Эгоизм на пальцах

 Эгоизм на пальцах или как обзавестись чувством собственного достоинства.


Эгоизм. Я не стану углубляться в терминологию, потому что её много и она запутанна. Объясню на пальцах, отталкиваясь от того какое значение слово "эгоизм" носит в массах. Я думаю, что каждого из нас на постсоветском пространстве да и во время существования СССР, называли эгоистом. Все мы помним: "Что такое хорошо и что такое плохо"; "Сам пропадай, а товарища выручай"; "Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг!" Под идею коммунизма была разработана идеология. Идеология была необходима, для общего блага эгоизм был опасен. Ведь общество ставилось выше, и оно было важнее чем индивид. И в этом был смысл. Ибо индивид думающий об обществе - это уже зрелая личность. Но невозможно сразу стать старым и мудрым как только родился. Каждый из нас рождается эгоистом. Такова человеческая природа. Иначе ребёнок обречен на гибель. Когда ребёнок хочет есть, а сказать об этом не может он плачет, обращая внимание на себя. Он не знает ничего кроме эгоизма, он сосредоточен на себе, на своих ощущениях и требует удовлетворения своих потребностей. В три года под действием окружающей среды и с развитием интеллекта происходят переосмысления. У некоторых. Но не у всех и не всегда. У ребёнка воспитывающегося единственным родителем, да если он единственный ребёнок в семье, да поздний и желанный, да ещё и родитель гиперопекающий, то тут велика вероятность, что такой ребёнок навсегда останется на том же уровне эгоизма, с которым он родился. Далеко не обязательно, но шансов больше. Все мы знаем примеры мальчиков "нарцисов" и девочек "стерв". Именно таких людей стыдили при коммунизме. Это люди, которые остались с изначальным эгоизмом, они в своём восприятии являются центром всего. И "научится быть стервой" нельзя, ею можно родиться и остаться на начальном уровне. Не платите деньги, кто решил таки научиться. Обратный процесс невозможен, если вдруг мозг человека задумался, что кроме него есть и другие люди, со своими потребностями, желаниями, с мечтами и стремлениями: именно в этот момент эгоизм человека трансформируется и начинает распространяться на близких людей, семью и друзей. Т.е. человек думает не только о себе, но и семье и друзьях. 

      Но вернёмся таки к коммунизму и его идеологии. Это действительно интересно и стоит нашего внимания. Человеку, не перевалившему рубеж изначального эгоизма после 3 лет, и родители, и даже любой человек на улице мог указать на якобы эгоистичное поведение. Ну, вы же знаете наш душевный заботливый народ, который искренне верит, что "обличает" чужие недостатки исключительно во благо. Тут есть нюанс. Во благо кого или чего? В условиях коммунизма и той идеологии, возможно это действительно было правильно. Для общества в целом. Но нужно понимать, что идеологию пытались напялить на неподготовленных психологически людей, по сути принуждая "младенцев" вести себя как зрелые личности, как мудрецы. Что из этого вышло? Кто-то сумел самостоятельно разобраться и пройти все стадии эгоизма и взрастить из себя и своего окружения зрелую личность, со здоровым эгоизмом,  но я думаю у всех есть примеры, когда весьма эгоцентричный взрослый, думающий только о себе, собственном комфорте и  выгоде, начинал стыдить окружающих: "Да, как можно быть таким эгоистом, да ты думаешь только о себе, единоличник, проклятый!" Знакомо? Ой, мне то как знакомо. Это можно сказать история всей моей жизни. Моя мама как раз таки тот самый ребёнок, который остался на первом уровне эгоизма, в условиях коммунистической идеологии. Считала ли она себя эгоисткой, давала ли себе труд анализировать своё поведение? Зачем? И так весь мир крутился вокруг неё, разве вокруг плохого человека, тем более эгоиста будет вращаться весь мир? Тут я сделаю оговорочку, что весь мир крутился вокруг неё исключительно в её представлении. И это ни мама у меня такая неправильная, это обычное дело для любого человека: наше восприятие себя и происходящих событий с нами всегда субъективны. Так как искажаются призмой наших убеждений, шаблонами и стериотипами.

