Арендные рейсы

Ни для кого не секрет, что торговый флот является резервом военно-морского флота как в военное, так и в мирное время. Крупнейшие морские державы, продающие и поставляющие по всему миру оружие, используют торговый флот, направляя его в «горячие точки», как принято говорить.  При необходимости используются и пассажирские суда. Тому пример, переброска кубинских войск с Кубы в Анголу и Эфиопию на советских судах.  Американские пассажирские суда также использовались для переброски войск в Европу и во Вьетнам.
 
Довелось мне перевозить и Американское оружие из Штатов в Бахрейн. Ничего особенного в этом не было. Наш экипаж работал на судне иностранного судовладельца под Багамским флагом,отфрахтованном в тайм-чартер на 1,5 месяца. Дело было в 1992 году. После погрузки военной техники и снаряжения в трех портах США, взяв палубный груз в Нью-Йорке, мы снялись на Персидский залив.  Погрузка в Норфолке впечатлила размерами военно-морской базы, что удивительно, властей США нисколько не смутило, что состав экипажа – граждане Украины.

Когда же мы прибыли в Бахрейн на военно-морскую базу США, то американские «друзья» несколько растерялись. Отдельные «товарищи» выходили из каюты капитана на открытую палубу и по мобильной связи с кем-то разговаривали. Разрядил обстановку наш старпом, заверив американских «друзей», что в жизни часто приходилось возить военные грузы, а держать язык за зубами нас приучили давно. В заключении, после оформления прихода, нам разрешили перемещение по военной базе,но ограничили маршрут от судна к мини-маркету и обратно. А вот выход на открытую палубу с 06.00  до 07.15 был категорически воспрещен. Причина этому вскоре стала понятной. Недалеко от нас был ошвартован американский плавучий госпиталь и медперсонал, а также американские барышни утром делали физзарядку практически у борта нашего судна. Конечно, не всегда спец. рейсы, а у нас они назывались почему-то арендными рейсами, заканчивались хорошо. Были и бомбежки в Хайфоне, и подрывы судов в Анголе, и много чего было…  Но мне почему-то всегда вспоминается что-то веселое. 

Уже в порту погрузки капитан получал в Первом отделе «информацию по связи». На переходе хранили молчание. Несколько раз довелось перевозить танки из 3-го района Николаевского порта в Сирию, Тартус. Несмотря на секретность рейсов, всегда на входе в Босфор суда с военным грузом встречал и обязательно сопровождал турецкий спецкатер.  Надо полагать, катер был оснащён спецаппаратурой и спецкомандой. Наши американские «друзья» были бдительны. Так вот, по прибытию в Тартус, сирийские военные оказывали сверхгостеприимство. Капитан, комиссар и стармех обычно приглашались на обед в лучший ресторан Тартуса. У сирийских военных было все отработано. После обеда в ресторане был перерыв до вечера, а вот вечером  надо было принять сирийских товарищей на борту судна. Дело в том, что наше судно было ролкером. Колесная техника и танки выгружались очень быстро. Но в данном случае, командовали парадом не мы. Как только на борту оставался последний танк, выгрузка останавливалась, а попытка возразить не воспринималась, хотя сирийцы сносно говорили по-русски. Удивительного в этом не было ничего, так как военные сирийцы учились в советских военных училищах. 

Надо полагать, что они были христианами и уж точно не мусульманами, так как водку они пили не хуже наших. Вечером на судно прибыла внушительная делегация вместе с женами и детьми. Конечно, представительских на все эти банкеты не хватало, но дружба дороже всего и личные запасы сглаживали нищету. 
В один из таких заходов в Тартус, в вечерний ответный визит на борт судна прибыли военные, некоторые с женами, а одна пара даже с грудным ребенком. 
Ребенка положили у меня в спальне на кровати. Хорошо посидели, были тосты за руководителей страны, за дружбу между сирийским и советским народом, а восточные женщины не вмешивались в несусветную ахинею мужчин. 
Как любое мероприятие, так и банкет, рано или поздно должен был закончится. Наших сирийских друзей вызвался проводить комиссар. Уже находясь на рампе, он вызвал меня по УКВ и сообщил, что одна из женщин сильно плачет. Мне не пришлось его расспрашивать о причине, т.к. в этот момент я зашел в свою спальню и увидел на койке грудного ребенка. В отличие от своей мамы, он смотрел на меня счастливыми глазами. Мой вахтенный помощник отнёс малыша плачущей матери и прощение было радостным для всех. На следующий день, как обычно в восемь утра, по рампе выкатился последний танк и мы снялись по назначению.

Не менее забавный случай произошел в Ливии, Тобруке. Назвать портом Тобурк можно весьма с натяжкой. Скорее это портопункт. Глядя на унылый пустынный пейзаж вокруг Тобрука, с трудом можно представить, что в 1942 году здесь шли тяжелые кровопролитные бои между армией Ромеля и англичанами. Мне как-то попалась в руки небольшая повесть «Кровь на песке», где говорилось, что в составе английских войск, оборонявших Тобрук, был не то батальон, не то бригада, состоявшая из бывших советских военнопленных, бежавших из немецких концлагерей. Утверждалось, что они практически все погибли, но Тобурк не сдали. Правда это или нет, утверждать не буду. Столь глубокие изыскания по этому вопросу я не проводил, но в памяти отложилось. То, что Ромель потерпел поражение под Тобруком и не дошел до Суэцкого канала - факт. Но в данном случае не об этом. 

В порту погрузки "наши люди" меня предупредили, что получатель груза не ливийцы, а свободолюбивые повстанцы из Республики Чад. 3десь следует немного отвлечься от сути события. Ближний Восток и Север Африки населяют арабы, но живут они по разным  законам, господствующих в их странах. Пожалуй, только Саудовская Аравия и Ливия до фанатизма следуют мусульманским законам. Суда, заходящие в порты этих стран, подвергаются такой проверке, что иначе как «шмоном» это не назовешь. 
При этом судовые запасы и сигареты их волнуют мало. Основной поиск –  нелегальный алкоголь и самое страшное – это фривольные журналы, календари и даже газеты, где женщины не совсем достаточно одеты. Зная все это, суда готовятся к заходу в эти пуританские порты и все складывается в таможенном помещении. Но тем не менее обыски все равно происходят. Но вернемся к заходу в Тобрук. После швартовки, на борт поднялись ливийские власти. Среди них выделялся здоровенный двухметровый негр в военной форме и маскировочной плащ-накидке. Оформление прихода было быстрым. Власти что-то переводили на арабский язык этому здоровенному спецназовцу. В заключении мне сказали, что контроль выгрузки груза и подписание грузовых документов будет осуществлять загадочный посетитель. Вся эта дружная компания вскоре удалилась, а примерно через час в мою каюту буквально протиснулся через дверь загадочный спецназовец. Пришёл мой черёд удивляться. На довольно хорошем русском языке он обратился ко мне с просьбой выделить ему пару бутылок водки. Как раз пара бутылок у меня была в запасе на непредвиденный случай, хотя это и был риск. Черная таможня особенно не церемонится и проверяет всех от буфетчика до капитана. Хотя суда с грузом для правительства, как говорится - «кaрго фор гавермент» - проверяются реже. Я как-то попытался объяснить моему неожиданному гостю, что «шнапс» в открытую нельзя носить.
 - Нет проблем, заявил мой неожиданный друг из Чада и, подняв маскхалат куртки, засунул две бутылки водки за пояс, как гранаты.
- Там, на фронте, ребята будут довольны, сказал он мне на прощание.
Разумеется, больше никогда я его не видел, но впечатление осталось.


Рецензии