Суд Божий 13. Там горлица сидит среди развалин...

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: во французском  аббатстве Фонтевро (герцогство Аквитания) могила короля Англии - Ричарда I Плантангенета по прозвищу Львиное Сердце, короля Англии с 1189 по 1199 год, сына короля Генриха II и герцогини Алиеноры Аквитанской. Традиционно  в истории средневековой Европы Ричард I считается одним из великих вождей Третьего крестового похода. Ричард Лев - герой баллад и романов, самый известный из которых - "Талисман" сэра Вальтера Скотта. Рядом с Ричардом надгробие его матери - Алиеноры Аквитанской. 
ЗДЕСЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ РОМАНА - ФЭНТЕЗИ, в котором сюжет раздваивается на два времени: действие "прыгает" из современного Петербурга в средневековую Палестину и обратно. События в прошлом начинаются накануне Третьего крестового похода (1189 – 1192) – после сентября 1186 г. Кроме упомянутых исторических лиц, другие герои этого рассказа - "родились эти люди из снов.." - как сказал герой "Театрального романа" Михаила Булгакова. Но сны бывают настолько реалистичны, что уж не знаешь, что и думать?..
                ______________________________________

КОНЕЦ  ГЛАВЫ 12:  ...И наконец я понял: в мире если ли что-нибудь не вызванное к жизни, – не заклятое нами же?! Нет! Ничего нами не заклятого нет!! Везде равно страдают люди. Печаль моя, наконец, потонула в общей печали. Утоление чужих страданий приносит радость не напрасно прожитого времени: «Сердца, где радость вечно дома...»? – постигая эту премудрость из премудростей, я мужал.
                ______________________________________________

         Лепящий черепа таинственный
                гончар
             Особый проявил к сему искусству
                дар:
             На  скатерть бытия он опрокинул
                чашу
             И в ней пылающий зажёг страстей
                пожар. (Омар Хайям)
                *     *     *               

13.  «ВОТ  СНОВА  ДЕНЬ  ИСЧЕЗ...» - Д*У*Н*О*В*Е*Н*И*Е  И*С*Т*О*Р*И*И. Все странствия когда-нибудь да кончаются. Так, описав круг, подошло к исходу и наше странствие. "Дин-дин-дон! Дин-дин-дон! Дина-дин-дин-дон!" – прощально звенели назареянские колокола вслед отплывающему в Палестину кораблю. Короткое, – слишком короткое! – перед расставанием обратное плавание – из Марселя в Яффу. И гладка была для нас по-прежнему опасная морским и сухопутным разбоем дорога в Иерусалим, где ждали познавшего западный мир хакима последние дела. Последние дела перед тем, как оставшиеся годы провести вдали от суеты, в оазисе под пальмами, в маленьком белом домике беседуя только с многоликим творцом жизни – космосом. Так решил сам хаким. Кто может оспорить господина своей судьбы?!

  «В о т  снова день исчез, как ветра лёгкий стон. Из нашей жизни, друг, навеки выпал он!» – так много событий вокруг за пятнадцать истёкших вёсен утекло в вечность! Неужели пятнадцать вёсен миновало?! А кажется, только вчера мы отплывали на Запад. Катило, кидало, неутомимо гнало море буйные табуны волн. Для человека безмерностью страшные мешались – с пенным клокотанием ворочались в морском котле массы необозримых вод. Вот также безжалостно поступает время и с людьми.
 
  «К л я н у с ь  звездой падающей!» (Коран) - падающая звезда – знамение. Падали на нашем пути звёзды. Истощались и вновь взрывались в мире войны. Пока мы странствовали, собирались и исчезали армии; границы возникали, и границы стирались. Через год после нашего отплытия в 1187-м буйный рыцарь Рено де Шатильон, в очередной раз презрев четырёхлетнее перемирие, по своему обычаю ограбил богатый мусульманский караван, с которым на его беду ехала и старая султанша - мать самого Салах-ад-Дина. Тогда: «Н и з в ё л  Аллах покой свой на своего Посланника и на верующих, и низвёл войска... и наказал тех, которые не веровали; это воздаяние неверным».
 
  Мирскими словами говоря, оскорблённый и справедливо разгневанный Салах-ад-Дин возле Тиверии на ристалище несравненно более жарком, чем моё прошлое, наголову разбил ослабевшее в безводной пустыне войско короля Иерусалимского, на горе себе внявшего в этот раз недальновидным либо неудачно коварным советам магистра тамплиеров - чёрной птицы Ридфора.

Ох, не следовало королю Иерусалимскому давать это сражение возле Тиверии! На сей раз в плен попался и знаменитый рыцарь - разбойник жестокий Рено де Шатильон. Говорят, Салатдин спросил его, зачем же было так беспардонно нарушать все законы божеские и человеческие, ибо договор перемирия чтят даже дикари? И будто дерзко ответил Шатильон (пощады он не ждал, - терять ему было нечего!): «Т а к  ж е  в с е г д а  п о с т у п а л и  в с е  к о р о л и». Можем ли мы назвать эти слова не неправильными - с историей несогласными?!

