонович Лихидько, Иван Михайлович Попович, Василий Михайлович Игнатов, Владимир Николаевич Витольник и Анатолий Иванович Чернов, г. Санкт-Петербург.


              Как рассказал С.В. Кривцов, действенным средством повышения уровня профессиональной подготовки являются взаимные посещения занятий преподавателями. Они проводились по планам кафедры огневой подготовки, иногда это происходило по взаимному соглашению офицеров – в зависимости от желания и потребности обмена опытом в помощи друг другу. Важным условием успешного воздействия взаимных посещений занятий являлось доброжелательные, дружеские отношения между преподавателями.

              Тогда разборы занятий друг друга были объективными, принципиальными, без обид и подсиживаний. Вспоминая начало своей работы на кафедре огневой подготовки, полковник С.В. Кривцов отметил, что посещение занятий своих товарищей всегда давало пищу для полезных, иногда острых споров, обогащало знания и методический опыт офицеров, существенно помогало в освоении новых тем программы, часто рождало предложения для рационализаторской работы, по созданию учебных приборов, стендов и т.п.

              Не пропускались в дружеских обсуждениях занятий даже незначительные промашки, оговорки, неправильные ударения в словах и т.п. Таких свободных обсуждений на официальных методических совещаниях, как правило, не получается – в этом значительное преимущество доверительных товарищеских обсуждений-уроков.

              И, наконец, полковник С.В. Кривцов отметил ещё одно важное направление работы по становлению преподавателя – необходимость постоянного и систематического расширения своего кругозора: военного, политического, общего. Ведь обучаемых курсантов иногда интересуют самые различные вопросы. В беседах на перерывах между уроками они могут спрашивать и о политических, и о спортивных новостях, о новых течениях в музыке для молодежи и об открытии астрономами новой «черной дыры». …Конечно, военный преподаватель по кругу своих служебных функций не обязан следить за новинками киноэкрана и зарубежной эстрады. Но обязанности его как воспитателя как раз и подразумевают необходимость широкого кругозора во всех областях жизни современного человека. Тем более нельзя преподавателю оставаться только узким, пусть высококлассным военным специалистом.

              Он обязан иметь достаточные общие представления и понятия о других военных дисциплинах, изучаемых его подопечными с другими преподавателями. Ведь он проводит занятие с людьми, которые изучают много различных предметов, и все преподаватели от каждого обучаемого требуют знаний своего. Обучаемые должны видеть в своем преподавателе образец, к которому они должны идти в результате своей учебы.

              Поэтому в соответствии с твёрдым убеждением С.В. Кривцова преподаватель огневой подготовки должен иметь достаточные общие понятия и об устройстве боевой техники и вооружения, и о средствах инженерного обеспечения боевых действий и т.д. Понятно, что командирская учёба преподавателей в военных учебных заведениях не может полностью решить все рассмотренные задачи. Требуется осознанная, настойчивая, самостоятельная работа, самообразование и самовоспитание для повышения общей педагогической культуры и общего кругозора офицера-преподавателя. Это, кстати, и задача любого офицера внутренних войск.

              Помимо личного желания и настойчивого труда немаловажную положительную роль в таком становлении играет коллектив кафедры огневой подготовки, общая постановка методической работы в учебном заведении, творческий настрой преподавательского состава, требовательность и объективность руководства кафедрой в сочетании с доброжелательностью и уважением ко всем преподавателям.

              Конечно, «рождение» хорошего преподавателя происходит быстрее и менее болезненно у тех, кто имеет педагогические способности, склонность к педагогической работе. Иногда они проявляются сразу, почти с первых занятий; про таких говорят, что они родились педагогами. У некоторых офицеров способности проявляются не сразу, с накоплением опыта и знаний на практической работе и раскрываются со временем.

              Во всех случаях особенно ярких, самобытных и способных преподавателей всегда замечало командование Ленинградского высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР.

              Преподавателями не рождаются. Ими становятся!


