Вспоминая год прошедший

В отличие от моей первой жизни, до инфаркта миокарда и сложной операции на сердце, во второй жизни я на долгое время не загадываю.  Разве что на день-два вперед.  И радуюсь, что утром открываю глаза и вижу  знакомую картину, значит, «жив еще курилка».  Только вот солнце уже давно не видел, но это не из-за того, что у меня неважно со зрением. Просто в Подмосковье солнце в зимние месяцы редкий гость. Но зато нет  ветров и сильных морозов. А вот в  родном Хабаровске  много и первого, и второго и третьего – солнца, ветра и мороза.  Но это, если так можно назвать, издержки сурового климата  моей России.

Но вот вспомнить, что произошло в прошлой жизни, никто  мне не мешает, разве что некоторые пробелы в памяти, весьма избирательной у меня.  Например, недавно один мой земляк, Савченко, который служил в частях отдельной дивизии Тихоокеанского флота на Амуре, напомнил, что мы с ним много лет назад  встречались там, на  базе КАФ, где я проходил военную переподготовку, а он служил. А я этот случай в своей памяти не сохранил. Или другой  земляк, Леша Вобликов, напомнил, что я делал ему рентгеновское исследование желудка в 11-й больнице города Хабаровска. Я тоже об этом не помнил, и это не удивительно. Для него это исследование было единственным в его жизни, а у меня таких больных за мою профессиональную жизнь прошло несколько тысяч.  Так что не всегда можно грешить на память.

Но вот некоторые события ушедшего, 2019 года, мне захотелось записать, чтобы уже не  зависеть от  памяти.  Не все они такие уж значимые в моей жизни, и тем более для нашей страны, переживающей не самые лучшие времена.  Да и порядок прошедших событий будет приведен не по датам.

Самым радостным событием в году стал приезд к нам в  гости моей дочери Наташи с сыном Женей.  Он мой третий внук, и уже совсем не маленький, очень вырос за то время, что я не видел его. Повзрослел в прямом и переносном смысле,  стал хорошим помощником матери. Мы все были рады этой встрече, и провели хорошо время, хотя не так долго, у дочери был весьма короткий отпуск на работе.

Далее хочется как-то охарактеризовать ту деятельность, которой я занимаюсь вот скоро уже три года – о литературе. Назвать себя писателем у меня язык не поворачивается, а  литератор вроде как раз  именно то.  Вот некоторые вехи на 1 января 2020 года.  Количество опубликованных мной произведений на литературном сайте составило 1242,  число читателей на моей странице – 49328, ими написано 1035 рецензий.  Появились некоторые вроде как второстепенные вехи, например, число прочитанных за  3 декабря составило 764 произведения, а днем ранее – 689 произведений.  Чем объяснить всплеск интереса к моему творчеству, не знаю, обычно за сутки прочитывается в пределах 300 – 500 произведений.  Появились мои постоянные читатели, которые читают все, что мной публикуется. Это радует, значит, кому-то моё творчество интересно, и значит, я не пишу «в стол».  Именно мои читатели надеялись, что у меня все же выйдет из-под пера четвертая книга.  И я хочу порадовать, в январе она точно выйдет, и будет рассылаться моим читателям, многие из которых мои земляки-дальневосточники. Но не только они являются любителями моего творчества, есть такие, которые просто интересуются  чем-то новым, неизвестным им.  А в моей книге воспоминания о родных местах, учебе в школе и институте, военной службе на подводной лодке,  работе врачом, чиновником краевого уровня, несколько моих рассказов.

Но не только написанием своих произведений, которые я не могу отнести к шедеврам литературы, я занимаюсь.  Много времени провожу в социальных сетях, количество моих виртуальных друзей в «Одноклассниках» и «Фейесбуке» за год выросло, и могло быть еще больше, но я намеренно ограничиваю их, мне интересны не просто  люди, а те, кто является со мной «одной крови». И такие люди появляются не только в социальных сетях, но и телефонном справочнике. В первую очередь это мои земляки из района имени Полины Осипенко.  Например, в этом году со мной по телефону общаются два брата Алексеевых, Виктор и Владимир, с которыми мы вместе играли в школьном духовом оркестре. Жизнь их разбросала, один живет в Твери, второй в Хабаровске, но это не мешает нам общаться.  Вышел я и на свою одноклассницу Веру Туникову, которая живет в Тольятти.

