К А З Ы

          Сегодня я встретил своего лучшего друга детства. Работал я на стройке прорабом. Предстояла сдача объекта к майским праздникам, но как говорится, там «конь не валялся». Начальство давило со всех сторон, сроки поджимали. И вот сегодня в составе комиссии, я ходил по стройке. Определяли узкие места, и намечали план действия. Когда обход закончился, и комиссия направилась к автобусу, меня кто-то робко окликнул. Я остановился. Ко мне шёл рабочий в робе, и произнёс:
-«Сашка, привет!»
К своему удивлению я узнал в нём в своего незаменимого в детстве друга Фаниса.
-«Ой, Фаниска привет!»
И хотел обнять его. Но он отстранил мои руки
-«Запачкаешься, роба то грязная» - и подал мне руку.
Был уже конец рабочего дня, и он сказал:
-«Если не торопишься, подожди меня. Я сейчас переоденусь, и мы с тобой поговорим».
Я подошёл к автобусу, и сказал, чтобы ехали без меня, что я задерживаюсь. Фанис вышел, и мы обнялись. Он хлопал меня по плечу и говорил:
-«Видел твою фамилию на щите, что прораб стройки Старцев, но не думал, что это ты. Ещё сказал напарнику, что у меня друг детства носил такую фамилию. А вот сегодня тебя увидел, и все сомнения отпали. Всё думал, подойти к тебе или нет? Ходишь среди начальства такой важный. Думал, ещё и знаться со мной не захочет, вот опозорюсь тогда. Но когда вы уже стали уходить, подумал, эх, была, не была. Окликнул».
-«А я то, думаю, кто это так несмело окликнул меня» - сказал я.
-«И как ты, про меня мог так подумать! Всё детство ведь вместе прошло! Пойдём в кафе посидим, поговорим! Лет двадцать, наверное, прошло, как мы не виделись?»
-«Зачем в кафе? Я здесь недалеко живу. Купим бутылочку, посидим не хуже чем в кафе. Вот мама будет рада тебя увидеть».
-«Она с тобой живёт? А сколько же ей лет?»
-«Да 84 уже, но ничего бодренькая ещё.
          Сколько себя помню, Фанис был рядом со мной. Жили мы в бараке бедненько, но дружно. Оба были ровесниками и росли без отца. Отцы у нас погибли на войне. Целые дни проводили на улице. Во что только мы не играли, где только не лазили? В драках всегда заступались друг за друга. В школе учились в одном классе, сидели за одной партой. Так было всегда, но окончив семь классов, Фанис пошёл учиться в училище на каменщика. Объяснил он это так; каменщики хорошо зарабатывают, больше всех на стройке. Вот тут наши пути разошлись. Я, окончив десятилетку, пошёл дальше учиться. Поступил учиться в строительный техникум и вот стал работать прорабом. Наш барак подлежал сносу, и нас расселили кого куда. Потом была армия, семейная жизнь и мы как-то потеряли друг друга. И вот такая неожиданная встреча! Сказать, что я был рад этой встречи, это значит, ничего не сказать. Да и Фанис был тоже рад этой встрече.
Нас встретила жена Фаниса, симпатичная и дружелюбная, она сразу же отправилась накрывать на кухне стол. Вазифа апа, узнав, кого привёл Фанис, всплеснула руками,  обняв меня, и похлопав по плечу, сказала.
-«Уф, зур, малай!»- *
Было видно, что и она рада нашей встрече. Для неё мы видимо, так и остались мальчишками. Дома, с ней разговаривали по-татарски, И она почти с трудом, подбирая русские слова, расспрашивала меня обо всём. Иногда она говорила вперемешку, татарские и русские слова. Тогда Фанис приходил ей на помощь.
          Мы выпили за встречу. Фанис подвинул ко мне тарелку, и сказал:
-«Ешь, это наше национальное кушанье казы. Вкуснейшая вещь, я тебе скажу!»
Услышав это, я поморщился. Фанис обиженно сказал:
