Мы наряжаем ёлку

Мы наряжаем ёлку.
Мы – это я и Уходящий Год.

Ёлка самая настоящая, живая. Она растёт во дворе много лет. Вначале это был крохотный пушистый прутик высотой не больше двадцати сантиметров. А теперь до её макушке мне нипочём не дотянуться.

- Чем будем наряжать?
- Ну, не знаю. Можно – бумажными самодельными игрушками. Как когда-то в детстве.
- Мысль неплохая. Но можно и смешней. Давай, мы украсим эту ель твоими воспоминаниями. Хорошими. Ведь ничто так не украшает человеческую жизнь, как хорошие воспоминания!

Что правда - то правда!
Я согласилась, только сказала:
- Наша ёлка стоит во дворе, на всеобщем обозрении. А большинство воспоминаний – это сугубо личное, так что не хотелось бы…
- Значит, надо найти то, что не будет ранить твою патологическую скромность, - посоветовал Уходящий Год. – Вот, хорошая погода, например. Самая безобидная тема.

- Это мысль! – обрадовалась я. – Представляешь, всё так удачно складывается! Именно в этом году я, время от времени, под настроение, вела что-то наподобие дневника. И там как раз в основном – про погоду.

Уходящий Год тоже обрадовался:
- Тащи это сюда, будем вслух читать, вспоминать и делать нашу ёлочку нарядной и праздничной.

Я быстренько сбегала в дом, принесла не очень толстую тетрадь в клетку. Открыла и стала читать. Первая запись в дневнике была сделана 1 января.

«Итак, Новый год – начался.
От выпитого шампанского немного шумело в голове. Чтобы проветрится, я решила пойти прогуляться по свежему воздуху, а заодно посмотреть на ёлку, на веселящийся народ.
Елка была великолепна. Высокая, уходящая макушкой в небо, вся увешанная игрушками и сверкающая электрическими огнями. Всюду возвышались ледяные скульптуры. Шумела нарядная, праздничная толпа. Дети смеялись, кричали и толкались у ледяных горок. Взрослые не сильно от них отставали. Весело было всем.»

- Ну вот, у нас уже есть украшение номер раз – ёлка, - сказала я. – Когда-то у нас была такая стеклянная игрушка. Я её очень любила.
- Ах, как же я тогда был молод! – ностальгически вздохнул старик (имея ввиду время моей записи, разумеется, а не эпоху бьющихся стеклянных игрушек!) – Продолжай, я слушаю с удовольствием.

Следующая запись была сделана 14 января.
«Погода выдалась великолепная. Вначале мне даже показалось, что пахнет весной
Разумеется, до начала тёплых дней было пока что очень и очень далеко! Солнце висело над заснеженной вершиной горы – холодное, ослепительно красивое, похожее на шарик с Новогодней ёлки.
Потом с севера потянулся ветерок, не сильный, но пронизывающий. Сразу захотелось тепла и уюта.»

- А вот и шарик, серебряный, с нарисованным солнышком!

Запись следующая.
«2 февраля.
Весь день бушевала пурга.
Видимо, я ненадолго задремала, читая «Войну и Мир» Льва Толстого. Вещь, между прочим, классная! И заснула я не от того, что мне стало скучно читать, а просто, погода на меня так подействовала: гудит, воет за окном, тоскливо так, протяжно…
Я заснула ненадолго, и мне приснился кошмар. Будто остановилось время. Совсем. Снежинки зависли в воздухи. Прохожие замерли в самых нелепых позах.
Остановилось всё, а значит - больше ничего и никогда в этом мире не случится!
Спросонок, ничего не соображая, я накинул на плечи шубу и вылетела на улицу. Ветер с размаху швырнул мне в лицо хорошую пригоршню снега. Порядок, время двигалось! Я постояла несколько минут, приходя в себя. Потом замёрзла и пошла домой.»

- Пусть это будет Снеговик.
- Почему Снеговик.
- Не знаю. Потому что холодно. И снежно.
- Ну ладно.

«10 марта.
Яркий весенний день. Светит солнце. Небо – синее, с зеленоватым отливом. (Голубое небо, то есть, получается). Щебечут птицы. Воробьи длинными торжественными рядами сидят на проводах. (И ведь не ударяет же их током, елки-палки!)
Пахнет талой водой, оживающей землёй и нагретой хвоей. Снег потемнел, осел, съёжился. Причём – буквально: стал походить на ощетинившихся ежиков.
На всех карнизах повисли длинные смешные сосульки, с которых беспрерывно капает. Всюду лужицы и робкие пока ручейки. А кое-где образовались черные проталинки, конечно пока ещё мокрые, раскисшие от грязи.
Весна!»