              Комментарий к снимку: Полковник Михаил Александрович Луценко, преподаватель огневой подготовки. Он по-отечески относился ко мне и всем курсантам. Он хорошо дал мне методику проведения занятий с солдатами и сержантами по огневой подготовке. Научил меня правильно пристреливать оружие, каждый автомат в роте. В войсках я с этого и начинал в Белоруссии всякий раз, принимая роту, батальон. И здесь, в Сибири, в Новобирюсинске, принимая учебный пункт 40-й Решотинской конвойной бригады (в/ч 6604).
              И всегда с теплотой вспоминал своего преподавателя. Вот казалось бы, не моя это забота, пристрелка оружия. Это обязанность командира взвода. Наконец, командира роты. Но, я понимал, как это важно убедить солдата, сержанта: у тебя точное оружие! И с удовольствием делал эту работу.
              Полковник Луценко М.А. был и хорошим воспитателем. Так он сдержал себя от проявлений крайнего гнева при обнаружении нашей с Володей Анисимовым проделки в охранении стрельб (загорали и веселились, в чём мать родила).             
              Оба пристыженные пониманием того, как мы огорчили своего наставника, мы с Анисимовым сразу даже не сообразили просто попросить у него прощения.
              Полковник Луценко М.А. верил в своих курсантов. Так, например, мне он позднее выдал рекомендацию для вступления кандидатом в члены КПСС, ни одним словом не упомянув о той проделке.
              Как я мог подвести такого человека!?


              Комментарий к снимку: Подполковник Василий Антонович Лихидько: «Ориентирую на местности: слева – Ориентир № 1 «Опушка рощи Утюг»…» – это уже классика воспоминаний о любимом преподавателе предмета «Тактика». Снимок Виктора Лавриновича, окраина Красного села, г. Ленинград, 1972 г.          
              Слова благодарности подполковнику Василию Антоновичу Лихидько, преподавателю основного общевойскового предмета «Тактика». Здесь я приведу записки из курсантского дневника, сделанные под впечатлением одного из полевых занятий, проведённого нашим любимым преподавателем с 33-й группой в конце первого курса:
              «…7 июня 1972 года мы были на тактических занятиях в поле. Тема: «Отделение в засаде».
              Получив задачу, мы выдвигаемся к мосту лесной дороги «Пулково – Горелово». Скрытно от глаз «противника», по-над ручьём «Гремячим» мы добираемся до моста.
              Вперёд от моста, в сторону Пулково выставлен дозор. Группа захвата располагается в зарослях у самой дороги. Два пулемётчика оборудуют позиции справа и слева от дороги, с тем, чтобы кинжальным огнём уничтожить «противника», в случае его отступления.
              Миномётчик, это доверили мне («миномёт» – тяжёлая труба с треногой), уходит на скат высотки, с которой должно огнём по боевым машинам «противника» поддержать своих и уничтожить «врага».
              Сапёры после проезда боевой техники через мост, должны взорвать мост, тем самым отрезать путь к отступлению.
              Наконец, все приготовления завершены, позиции замаскированы. И вот дозор подаёт сигнал о приближении «противника». Это всего одна грузовая машина. Сколько солдат в кузове и какое у них вооружение – неизвестно.
              Командир засады подаёт сигнал к открытию огня. Со всех сторон открываем «бешенный» огонь! Я поджигаю взрыв-пакет, опускаю его в трубу, полминуты ожидания – взрыв. Так имитируется миномётный выстрел. Второй «выстрел»!
              Ранее, взбираясь по склону к «огневым» позициям, я нарвал полевых цветов – жарков («по приезду в училище, отпрошусь на полчаса в увольнение, занесу цветы своим сестрёнкам»).
              Один взрыв-пакет по какой-то случайности падает мимо раструба трубы и прямо на мои цветы. Кубарем скатываюсь к подножью высотки, за спиной раздаётся взрыв.
              Мой «миномёт» лежит на боку. От цветов ничего не осталось. Жаль!
              А тем временем мои товарищи выполнили задачу засады. Основной «противник» уничтожен, захвачен ценный «язык» и грузовой автомобиль. Можно оторваться от возможного преследования, пока бензина хватит в баках.
              Мне приходится бежать в гору за удаляющейся машиной. По пути попытался перепрыгнуть через ручей. Разбежался, прыжок – и… я по пояс в воде. Рывком, как нас учили поведению в болотистой местности, выбрасываюсь всем телом на берег, вперёд летит мой автомат, чтобы вода не попала в ствол, и при стрельбе не произошло раздутия канала ствола.
              Догоняю автомобиль, ребята помогают мне взобраться в кузов. Из сапог выливаю воду. Выкручиваю портянки. При этом жалею, что не полностью окунулся в ручей. Так приятна в летней жаре прохлада!.. Вообще, я доволен тактическим занятием.
              Наш любимый преподаватель подполковник Василий Антонович Лихидько детально производит «разбор полётов». Командир группы старшина Алексей Колобашкин объявляет поощрения отличившимся курсантам. Как всегда, «миномётчика» «не заметили»...»