       Итак моя мама очень часто пользовалась этим приёмом: обвинять окружающих в эгоизме. И это работало, я принимала это на свой счёт, мне действительно становилось стыдно, что я не подумала о других. Сделало ли это мою жизнь лучше? А мамину? Естественно, моя жизнь становилась от этого только сложнее, а мама достигала желаемого. Это через много лет я узнаю о проекциях, о том что в других видеть изъян психологически легче носителю условно негативного качества. Это только через много лет я с отвисшей челестью осознАю, что моя мама так и не переступила эгоизм 3 лет. Только изучая психологию мне станет ясно, что это были всего лишь навсего манипуляции для достижения маминых целей. Не воспитания меня, не улучшение коммунистического общества на базе его идеологии. А всего лишь рычаг управления, который не должен был попасть в руки незрелой личности. Сколько нас таких затравленных, со сломанными мозгами, характером и судьбами? Со встроенной в подкорку идеей альтруизма. Не в результате взросления, обдумывания, анализа и принятия собственного решения. А альтруизм с потолка, потому что нашим незрелым членам общества так жить легче, комфортней и приятней. На этом стоят секты: если вы будете хорошими и добрыми и отдадите нам все свои ресурсы, то наше божество вас не забудет, ваша жизнь станет лучше, а вы в наших глазах хорошими (перевожу: не будьте эгоистами в конце концов, почему вы должны жить хорошо, а мы плохо, давайте делитесь). И люди в которых проросла идея альтруизма - понесут деньги, отпишут недвижимость, будут бесплатно работать, ведь другим же тоже должно быть хорошо. Вы заметили какое огромное количество сект развелось на постсоветском пространстве? На альтруизме стоит бизнес попрошайничества. Благотворительные фонды часто привлекают волонтеров, на совершенно бесплатной основе, а если этот клубок чуть раскрутить там огромные суммы денег крутятся. Но зачем об этом сообщать альтруисту, правда? Сам он не догадается в этом разобраться, поможет и ещё платить не надо. Плохо? Да, обалденно! Альтруизм нужен, чтобы на нём паразитировали эгоисты. Эгоисты, которые и дальше будут пристыжать окружающих в недостаточном альтруизме. Неосознанный альтруизм, что может быть плачевней для индивида? В условиях, когда с коммунизмом что-то пошло не так.

           Мне тяжело было преодолевать клеймо эгоиста. Я действительно думала в первую очередь о всех вокруг, стремясь удовлетворить в первую очередь их интересы. Для меня не было ничего более важного, чем оправдать возложенные надежды и обязательства родителей. Они этим пользовались, они знали как мне лучше, с кем мне можно дружить, а с кем нельзя. Они лучше знали в какой ВУЗ мне нужно идти учится, для меня не было ничего выше, чем интересы сестры, которую я обожала... Надо ли говорить, что когда интересы сестры и родителей вошли в конфликт, который я приняла на себя именно я осталась крайняя? Мне было сложно с мужчинами. Я думаю понятно почему. Им то да, им со мной легко. Ибо в мозге альтруизм. И не грамма чувства собственного достоинства. Мне было 13, когда я обратила внимание, что отказываюсь от проплаченных уроков репетитора, из-за претензий подружки, что мы теперь мало времени вместе проводим. Она надавила и я ей уступила. И это продолжалось полгода. Мне было 15, когда узнала, что в компании у меня кликуха "Спонсор". И те деньги мне доставались трудом и потом и их было оооочень мало. Секс по дружбе? Да, пожалуйста! Пожертвования, любая помощь: долгие годы я психологически помогала людям в интернете совершенно бесплатно, у меня была в этом потребность - помогать, и был сильнейший дискомфорт брать за это деньги, неумение тратить на себя средства, даже когда это необходимо, и вместе с тем дорогие подарки окружающим. Это было вписано в мою суть.

          Постепенно, не сразу, я переосмысливала свои отношения с миром. У нас уже не коммунизм и общество держится на индивидуалистах. Ему - обществу, возможно, всё так же нужны запудренные мозги, но я уже в том возрасте, когда могу выбирать кем мне быть, какие качества оставить, а какие привнести в свою личность. Это конечно были мои кровь и боль. Так как мало было осознать это всё в себе, нужно было разобраться как это ещё перекодировать, приучить себя вести иначе, и не испытывать за отказ от альтруизма стыд и дискомфорт. Но сначала в моей жизни была история про Пашу.

История про Пашу.