Но не только увеличивалось число моих виртуальных друзей и знакомых, но и реальных.  Причем часто совершенно неожиданно.  Есть у нашей семьи давняя подруга, моя землячка Вера Малинина. Она регулярно приезжает на мой день рождения. На этот раз она приехала не на день рождения, а накануне Дня шахтера, который собиралась отмечать в столице со своими сахалинскими коллегами и друзьями.  У неё и её давней знакомой Ольги было время до встречи, и они приехали к нам в гости. Ольга нам очень понравилась,  коммуникабельная и очень доброжелательная дама.  Женщины успели сходить в сосновый лес и даже набрать немного грибов, а вот со мной девчата прогулялись по городу. Для таких прогулок у меня есть устройство, называемое «ходунки». Несколько лет назад мне их прислала из Германии еще одна землячка, Лидия Смирнова. На этих ходунках я могу не только ходить без костылей, но и в любое время посидеть.  Вот это желание отдохнуть чуть не привело к трагедии. Оля решила меня катить на ходунках, толкая перед собой. Не заметила небольшой выемки, и опрокинула меня навзничь на спину. Именно так получил перелом шейного отдела позвоночника мой отец, который привел к его преждевременной смерти. Но я оказался более подготовленный к падению, успел сгруппироваться,  и голова не ударилась об асфальт, а так неизвестно, чем всё могло закончиться. Не только смехом при рассказе дома, как меня уронили, а более серьезной травмой.

Но не только прибавка в этом году была в списке моих друзей,  контактов, увы, не обошлось и без потерь. Самые болезненные для меня две, которые произошли в самом начале и в конце ушедшего года.  В феврале умерла моя одноклассница и школьная любовь Рита Кандала, причем практически среди полного здоровья. Кровоизлияние в жизненно-важный центр головного привело к мгновенной смерти. Но еще раньше , в январе, еще одна одноклассница, Люда Шумилова. Тоже инсульт, и как и Рита, она много лет работала учительницей в школе, только Рита - литературы, а Люда - физкультуры.  А вот моя коллега и друг Людмила Пиотрович долго сопротивлялась недугу, онкологическому процессу, но болезнь оказалась сильнее, и Людмила умерла перед самым Новым годом.   А вот жена земляка Володи Алексеева умерла в середине года.  Я знал и её еще по школьным временам.  Симпатичная была девушка, и такой же осталась и в возрасте.

Увы, уходит уже наше поколение, тем, кому исполнилось 70 лет.  Что делать, и наследственность не у всех хорошая, и работа у всех разная, часто нервная, что не добавляет здоровья. А иногда вообще неизвестно,  почему произошла трагедия.  Например, у Риты Кандалы родители умерли в возрасте далеко за 80 лет, жива её старшая сестра Эмма, а вот Риты не стало в 71 год.

Утратой для себя я считаю пришедшую в этом году невозможность длительных прогулок в сосновом лесу, что бывало в предыдущие годы.  Но я стараюсь все же каждый день бывать на улице,  дышать свежим воздухом. Он действительно чистый  в нашем городе,  особенно в том районе на окраине, где я живу, ибо автомобили редко ездят по улицам, да и зелени на улицах и, особенно, во дворах,  много. А в связи с проведением благоустройства,  хорошей работы дворников стало меньше пыли.  Только вот лифта в нашем доме не построят.  «Сталинка» с 3-метровыми потолками,  и подъем на наш 4-й этаж равен подъему на 5-й этаж «хрущевки», и это приходится мне делать при каждой прогулке.

Но вообще год пролетел очень быстро, как показалось не только мне. Чем старше становишься, тем быстрее летит время. Такова жизнь, с этим ничего «не попишешь».  Надо жить, причем полнокровной жизнью, а не коптить небо. Мне кажется, у меня это получается.  Так что снова буду ждать очередного дня, и, даст Бог, и следующего года.  А в этом, 2020 году поселкам на моей малой родине – Херпучам и Оглонгам, исполняется 150 лет, и я рад, что успел издать альманах с воспоминаниями моих земляков к этой юбилейной дате.  Не знаю, будет ли как-то отмечаться юбилей, скорее всего, нет, ибо поселки постепенно приходят в упадок, как это часто бывает с приисками, где кончается полезное ископаемое, давшее повод к появлению приисков,  в том числе родного для меня Херпучинского прииска, самого крупного в Хабаровском крае в 80-е годы прошлого века. 

У каждого из моих читателей по- разному сложился 2019 год. Но не будем ругать его, что было, то прошло. Будем верить в лучшее, друзья. Будет жить!!!


Рецензии
Привет, Санечка! Спасибо за воспоминания! Вроде бы недавно был 2017 год, а вот уже наступил 2020год. Это правильно, что надо помнить все события ушедшего года. Наша память помнит только выборочные события. Современному поколению повезло, у них появился друг-помощник,это интернет и смартфоны. А мы радуемся каждой фотографией, которую наши родители сохранили для нас. Для меня тоже ушедший год был печальным, ушли в мир иной последние родственники старшего поколения. Нам самим уже за 70 лет, а это не мало. Вот Оля Макарова зовёт летом всех в Херпучи. Вроде хочется, но, как представлю, что на нашем месте уже джунгли выросли, просто страх появляется. Единственное, что я хочу, взойти на Каланчу и окинуть родные Херпучи взглядом. Не знаю, что и делать. Спасибо тебе, растревожил душу, в приятном смысле. Целую. ЕГЯ.

Галина Егорова Коршунова   02.01.2020 11:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.