              Комментарий к фрагменту снимка полковника В.Н. Витольника в ОК: слева – направо: Дмитрий Илларионович Ершов, Василий Антонович Лихидько, Иван Михайлович Попович, Василий Михайлович Игнатов, Владимир Николаевич Витольник и Анатолий Иванович Чернов, г. Санкт-Петербург.


              Комментарий к снимку: Александр Ищук и Владимир Яцура на занятии по Тактике «Отделение в разведке». Снимок Виктора Лавриновича, Урочище близ железнодорожной станции «Володарская», г. Ленинград, 1972 г.


              Комментарий к снимку: Полковнику Александру Александровичу Назарову, преподавателю тактико-специальной подготовки войск, моему кумиру и многих других курсантов, БЕСКОНЕЧНА моя благодарность! На третьем курсе ему удалось как-то вразумить моих командиров помягче относиться ко мне.
              В очередном отпуске в ноябре 1978 года у меня появилась такая возможность поблагодарить любимого преподавателя за науку организации боевой службы роты.
               К тому времени полковник Назаров А.А. возглавлял наш военно-политический факультет. Он радушно принял меня. Поинтересовался службой в войсках и поводом посещения училища. Обрадовался, что это мы с командиром роты капитаном Шишкиным В.Е. рекомендовали в училище комсомольского активиста Серёжу Лисицына. Тут же отдал распоряжение вызвать к нему Сергея.
             Вот такая душевность, внимание наставника дорогого стоит!

              Мне, особенно, пригодились в войсках знания и практические навыки организации боевой службы роты, боевого расчёта личного состава роты на очередные сутки, организации розыскной работы, действий сводного отряда и всех его расчётов в чрезвычайных обстоятельствах. Так, например, в июле 1981 г. в Бобруйском конвойном батальоне 626-го Могилёвского конвойного полка МВД СССР (в/ч 6713) всё это помогло мне при организации ликвидации побега особо опасного преступника.
              На сборах офицеров в начале ротного, а позднее и батальонного звена мне не приходилось краснеть за отработку расчётов, планов и рабочих карт. Всё это благодаря нашим наставникам  А.А. Назарову и А.А. Казнову.