- Сосулька.
- Что?
- Пусть это будет стеклянная витая сосулька. Такая блестящая, весёлая...

«20 марта.
На центральной площади от ледяных фигур остались только лужи да маленькие ледяные бугорки. Ёлки давно нет. А скоро и вообще следов не останется от новогоднего праздника.»

«30 марта.
Сегодня шёл дождь. Самый первый. Мелкий, почти не осязаемый. Но от него в природе сразу что-то переменилось, посвежело. Острее запахла оттаявшая земля, оживающие деревья и даже прошлогодняя сухая трава. Мокрый асфальт, деревянные заборы и кирпичные здания тоже запахли как-то по-особому, по-весеннему.
Я шла по вечернему городу. Иногда мне казалось, что я не иду, а лечу, и что низкое, разбухшее небо приближается ко мне, и я вот-вот уже смогу потрогать руками одну из этих мокрых дождевых туч.»

- Ну, вот и дождик!
- Ага. Разбросаем его по веткам, пусть висит себе, и блестит.
- Пусть.

«2 апреля.
Сладковато-горький запах дыма: где-то жгут прошлогодние листья и траву. Небо светло-голубое с редкими полосками тонких облаков. Нужно закрыть глаза, встать лицом к солнцу и так стоять, ощущая на своём лице его бархатные лучи.
Весна аномально ранняя. Уже летают бабочки. Пробивается зелёная трава. Можно ходить по улице в лёгкой рубашке или даже в майке с короткими рукавами.»

- Эта игрушка будет называться «Весна».
- Конечно! Она будет одета во всё зелёное.
- И в голубое тоже.
- А в руках у неё – ветка сирени.
- Да. Хотя с сиренью рановато, вроде…

«9 апреля.
Резко похолодало. Подул сильный северный ветер. Запахло зимой.
Я гуляла совсем недолго, потому что замёрзла.
Вернувшись домой, я растопила камин и засела за книги.
А за окнами подвывало так жалобно, так бесприютно.
Я люблю сидеть у камина в кресле, слушать эти нудные тоскливые завывания, читать или думать о чём-то таком… О разном, одним словом.
Люблю серую ветреную погоду.
А потом я выглянула в окно и увидел, что идёт снег.
Он падал на землю крупными хлопьями и уже лежал повсюду: на дороге, на крышах домов, на ветках деревьев. И всё очень быстро становилось белым, белым, белым…»

- Ох, а про снежок-то мы совсем забыли. Ватный, посыпанный битыми ёлочными игрушками...

«20 апреля.
Первая гроза.
Весь день – морщилось, хмурилось. А к вечеру – засверкало, загрохотало, даже окна задрожали. Жуть.»

- А это пусть будет - электрическая гирлянда. Без неё ведь нельзя.
- Странная какая-то гирлянда у нас получается. Но, если ты настаиваешь…

«3 мая
Жарко по-летнему.»

«5 мая
Зацвели абрикосы, вишни.»

«9 мая
И вдруг опять пошёл снег. Он падал прямо на цветущие абрикосы.
Он ложился на землю толстым слоем, тяжёлый, липкий, водянистый. Подтаивая, он становился похожим на ажурные кружева. Но радости от этого не было – жалко было  деревья, облепленные этим ужасным снегом…»

«15 мая.
Зацвела черёмуха. Запах оболденный!»

«27 июня
Вторую неделю стоит блаженное тепло. Все, кому не лень, лежат на городском пляже кверху пузами, загорают. Кто посмелее – те время от времени заходят в воду, купаются. Говорят, что вода - не такая холодная.
После обеда я тоже отправилась к реке.
Я села на брёвнышко недалеко от воды, и сидела так, задумчивая, как принц Гамлет. Решала вопрос - нырять или не нырять?»

- Так, а это у нас что?
- Мишура. Она вся такая шуршащая и весёлая. Похожая на лето.
- Хорошо. Мишура так мишура.
- А дальше что будет?
- Дальше, я думаю, будут стеклянные ёлочные бусы. Разноцветные, блестящие. Когда-то они были непременным украшением каждой новогодней ёлки.
- Ну, или серпантин. Без него тоже скучно. Пусть летает.
- Да. А ещё можно разбросать конфетти. Чтоб совсем уж празднично.
- Можно, да.
- Тогда вперёд!