-«Напрасно ты так! Думаешь, конина так невкусно? Или ты не ешь конину? Многие русские её не едят. А вроде бы ты в детстве у нас ел её? Лошадь, самое чистое животное, ест только траву, даже грязную воду пить не будет, не то, что свинья, жрёт, что попало. Потом казы делают из хорошего мяса. Лошадь специально откармливают для этого. Это тебе не старая кляча какая-нибудь! Мясо вкуснейшее!»
-«Да, я знаю, теперь знаю, как и из чего делается эта «каза», а вот три года назад, я ничего об этом не знал. Даже не подозревал, что она существует! А поморщился я потому, что вспомнился случай произошедший со мной. И я стал им рассказывать».
          Года три назад, со своим знакомым мы поехали к нему на родину ,в райцентр на ярмарку. Планировали там прикупить мясо подешевле на зиму, да мёда.
-«Я знаю, как выбирать мёд, не обманут нас»- заверил он.
И вот там, на ярмарке, он увидел в продаже, эту самую, казы. Он пришёл в восторг
-«О, казы! Это такая вкуснятина! Возьму себе, и всей родне тоже. Бери, не пожалеешь.» -уверял он.
Я тоже взял коляску колбаски. Дома, узнав, что казы приготовлены из конины - тёща с женой категорически есть отказались. Я сев на кухне, достал казы из сумки, и растерялся. На морозе эта колбаска выглядела аппетитно, а вот дома она растаяла, и липла к рукам. Выглядела она совсем не аппетитно. Откуда тогда я мог знать, что это был полуфабрикат, и его ещё надо было варить! Это сейчас я знаю, что надо было варить не менее трёх часов, прокалывая её тонкой иглой в нескольких местах. А тогда я не знал этого, да и знакомый мой меня не предупредил. Лица моих слушателей расплылись в улыбке, и они с интересом слушали, что же дальше было. Жена моя, увидев это, поморщилась, и сказала:
-«И ты это есть будешь?»
Отступать было некуда. Мило, немило, а деньги заплатил, надо есть. Я, с трудом отрезал кусок колбаски. Кишка, в которую было набито мясо, скользила и ни как не резалась. Тогда я выдавил мясо на тарелку, и попробовал его. Сырая конина со специями, оказалась на удивление вкусной.
-«Ну и что? Сказал я жене. Народы севера едят же оленину сырой, а почему бы, не есть сырой конину?»
В общем, под стопочку водки, я съел одну треть колбаски от этой казы. А ночью у меня случилось такое расстройство желудка, что я не спал всю ночь. И на другой день, я не слезал с унитаза. Пришлось взять отгул на работе. Жена ругала меня. А тёща язвительно заметила:
-«Это он ещё хотел нас накормить этой козой. Как бы мы тогда делили унитаз на троих?»
Остаток казы пришлось отдать дворовой собаке, и она была довольная таким угощением.
Фанис, и все остальные, уже хохотали надо мной. Вазифа апа хлопала себя по коленкам, и восклицала:
-«Уф, бестолочь малай! Уф, тэжрибэсэз малай!»**
Теперь рассмеялся я. Сразу вспомнилось детство. Такими словами, «бестолочь малай» она часто ругала нас с Фанисом. Иногда это было сказано иронично и с любовью, а иногда жёстко и гневно. В зависимости от того, за какие проступки она нас ругала. Посидев ещё немного, я засобирался домой
Мы тепло распрощались, и решили больше не теряться, а поддерживать связь. Домой я шёл в хорошем настроении, да и погода располагала к этому. Был небольшой морозец, лёгкие снежинки падали на землю. Мысленно я вспоминал отдельные эпизоды из детства. Молодец Фанис, что окликнул меня, и что состоялась эта встреча. Сегодня я побывал в своём далёком детстве. Вернее это детство не на долго заглянуло ко мне во взрослую жизнь.
         


*зур малай- большой мальчик.
** бестолочь малай – бестолковый мальчик.  Тэжрибэсэз малай—неопытный мальчик.


Рецензии
Казы!!!! Это шедевр национальной кухни! Казахи говорят:" лучшая собака- тазы! Лучшее мясо- казы!"
С ув Махно

Жека Махно   06.10.2022 16:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.