              Комментарий к снимку: Полковник Александр Андреевич Казнов, преподаватель тактико-специальной подготовки, куратор нашей 33-й группы, замечательный человек, оставивший добрый след и воспоминания у многих и многих выпускников.
              Длительное время служил в Высшем политическом училище МВД СССР. Работал в должностях заместителя командира роты по политчасти, командира батальона курсантов, преподавателя и старшего преподавателя кафедры тактики. Исключительно порядочный и ответственный офицер. Награждён рядом правительственных наград. Полковник в отставке.
              Вот, что он рассказал о себе: «Герой Советского Союза полковник М.В. Ашик прибыл во вновь созданное высшее учебное заведение в 1970 году на должность заместителя начальника училища. В это же время туда был переведён и я.
              В тот период в училище не хватало лекционных залов, учебных классов, курсанты проживали в тесных помещениях, спали на двухъярусных кроватях.
              В связи с расширением училища началось строительство огромного корпуса № 9. Для оказания помощи строителям по приказу начальника внутренних войск МВД СССР была сформирована резервная рота. Михаил Владимирович Ашик вызвал нас с капитаном В.В. Карепиным к себе в кабинет и сказал, что командиром роты назначает В.В. Карепина, а его заместителем – меня.
              Свою работу в роте мы начали с изучения личного состава. Многие солдаты и сержанты прибыли с дисциплинарными взысканиями, так как командиры частей, откуда прибыли солдаты, постарались избавиться от нарушителей дисциплины.
              Личный состав по отделениям был представлен гражданским строительным бригадам. Контроль за строительными работами постоянно осуществлял М.В. Ашик. Мы часто видели его в резиновых сапогах на строительной площадке. Солдаты нам говорили, что в войсках они редко видели старших начальников в подразделении. А тут Герой Советского Союза, заместитель начальника училища, полковник почти каждый день приходит на стройку и постоянно общается с гражданскими строителями и солдатами. Вечером я провёл беседу с личным составом роты – рассказал о героическом пути М.В. Ашика.
              Через некоторое время капитан В.В. Карепин убыл на учебу, на курсы «Выстрел». Я стал командиром роты, а моим заместителем был назначен старший лейтенант В.С. Кувшинов. Работа с этим личным составом нам запомнилась надолго. Наверное, и Михаил Владимирович вспоминает этот трудный, сложный период строительства корпуса, так как ему приходилось не только заниматься руководством военными кафедрами и поддержанием уставного воинского порядка, но и осуществлять руководство строительством.
              В 1977 году в батальоне произошло чрезвычайное происшествие – нападение на состав караула.
              Для расследования этого происшествия прибыла комиссия из Главного управления внутренних войск под руководством Ю.М. Чурбанова, который после его завершения вызвал командование училища и меня с моим заместителем подполковником В.К. Гринько.
              Почему-то разбор на этом совещании он начал с М.В. Ашика, и когда он стал унижать и оскорблять этого заслуженного человека, я не сдержался, поднялся и сказал, что прошу за это происшествие спрашивать с меня. Он в грубой форме мне ответил: «Садись, майор, с вами будет особый разговор!» Я в этот момент был готов к увольнению из войск.
              После совещания он оставил меня одного и стал без крика и грубости беседовать со мной. Он сказал, что офицеры из комиссии и начальник училища доложили, что я был хорошим преподавателем кафедры тактики и на инспекторской проверке получил отличную оценку за проведённое занятие. В этой связи он принял решение оставить меня преподавателем в училище.
              Я был удивлён: может быть, ему до сих пор никто не возражал, а может быть, он в душе согласился со мной в том, что я встал на защиту М.В. Ашика и пытался взять всю ответственность на себя.
              Я горжусь тем, что мне пришлось служить с Героем Советского Союза М.В. Ашиком…»
              Вторую партийную рекомендацию для вступления в члены КПСС мне дал полковник А.А. Казнов. И подвести его нельзя было!


              Комментарий к снимку: Ночью 3-й «Бадеевский» батальон был поднят по тревоге. Так начались тактико-специальные учения «Сводный отряд конвойного полка в специальной операции по поиску и ликвидации вооружённых особо опасных преступников». К 12 часам радисты передали условный сигнал «Бабушка приехала» (преступники ликвидированы)».
              Снимок Виктора Лавриновича, опушка лесного массива близ железнодорожной станции «Тайцы», г. Ленинград, 1972 г.