«31 августа
Последний день лета. Завтра - осень.
Осень. Не потому ли любят её поэты и меланхолики, что после весенне-летней суеты вдруг наступает ясное ощущение близости конца.
Конец огородно-садовых работ.
Конец лета. Торжественное, яркое умирание природы.
А там, глядишь, и...
...конец жизни...
И если не сейчас, то уже никогда ты не найдёшь времени, не дашь себе права остановиться на бегу и посмотреть вокруг. Просто, никуда не торопясь – порадоваться тому, что есть. Ощутить жизнь – как высшее… как единственное благо!
Всё это необходимо понять и почувствовать именно сейчас. Сейчас или никогда. Потому что никакого «потом» – не будет…»

«13 сентября
Начало осени. Чуть желтеющая листва, похожая на раннюю седину.
Вечером сидела на берегу реки. Солнце ещё высоко. Лучи его, тёплые и неутомительные. Мошки, мелькающие в воздухе. Стрекочут кузнечики. Пахнет полынью и водорослями.»

«10 октября
Последние пожухлые листья на берёзах, серые тополя. Ветер. Изредка пробрасывает снег: мелкие холодные крупинки мелькают в воздухе и падают, оседая белыми полосками в канавках, на обочинах дорог. Прозрачно, холодно.
И так уютно у окна, на зелёном, мягком, очень зелёном, и очень мягком диване.»

«29 октября
Погода сегодня была немного странная: ярко светило солнце и одновременно дул сильный холодный ветер. По воздуху на фоне безоблачного неба летели обрывки газет и полиэтиленовых пакетов. Вершины сосен раскачивались из стороны в сторону, издавая тоскливые звуки.
Глубокая, пока ещё бесснежная осень…

«7 ноября
Захотелось украсить цветами дерево за окном, давно уже голое, без листьев. Нашла в кладовке на полочке пачку тонкой папиросной бумаги. Взяла ножницы, нитки.
И вдруг пришло ощущение усталости и бессмыслицы. И жалко стало тратить на разные пустяки время, которого и так не слишком много. Да, не слишком.
Сквозь оконное стекло просочился солнечный зайчик, запрыгал по стене.
Я решила прогуляться, пока светит солнышко. Но пока собралась и вышла на улицу – светило успело закатиться за гору. Сразу стало серо и неуютно.
Тогда я вернулась домой и принялась вырезать цветы из бумаги. И развесила их уже при свете фонаря.
Вот встану завтра утром, подойду к окну, а там весна, деревья зацвели!»

«13 ноября
Ещё вчера, прогуливаясь в ближнем лесочке, собирала опавшие листья с земли, или, опустившись на корточки, нюхала запахи сухой, порыжевшей травы.
А ночью вдруг повалил снег. Он падал, белый, беззвучный и невесомый, как вата. Наутро мир за окном явился стерильно белым.»

«1 декабря
Вчера был последний день осени. Сегодня - первый день зимы. На первый взгляд они ничем особо не отличаются один от другого.
На уличном термометре те же показатели, близкие к нулю.
То же подслеповатое солнышко сквозь облака.
И притоптанный снег на дорогах и тропинках.
И тёмная хвоя сосен в ближнем лесочке…
Но – вчера была осень. А сегодня – уже зима."

«31 декабря
Снежная пыль падает невесомо, прозрачно и празднично.
Зелёный диван, зелёная пальма с листьями-веерами, туя и фикус.
Тихо-тихо. Лишь отдалённые чьи-то голоса… где-то там, там, в другом измерении: кто-то бегает в поисках новогодней ёлки, суетится насчёт подарков…
На главной площади – великолепная ёлка. Высокая, уходящая макушкой в небо, вся увешанная разноцветными шарами, сверкающая электрическими огнями. Всюду - ледяные скульптуры: Дед Мороз со Снегурочкой, какие-то зверушки, старинные крепости...
Скоро, совсем скоро, Куранты отстучат начало следующего года.»

Вот мы и закончили украшать ёлку. Теперь на ней есть всё - разноцветные шарики, игрушки, гирлянды, бусы, мишура и серпантин.
Наряжать ёлку – это такое удивительное занятие. Чувствуешь себя маленьким наивным ребёнком и одновременно кем-то очень мудрым, вечным, почти бессмертным…

(иллюстрация из интернета)


Рецензии