Нам было лет по 18-20. Познакомились в кругу друзей, вместе отдыхали, и как это бывает в компаниях: новый человек, интересно пообщаться, узнать чем живёт, чем дышит. У Паши была травма глаза, и смотрел он всегда в разные стороны. Мы разговорились, Паша оказался непревзойдённым альтруистом. Альтруист уровень бог. Не знаю, я никогда не встречала людей более альтруистичных. И тогда в моей жизни была уже психология и я понимала, что это компенсация и вид конкуренции. Но сначала я наблюдала. Большинство девиц компании часто бывали у Паши в гостях, иногда с ночёвкой, но Паша оставался девственником. Его друзья без зазрения совести требовали встреч, когда у Паши намечались планы, судьбоносные планы такие как экзамены, собеседования на работе или даже рабочий день, занять у Паши деньги и не вернуть - это была классика жанра. Я всячески намекала, что это ненормально. У меня вообще обострённое чувство справедливости. Но Паша умел так логично обосновать своё поведение. Ну, ок, нет запроса, чего мне туда лезть? Однажды я приехала к нему в подпитии, в растрёпанных чувствах. Прийти к Паше в результате разрыва очередных отношений - это была самая лучшая идея любой из девчонок компании, Паша побудет жилеткой, выслушает и не воспользуется ситуацией, весьма удобно. В тот вечер он не пригласил меня к себе, как обычно, мы просто пили пиво и разговаривали. И видимо у него шли какие-то осмысления. И тут он мне задаёт вопрос:

- Наташ, как ты думаешь, что я за человек?

И тут из меня полилось. Вся несправедливость его друзей по отношению к нему,  использование, паразитирование и т.д. Я не стеснялась в выражениях, мне хотелось его задеть, обидеть. Тогда я верила, что чем больнее вначале, тем быстрее дойдёт и человек сможет улучшить свою жизнь. А мне и впрямь хотелось, чтобы его жизнь стала действительно его.

         История про Пашу меня тоже многому научила, пока позволяешь на себе ехать, всегда найдётся тот, кто ехать хочет. Кстати, Паша сделал неверные выводы и поменял свои реакции на противоположные, став в результате тем самым манипулятором.  А я поняла, что нужно менять систему координат. Нас учили принимать решения исходя из вопроса "Что такое хорошо и что такое плохо", эгоизм и альтруизм отвечают на вопрос "Кому хорошо?", а нужно ответить на вопрос: "Чего хочу именно я?". И при ближайшем рассмотрении, оказывается, что любой, любой человек хочет быть счастливым. У каждого счастье, безусловно своё. Но жить стало проще, любую ситуацию я проверяю вопросом: "А сделает ли это меня счастливой?" Если меня приглашают в гости я думаю не о том кто и что обо мне подумает, что чего ожидает и т.д. В первую очередь я тестирую себя, насколько это приблизит меня к счастью. Если кто-то сочтёт это эгоизмом - пусть. Эгоизм это забота о себе, ок я о себе забочусь, если от этого кому-то якобы плохо, то я точно знаю, что это манипуляции. Заботиться о себе нормально и естественно. Пришлось переосмыслить свои отношения к деньгами. В долг то я после Пашиной истории крайне редко даю и далеко не всем. Пришлось учиться тратить деньги на себя. В этом году у меня тоже есть достижение в этой области, я наконец-то сменила шубку, которую носила уж 12 лет. Завела правило, каждый месяц делать себе подарок. Отношения с людьми всегда проверяю вопросом: "Насколько это достойно? С обеих сторон". Ситуацию я стараюсь видеть в объеме. Я всё так же хочу найти такой вариант развития событий, в котором было бы всем участникам хорошо, и мне, и семье, и друзьям и временным союзникам и даже соседям снизу, или пешеходам, что идут в одном направлении со мной. И я понимаю, что далеко не во всех ситуациях это возможно. Порой приходится идти на компромиссы, главное, чтобы игра была не всегда в одни ворота. Смею надеется, что это и есть зрелый эгоизм.

         Хочешь научится здоровому эгоизму и обзавестись чувством собственного достоинства? Тестируй себя вопросами: "Насколько я счастлив?". и "Насколько это достойно с моей стороны и со стороны участников ситуации?" И всё встанет на свои места. Может не сразу, но непременно. И да, если моё поведение  недостойно, я это признаю и извиняюсь. Просто потому что могу. И потому что это достойный поступок в моём понимании.


Рецензии