              Комментарий к снимку: Полковник Николай Васильевич Григорьев, преподаватель истории КПСС, вооруживший меня методикой изучения наук, закрепления знаний в памяти, ведению конспектов, не слепому переписыванию, а осмысленному творению. Партийную рекомендацию для вступления в члены КПСС мне дал Н.В. Григорьев. И подвести его я никак уже не мог.
              С благодарностью я вспоминал своего наставника в войсках и, особенно, при подготовке к вступительным экзаменам и во время учёбы в Военно-политической академии им. В.И. Ленина.
              При посещении училища в 1985 году я нашёл его, уже гражданского человека, но остававшегося преподавателем. И поблагодарил за всю эту науку! Слёзы выступили у него на глазах. Да, и меня тронуло такое проявление чувств.
              Учитель со времён Аристотеля и его знаменитой академии отдаёт всего себя Ученику! В надежде, что ничего зря не пропадёт, наоборот приумножится!
              К сожалению, 11 сентября 2013 г. Николай Васильевич покинул этот мир. Царство ему Небесное! Вечная память!


              Комментарий к снимку: Полковник Эдуард Львович Лезин, преподаватель партийно-политической работы, позволивший мне исследовать проблему полового воспитания воинов, познакомивший меня с литературой по этой теме, сыгравший положительную роль в подготовке меня, как мужа, отца и деда.
             Во время стажировки в должности командира взвода в 36-й Оршано-Хинганской Краснознамённой конвойной дивизии (в/ч 7554, г. Москва) мне удалось провести обширное анкетирование солдат и сержантов. Содержание вопросов, методики исследования, обобщения результатов и подготовки выводов и рекомендаций – всё это мы обсуждали с Эдуардом Львовичем Лезиным.
              Защита курсовой работы поделила кафедру партийно-политической работы училища на две части. Явных сторонников и принципиальных противников даже обсуждения в военной среде проблем полового воспитания воинов. Как будто при их замалчивании всё само образуется.
              К сожалению, Эдуард Львович Лезин ушёл в мир иной. Царство ему Небесное! Вечная память!»
              Полковник Павел Александрович Черненко прокомментировал настоящий снимок: «Очень яркий человек давший мне очень и очень много. Удивительно разносторонний, а для тех кто знал его ближе противоречиво разный. Умевший сблизиться с курсантом настолько, что казалось, что он, истина в последней инстанции. Меня очень потряс его преждевременный уход. Ведь казалось совсем недавно, на встрече выпускников, я видел его в отличном состоянии тела и духа. И такая скоропостижная кончина. Скорблю до сих пор».


              Комментарий к снимку: В 1982 году полковник Лезин Э.Л. специально направил прапорщика Сергея Мезенцева на стажировку ко мне в Бобруйский батальон в должности замполита. Вот это уважение и доверие наставника до глубины души тронуло меня. Серёжа отлично прошёл стажировку.
              Мы с секретарём комитета комсомола батальона прапорщиком Петей Шатило за месяц успели вооружить стажёра всем необходимым в практической работе замполита.
              Какие замечательные люди помогали мне по всей жизни! Среди них Петя Шатило, секретарь бюро ВЛКСМ Бобруйского батальона, Сережа Мезенцев, курсант Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, стажёр замполита батальона, воспитанник любимого моего Эдуарда Львовича Лезина, полковника, преподавателя училища. г. Бобруйск, март 1982 года.


              Комментарий к снимку: Полковник Владимир Константинович Шемагин, преподаватель партийно-политической работы, вооруживший меня многими практическими навыками работы ротного политработника. Это от него я взял главный принцип своей работы: «Там, где Ищук, должно быть, как можно меньше грязи. Во всех смыслах!»
             Это благодаря моему преподавателю, мне было и трудно, и легко в службе.
             Трудно было удержаться на этой позиции. Времена общего очковтирательства и сокрытия многих и многих войсковых безобразий. Начиная от «дедовщины» и заканчивая эксплуатацией горе командирами солдат и сержантов в личных целях.
             И легко служить, однажды выбрав свою позицию, и не сворачивая с неё. Даже не смотря на ссылку в самое отдалённое подразделение в Минской дивизии, в Сычёвку. Главное тогда было для меня – не сломаться! Не поддаться соблазну стать «лакировщиком»! Всё это благодаря полковнику Шемагину В.К.


