кем они были в жизни?
Кем они были в жизни -
величественные Венеры?
Надменные Афродиты -
кем в жизни
были они?..
Не думать... Превратить мозг в нечто расслабленное. Кому нужны слова? Выбросить слова. Слушать звуки и краски. То совсем другой язык. А в промежутке – ритм, пульс, день , ночь, жизнь.
Раскачиваясь,
размахиваясь,
колокола
звенели.
Над городскими воротами
бессонно горели огни.
Натурщицы приходили
в нетопленные каморки.
Натурщицы приходили -
застенчивы и чисты.
И превращалась одежда
в холодный
ничей комочек.
И в комнате
становилось теплее
от наготы...
И вас не покидает чувство, что сохранение или восстановление этого волшебного моста во времени составляет единственный дар того, что мы привыкли именовать судьбой.
Отгородиться от сегодняшнего мира...
Колокола звенели:
"Все в этом мире
тленно!.."
Требовали:
"Не кощунствуй!...
Одумайся!..
Отрекись!.."
Но целую армию
красок
художник
гнал
в наступленье!
И по холсту,
как по бубну, грозно стучала
кисть.
Я верила, что существует связь между душами нашими и их... Мне нравится застывшая глубина их силуэтов, точно так же, как может нравиться вина незнания, непонимания, слишком явного, чтобы обойти их молчанием.
Люди, что сортируют старинные сокровища, – это коллекционеры. Это - подобия пиратов, лишающие вещи их истинного значения. В самом деле, что за нелепость: ключи без дверей, юбки без тел, шпаги без трупов, остановившиеся часы, монеты, на которые уже ничего не купишь и картины...
КАРТИНЫ в запасниках и тайных комнатах! Чем меньше они служат своему прямому назначению, тем выше их рыночная стоимость. Все это граничит с безумием. Но художник, творец тех картин, он....
Удар!
И рыхлый монашек
оглядывается в смятенье.
Удар!
И врывается паника
в святейшее торжество.
Стекла дрожат в соборе...
Удар!
И это смертельно
для господина бога
и родственников его...
Что-то звало его, окликало, а он не знал, что именно. Может быть, ему чудилось, будто он потерял дорогую вещь, и он не знал какую....
Или казалось, будто его зовет издали какое-то существо и нужно спешить на помощь, но неизвестно куда.
Колокола звенели.
Сухо
мороз
пощелкивал.
На башне,
вздыбленной в небо,
стражник седой
дрожал...
И хохотал
художник!
И раздавал пощечины
ханжам,
живущим напротив,
и всем грядущим ханжам!
У него, у меня, у нас было ощущение, что мы коснулись абсолютной тайны, что она вот-вот раскроется и был иной мир, предшествующий тому свету, что омывает нас. И всегда будет другой мир, совсем рядом с нами, тот, что незримо витает в нашем мире. На свете есть два порядка вещей. Вещи отсюда и вещи оттуда.
Среди откровенного холода
краски
цвели на грунте.
Дул
торжественный ветер
в окна,
как в паруса.
На темном холсте,
как на дереве,
зрели
теплые груди.
Мягко светились
бедра.
Посмеивались
глаза.
Они оставались наедине с биением собственного сердца. Лица излучали сияние, и казалось, по ним струятся слезы.... Художник, да, он стремился не к тому, чтобы сохранить эти следы, он хотел другого – остаться в этом коконе счастья. Вместе они продвигались сквозь скопище намеков и символов, сквозь время. И там, где они уже сегодня, витает какой-то старинный аромат, который существовал веками и который в один прекрасный день становится самым новым, самым удивительным запахом в мире и непрестанно зовет к себе, как зовет доверие.
И раздвигалась комната.
И исчезали
подрамники.
Величественная Афродита
в небрежной позе
плыла!..
А натурщицам
было холодно.
Натурщицы
тихо вздрагивали.
Натурщицы были
живыми.
И очень хотели
тепла.
А еще ему случалось чувствовать при расставании с ними, что его собственные руки катастрофически пусты, что он до сих пор и не жил, что он безнадежно далек от той черты, за которой начинается счастье, что он даже не пригубил чашу наслаждений .
Между ними и остальным миром возникала та адская пропасть, которую и сегодня нам нужно одолевать заново.
Они одевались медленно.
Шли к дверям.
И упорно
в тоненькие накидки
не попадали плечом
И долго
молились
в церкви.
И очень боялись
бога...
А были
уже бессмертными.
И бог здесь был
ни при чем.
Свет рая… Мы знаем его природу. Этот свет в картине был таким золотистым, что казался почти молоком, пронизанным солнечными лучами, сотворенным из волшебного сияющего вещества, которое, не имея материального источника, не может и померкнуть. Это они... делали его таким.
На стихи поэта Роберта Рождественского.
"Рождение Венеры." Адольф Вильям Бугро. Франция..
Свидетельство о публикации №220010201448
поздравляю с прошедшим католическим рождеством,
пришедшим Новым годом и
приближающимся православным рождеством.
Интересные стихи. Интересный разбор. Интересное впечатление...
А если по существу, то Р.Р., по устоявшейся тогда традиции, путал религию и Бога.
Он не виноват. Тогда по другому было нельзя, а сегодня - тоже рискованно.
Бог - он говорил со мной.
У него много образов, и в каждом он красив.
А религия - отражение божественного в кривом зеркале, да еще и на копилке для сбора подаяния.
Стучать кистью по холсту не пробовал, обычно я работал в более мягкой технике, предпочитая акварель и пастэль.
На мотив школьного вальса:
Натурщики, натурщицы, мальчишки и девчонки...
Довольно тяжелая работа, как мне кажется.
Почему умирали натурщики после Репина?
Они выполнили главное в своей жизни, а их душа оказалась "пришпилена" к холсту.
Как мотылёк. А без души жить больно.
О другом: интересно, в этом году будут морозы на православное рождество?
На католическое слегка подморозило, а потом - снова развезло.
И атмосферное давление - то в гору, то круто с горки...
Понравилось.
Аарон Великолепный 03.01.2020 17:44 Заявить о нарушении
про религию и бога ты здорово...
не могу не согласиться))
и за добрые пожелания спасибо)))
а морозы - да будут, как не быть...
зима ведь.
а если даже и не будут, то мы их придумаем.
до встречи на твоём меридиане!!!!
Татьяна Лаевска 05.01.2020 00:55 Заявить о нарушении