 Собственноручно и немедленно снеся саблей голову лютому врагу своему Шатильону (1123 — 4 июля 1187), султан Египетский велел казнить и захваченных на поле боя заклятых врагов своих - безжалостных врагов ислама 230 рыцарей госпитальеров и храмовников-тамплиеров. Война есть война, и бессмысленно щадить врага, который тебя в будущем не пощадит. Но по какой странной тайной причине пощажён был Великий магистр рыцарей Храма - Жерар де Ридфор?! Было ли это прост везением? И как-то он чувствовал себя, подведя под казнь своих рыцарей?

С остальными пленниками султан не был жесток: за честное слово-обещание не воевать с ним больше, что означало и – не защищать Иерусалим. Правда низложенный король Иерусалимский Гвидо провёл неприятное время в тюрьме. Без христианнейшего короля святой город Иерусалим после недолгой осады сумел договориться о сдаче с честью: за право свободного за выкуп выхода из города христиан и мирных жителей, и воинов открыл перед милостивым – не допустившим резни победителем султаном врата.

И тогда, перед сдачей города, напомнили Салах-ад-Дину сподвижники, что в лето 1099 года захватив  Иерусалим, крестоносцы безжалостно вырезали в нём всех исповедующих ислам. Тогда и султан напомнил сподвижникам, как при продвижении христианских рыцарей к Иерусалиму ведавшие его защитой мусульманские власти  перебили большую часть коренного христианского населения, дабы не помогали войску рыцарей. Лишь немногим христианам тогда удалось бежать из города и донести горестную весть до армии крестоносцев. "Но тогда правила династия Фатимидов, а мы - Аюбиды", - тонко улыбнулся султан.

Будто бы ещё изрёк мудрый султан, что кровь не выкупает кровь, а лишь заклинает дальнейшую кровь. И уж во всяком случае мудрый не станет лить лишнюю кровь. Можно взять Иерусалим последним кровопролитным штурмом, ибо защитники его истощены и немногочисленны, но они храбры, терять им нечего. И сколько ещё славных воинов - исмаильтян погибнет при штурме? Армия сынов Пророка и так уже понесла большие потери, а взятый город придётся и защищать. К тому же осаждённые грозят перед своей гибелью уничтожить в городе все святыни ислама. Грозятся и успеют сделать это. Так что же лучше: после штурма груда заваленных трупами развалин или целый город? И согласившись, склонились пред мудростью Салах-ад-Дина его сподвижники.

2 октября 1187 года град Иерусалим сдался из династии Аюбидов султану Салатдину. Состоятельных отпускали за выкуп. Но многие неимущие выкуп дать не могли.  И султан в конце концов снизил цену и даже сам выкупил почтенного возраста неимущих христиан (выходит: сам у себя выкупил!), видимо, этим милосердным поступком перед небом уравновешивая жестокую казнь рыцарей.

Отдадим на этот раз должное и патриарху Ираклию, не бежавшему или не успевшему бежать перед осадой из Иерусалима, и тоже выкупившего немало христиан. Властолюбивый, амбициозный и коварный, в сражениях предпочитавший отсутствовать по болезни, жадным на деньги Ираклий не был. А что же рыцарь Рансей:  что с ним сталось? - можете спросить. Рансей не попал в большую - не в мою личную маленькую историю. Большая история о Рансее ничего не говорит, как и о пишущем эти строки, впрочем.

  «Ж е с т о к и й  э т о т   м и р  нас подвергает смене Безвыходных скорбей, безжалостных мучений. Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл...» Бесславно кончился Второй крестовый поход, и тут же разразившийся Третий выдвинул на знойное ристалище истории свежего бойца – короля Англии Ричарда I Львиное Сердце – так прозванного за яростную храбрость и даже врагами назарян – сынами Исмаила чтимого за неслыханную верность слову.* Но доблесть короля - истинного рыцаря на сей раз не в полной мере помогла христианскому войску.

Кроме Ричарда Льва возглавить Третий Крестовый поход договорились: император Священной Римской империи Фридрих I по прозвищу Барбаросса - Рыжебородый,  французский король Филипп II Август и австрийский герцог Леопольд V. Этот столь авторитетно возглавленная компания уже и началась неудачно. Так и не успев присоединится к союзникам, Барбаросса утонул в Киликии то ли при переправе, то ли купаясь в реке. Ох, не следовало рыжебородому королю в шестьдесят семь-то лет легкомысленно лезть в коварную речку Гёксу! (Киликия — область на юго-востоке Малой Азии на юге современной Центральной Турции). 

Многих рыцарей Барбароссы скосила дизентерия, из оставшиеся в живых благоразумные, хотя и без славы предпочли вернуться домой. Разве смерть предводителя не дурное предзнаменование?! Не указание ли это свыше? Коварный король франков Филипп II под предлогом болезни тоже скоро возвратится в Европу, чтобы, как выяснилось, в отсутствие Ричарда Львиное Сердце отобрать у него герцогство Нормандское. Герцог Леопольд оказался человеком весьма неуживчивым, скорым на ссоры, поэтому большого авторитета не стяжал. И Ричард остался единственным чтимым вождём уже истомлённых и раздражённых неудачами рыцарей.