              Комментарий к снимку: Позже судьба сведёт меня с Анатолием Сергеевичем Куликов, командиром Могилёвского полка, будущим главнокомандующим внутренних войск, а затем министром внутренних дел, вице-премьером России.
              Мне глубоко созвучны его жизненные принципы: «…Прежде всего – оставаться порядочным в любой ситуации и всегда давать отпор негодяям, невзирая на их вес, рост и прочие возможности!..
              Чувство собственного достоинства – это та ценность, которую стоит защищать яростно и бескомпромиссно. От кого бы то ни было. Чего бы это ни стоило… Мои принципы просты и понятны каждому: не лгать, не предавать, вовремя отдавать долги – хоть личные, хоть государственные…» (А.С. Куликов «Тяжелые звёзды»).
              Одним словом, у меня были очень хорошие учителя! Соответственно, и я прилежно учился у них!


              Комментарий к снимку: Капитан Юрий Иннокентьевич Попов, преподаватель физической подготовки, жёсткий и бескомпромиссный человек, я бесконечно благодарен, что он через мои «не хочу!» и «не могу!» сумел за 4 года учёбы сделать из слабосильного юноши нормального офицера!
              Часто я возмущался, зачем меня мучают с этими турниками, козлами и конями. «Умирал» на кроссах и марш-бросках.
              Командир 33-й группы Александр Мазок с другими курсантами группы буквально «натаскивали» меня для прыжков через коня. Главное было выбить из меня страх удариться пахом в торец коня.
              Мне было жаль так необходимого времени для самоподготовки по другим предметам! Нет, надо всё оставить и идти в спортзал на дополнительную тренировку.
              А теперь понимаю: всё, что заложил Ю.И. Попов в меня, в моё здоровье в стенах училища, до сих пор со мной!
              Да, сейчас не до прыжков через коня. Однако труд на дачном участке требует тоже физической выносливости.
              И внуков необходимо готовить в физическом плане. Вырастут, будет, кому защищать Родину!
              Пока ещё рано говорить примут ли их в Краснодарский кадетский корпус, а затем смогут ли они поступить в наше училище – Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации.
              Важно, что уже сегодня Кирилл и Лука, соответственно, в 10 лет и 7 года от рождения, просят отца показать им видеофильм о 75-летнем юбилее училища!


              Комментарий к снимку: «Майор в юбке», как мы её называли, Тамара Константиновна Донская, преподаватель литературы, открывшая перед нами мир творчества Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева. Тихонько от особистов, рассказавшая нам об Александре Солженицыне. Раскрывшая нам поэзию Николая Рубцова. Особая благодарность!
              При огромной загруженности в учёбе, мы как-то умудрялись много читать. Книги «прозы лейтенантов» просто «проглатывали». И, самое главное, присоединяли себя к литературным героям.
              Вместе с ними «ходили» в атаки, переживали все ужасы войны. Любовь и смерть!
              Мне также повезло с преподавателем литературы и в Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Бондаренко Елена Сергеевна! Эти две женщины смогли  побудить меня не просто «проходить» автора и его книгу, а читать внимательно, разбираться в сюжете произведения.
              Разбирать все художественные приёмы автора в повествовании, особенности языка, средства выразительности, то, как он характеризует персонажи.
              Как ставится проблема. Какие решения проблемы видит автор? К каким размышлениям он побуждает читателя?
              Как ты присоединяешь себя к героям книги? Как ты пытаешься представить себя на месте героев книги?
              Находишь ли ты в себе силы поступить так, как герой повествования?
             Слава Богу, что у нас были такие педагоги! В огромном долгу я перед Вами, Тамара Константиновна!


