C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рецепторная зависимость и контекст

Поступок всегда многомерен, многослоен. Врядли в момент действия  можно вполне осознавать следствия собственного поступка во всей глубине прогноза и во всех плоскостях.
При этом, кроме вероятных закономерностей, надо иметь ввиду сложность динамики реакций множества агентов человеческого сообщества и иных неучтенных влияний.

Контакт с собственным миром в реальном времени осуществляется через рецепторные системы организма. Человеку как пилоту и оператору собственного организма не нужно сознательно учавствовать во всех базовых автоматических процессах  организма. Этот контакт происходит через осознание, т.е. через осведомленность о нем. В остальных случаях это просто автоматическое функционирования систем.

Само осознание - это контакт систем разного уровня, результат интегрирования, который не есть просто сумма элементов.

Когда человек функционирует в автоматическом режиме, т.е. инстинктивно и привычно, он подвержен рецепторной зависимости, т.е. переферия - они же рецепторные и исполнительные системы, и центр - он же я-интеллект, работают как бы равноправно.

В это время человек не может произвольно вмешаться в циклическое взамодействие центра и периферии. Он реагирует на стимул с минимальным запаздыванием, которое и есть тормозная функция нервной системы, учавствующая в исследовательской активности. Функция интеллекта в том и заключается, чтобы перехватить нужные маркеры в рецепторно-исполнительном цикле, переработать в актуализированных интеллектуальных структурах, и направлять этот цикл в определеное русло.

Рецепторная зависимость в то же время является и интеллектуальной зависимостью, поскольку практически любой ситуации, в которой находится человек, соответствует некий интеллектуальный контекст, так или иначе рационализирующий текущую активность. Таким образом, контекст является необходимым фоном для зависимости.

Изменив контекст, я изменяю свое отношение к вещам, следовательно, поступаю иначе, либо мой новый контекст фиктивен и не закеплен достаточно в моих нейроструктурах так, чтобы влиять на мою активность автоматически. Т.е. остался актуален старый контекст, в рамках которого бывалые рецепторно-исполнительные циклы имеют силу.


Рецензии