Все к нам ехали, в Сибирь

ВСЕ К НАМ ЕХАЛИ, В СИБИРЬ
Чего-то вспомнилось сегодня. Кто-то разбудил память. Я жил тогда в деревне на Алтае. К нам каждое лето приезжали «шабашники» - строительные бригады. Были из Закарпатья, приезжали из Армении, из других мест. Я дружил со всеми, и некоторые из них побывали у меня дома.

Мужчина из Закарпатья принес однажды в подарок яблоко. Диковинка в наших краях по тем временам. О чем мы с ним говорили? Да обо всем. Но только не о политике. Он был старше меня. Очень сдержанный, тактичный. Впечатление о нем осталось хорошее. Я попросил его научить меня говорить по-украински. Мы начали со слова «спасибо». «Дякую» - сказал он.Я очень удивилcя. Ничего общего с нашим понятным – «спаси Бог!» , и никакой благодарности в нем не звучало. Но я запомнил его, хоть и казалось мне, что собеседник  меня разыгрывает.

Бригада работала дружно. Начинала с восходом солнца и трудилась до заката.  Располагались они в одном из классов школы, и местная уборщица, мать-одиночка, сама не имевшая жилья, готовила им еду. Приходил к ней парень – отец мальчика, да только морочил голову. Дескать, мать не разрешает ему связать с ней судьбу.

Наступило время, когда закарпатцы стали возвращаться с работы пораньше. Но не затем, чтобы отлеживаться. Они времени  не теряли. К своему отъезду  безвозмездно построили домик для школьной уборщицы и вселили ее. А для колхоза срубили добротный бревенчатый коровник. По их просьбе рассчитывались с ними пшеницей. Они отправили ее домой по железной дороге.  Затем и ехали в такую даль – за пшеницей.

Раньше или позже – не помню, но что-то строила в колхозе бригада армян. Эти были молодые. Ко мне захаживал парень, ровесник, или даже моложе меня. Мы расспрашивали друг друга о местах, где живем. Я рассказывал ему об обычаях сибиряков, о выживании зимой. Он удивлялся, так как даже не мог представить, что такое мороз до сорока градусов. Да еще с ветром!

В Армении климат мягкий. И обычаи другие. Я тогда не знал историю армян и слушал очень внимательно. Дошло до культуры. И вдруг этот парень заявляет:

- Наша нация в культурном отношении более развитая, чем русские.

- Почему ты так решил?

- У нас многие играют на скрипке, а у вас скрипок нет. Балалайки.

- Не только. Есть гармошки, баяны, мандолины. Целые оркестры народных инструментов. Есть в них и скрипки. То, что в сельских домах нет скрипок, это ничего не значит. Думаю, у вас тоже их раз-два и обчелся.

- Нет, инструмент распространенный.

- Давай вместе сыграем: я – на мандолине, ты – на скрипке.

- Лично я не играю. А по селам и городам скрипок много!

Мы вышли на воздух, на берег широкого озера. Как раз там невдалеке, на другом берегу, купались наши парни и один армянин из бригады. Ребята плескались, окатывая друг друга водой. Что-то гостю не понравилось, и он применил против деревенского парня хук справа. А ударил он самого задиристого юношу нашего села. Сдача была бы неминуемой, но армянин бросился вплавь к противоположному берегу, на котором они все разделись.

В погоню поплыли сразу несколько человек, однако армянин изначально вырвался вперед, и догнать его на воде не представлялась возможным. Но впереди ведь был берег! Там бы его и настигли юноши. И доподлинно известно, что его ожидало.

За всем этим внимательно наблюдал участковый милиционер, подъехавший на мотоцикле с коляской к одежде купальщиков. Как только армянин ступил на берег, он велел ему взять одежду, посадил в коляску и увез, как говорится, в неизвестном направлении.

  Мы напряженно ожидали развязки. А тут вмешалась власть. Даже я возмутился, не вслух, правда. Мой приятель армянин широко улыбался. Немного поразмыслив, я решил, что милиционер поступил мудро. Он увез зачинщика драки с берега, где могла произойти потасовка.  А отпустил его там, где была остальная бригада, строго наказав вести себя прилично.


Рецензии
Очень понравилось, что приезжие построили домик уборщице.
Я вот что думаю, Василий. Не так все у нас в стране, потому что боятся рабочему человеку лишнюю копейку заплатить. Знаете как США преодолели Великую депрессию? И вывел из неё страну президент Рузвельт. Он начал со строительства дорог и мостов, напечатав деньги и расплачиваясь с людьми.
В начале перестройки слышала от одного американского деятеля, что для того, чтобы работала экономика у населения должны быть деньги. И ведь это простая и ясная правда, понятная детям, играющим в "магазин".
Слышала вздохи продавщиц рынка, что "у людей низкая сменяемость одежды". А откуда ей быть, если у людей денег нет на неё?
Причина в дьявольской идеологии, которая была внедрена с помощью Маркса, к тому же русофоба. Если Вы не читали о продаже его души дьяволу - прочитайте http://proza.ru/2021/07/13/896

А "поддерживать окраины" таким способом, как Вы описали - это не выход, а всего лишь дьявольская насмешливая уловка безбожной власти, которая была повсеместна и всюду, и на любой манер и вкус. Но власть этого не понимала и вряд ли поймет, т.к. она безбожная и считает, что дьявол выдумка и Бога нет.
Даже на западе с этим делом дела лучше http://proza.ru/2021/12/14/1645

Добра желаю!

Татьяна Борисовна Смирнова   10.10.2022 08:30     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Татьяна Борисовна!
В Сибири, в частности на Алтае, можно было заработать зерно в натуре, вот и ехали к нам из Западной Украины и Армении. Получали и отправляли контейнерами. Я с этими людьми разговаривал и дружил. В то же время местным людям подряд за те же деньги не давали! И это я видел в других местах. Почему это так, мне понять не дано, информации мало. Кого в этом случае поддерживает государство?
Похоже, что и тех, и других.
Но ещё больше поддерживало страны социалистического лагеря. Слухи о том, как там жили, доходили. Возмущались по поводу благополучия чехов: "Они скоро пивопроводы себе в квартиры проведут!". А мы довольствовались остатками. Видел, как с Алтайских степей бесчисленные табуны КРС грузили в вагоны и слали в Улан-Удэ. А там неизвестно куда, но у нас мяса в продаже не было.
Бог наказал безбожников, приведя к власти Горбачёва и Ельцина. Вот уж они порезвились! Потом Бог послал нам Путина, человека из народа. И мы снова говорим: "Мы русские, с нами - Бог", как говаривал Суворов.
Всё будет хорошо! Если такие молодые, как Вы, прониклись, то теперь мы обречены на Победу по всем направлениям!
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   10.10.2022 09:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.