              Комментарий к снимку: Встреча через 30 лет, 11 июля 2005 г, выпускников – «Бадеевцев» Высшего политического училища МВД СССР - 1975 г., Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России.
              На снимке, слева – направо, первый ряд: полковник Юрий Иннокентьевич Попов, преподаватель физической подготовки, полковник Василий Павлович Сидоренко, доктор исторических наук, профессор, выпускник ВПУ МВД СССР 1991 года (адъюнктура)., полковник Матвей Юрьевич Гутман, преподаватель Истории СССР, полковник Геннадий Васильевич Белорусов, начальник музея Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, полковник Анатолий Трофимович Бадеев, командир 3-го батальона ЛВПУ МВД СССР (1971-1975 гг.), генерал-майор Михаил Михайлович Тарасов, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России (с декабря 1996 г. по 2008 г.), полковник А.М. Хрунов, начальник кафедры тактико-специальной подготовки войск, Юрий Александрович Пчелкин, старший преподаватель связи и ИТСО, полковник Иван Денисович Ходанович, начальник кафедры истории КПСС ВПУ МВД СССР;
              Второй ряд: подполковник Павел Васильевич Белошицкий, заместитель командира по работе с личным составом 129-го Липецкого специального моторизованного полка ВВ МВД РФ (в/ч 5961), подполковник Юрий Вячеславович Пучков, заместитель командира по работе с личным составом 518-го Владимирского специального моторизованного полка ВВ МВД РФ (в/ч 6523), Леонид Васильевич Рябков, Владимир Михайлович Редькин, полковник Юрий Пчёлкин, старший преподаватель связи, полковник Виктор Аркадьевич Лебедев, заместитель начальника по работе с личным составом Пермского военного института ВВ МВД России, полковник Юрий Иванович Севрюгин, курсовой офицер 35-й и 36-й групп 3-го батальона, подполковник Анатолий Иванович Пугачёв, заместитель командира полка, п. Сухо-Безводное, Борис Никитин, полковник Анатолий Сергеевич Тихонов, начальник политотдела Отдела ФАПСИ при штабе Дальневосточного военного округа России, полковник Александр Михайлович Денисов, начальник отдела воспитательной работы Управления по работе с личным составом Главного командования ВВ МВД России, майор Алексей Константинович Костриков, заместитель командира по работе с личным составом 38-й Ивдельской конвойной бригады (в/ч 6602) 152-й Свердловской конвойной дивизии МВД России (в/ч 7605);
              Третий ряд: полковник Николай Владимирович Суслов, начальник курса факультета внутренних войск Военного университета министерства обороны России, подполковник Евгений Дмитриевич Евграшин, заместитель начальника по работе с личным составом Отдельной ремонтно-восстановительной базы ОДОН им. Ф.Э. Дзержинского, полковник милиции Пётр Васильевич Билык, начальник факультета Санкт-Петербургского университета МВД России, Пётр Григорьевич Гуменюк, полковник милиции Юрий Валентинович Аманацкий, профессор Санкт-Петербургского университета МВД России, полковник Вадим Александрович Скоробогатов, старший офицер отделения воспитательной работы бригады НГУ МВД Украины, полковник Николай Иванович Зинченко, секретарь Военного Совета ВВ МВД России, майор Александр Владимирович Киселёв, заместитель командира по работе с личным составом отдельного батальона по охране ВГО, подполковник Александр Николаевич Чечета, ответственный секретарь парткомиссии при политотделе ВПУ имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, полковник внутренней службы Павел Александрович Черненко, начальник отдела УИН Новгородской области, подполковник Олег Иванович Ионенко, заместитель командира по работе с личным составом 547-го ордена Красной Звезды полка ВВ МВД РФ (ОВГО, в/ч 3270, г. Электросталь), полковник Виктор Тимофеевич Стуканов, командир 85-й Ленинградской бригады ВВ МВД СССР (в/ч 7478).


Рецензии