Пока западные рыцари и их короли ссорились, удачливый стратег Салах-ад-Дин, объединив силы сынов мусульман, овладел почти всей Палестиной. Границы его владений вокруг Иерусалима и морских портов, правда, были зыбкими. Войско султана то наступало, то отступало, но всё же оно воевало на своей земле и за свою землю. Центром - ареной борьбы стала переходящая из рук в руки прибрежная крепость Акра, где затворились бывший король Иерусалима Гвидо ди Лузиньяк и Жерар де Ридфор.

 В 1189, в одной из очередных стычек у Акры за лукавую игру поплатился магистр тамплиеров Ридфор, мамлюками (избранной гвардией) султана пленённый и тут же обезглавленный, видимо, чтобы султан не успел ещё раз помиловать этого для обеих сторон неудобного человека! Запятнавшийся подозрением в двойном предательстве чёрная птица - Ридфор однако был храб: на поле боя рубился до конца. Храбрость на сей раз не помогла: «А  у  т е х, к о т о р ы е  н е  в е р о в а л и, деяния словно мираж в пустыне!» (Коран)

  Ещё через два кольца полных двенадцати лун в 1191-м от разразившейся - косящей ряды осаждающих крепость Акру рыцарей заразы, либо от собственной старой болезни печени (официальная история не всё знает!)скончается желчный патриарх Ираклий. Этот, без позора, при внешне благовидных обстоятельствах, хотя в смерти на поле чести судьба ему отказала: «Н е б е с н ы й  с в о д  ж е с т о к  и  с к у п  н а  б л а г о д а т ь!» Небесный свод, верно, иногда и скуп, да ведь не все в полной мере благодать и заслужили.

Не только сильный и хитрый противник, но и все обстоятельства были всё более и более обращались против пришельцев с запада. Сколько-то сражений рыцари у султана выиграли (сабля против меча проигрывает!), но очередная попытка отвоевывания Святого града грозила разноплемённым остаткам армии назареян не слишком почётной для благородных рыцарей гибелью от болезней, перегрева в железных латах на палящем солнце и отравленных колодцев. Сам вождь крестоносцев Ричард от непривычного климата был настолько болен, что едва мог встать.

Истощённой и отделённой морем от родины армии крестоносцев пополнения взять было неоткуда, тогда как султан мог пополнять ряды своих воинов. Летом 1191 всё-таки отвоевавшему крепость Яффу - важный морской порт у Иерусалима английскому королю неволею пришлось склониться перед печальной очевидностью. Он, возможно, смог бы захватить Иерусалим, но не смог бы его удержать. Кроме того в Англии родной младший брат Ричарда - принц Иоанн по кличке Безземельный жаждал присвоить себе престол брата старшего.

После всё-таки взятия разрушенной отступавшими Акры обозлившийся Ричард велел казнить 2700 мусульманских пленников: «со связанными руками они были умерщвлены на виду у сарацин». После чего - естественно! - намечавшиеся очередные переговоры с Салах-ад-Дином сорвались. Вообще, то один, то другой вождь крестоносцев желал начать с султаном переговоры. Султан же первоначально никому не отказывал, но и не соглашался на странные требования: ему отступиться от своей земли?! Глупые назареаяне! Всё правильно рассчитавший султан тянул время: ждал, когда благородные рыцари как следует перессорятся. И султан не ошибся!

К 1192-му крестоносцы уже два года осаждали и почти овладели Акрой, но и сами были окружены подвижными войсками не слишком рвавшегося к внешним победам хитроумного стратега Салах-ад-Дина, во время осады Акры посылавшему больному Ричарду свежие фрукты и бесценный в жару лёд. Ричард слал ответные дары. Пока властители играли в благородство, воины их, как водится гибли в неучтённом историей количестве. А султан Салах-ад-Дин, отступая, на сей раз не брезговал тактикой "выжженной земли": измотанные рыцари оказывались на развалинах без воды и продовольствия.
 
Взвесив все доводы, к чему наверняка прибавил крепкое словцо, романтический воин за Гроб Господень Ричард-Лев наконец-то разумно договорился с умевшим чтить чужую доблесть султаном о беспошлинном пропуске мирных христианских паломников из Яффы в Иерусалим. Такова оказалась цена безмерных усилий и всей огромной крови сотен тысяч жизней.** Спросим: разве нельзя было о том же договориться мирно?! Не странно ли, что мир на крови противоречит как велениям Пророка милостивого, так и заповедям милосердного христианского бога?!

Так или иначе, а на исходе завоевательной войны у завоевателей осталась едва-ли десятая часть ранее завоёванного. Теперь по береговой линии Средиземного моря вилась только тонкая золотая нить христианских гаваней, напоминая о сказочном, но недолгом величии христианского королевства Иерусалимского: «Г д е  в ы с и л с я  ч е р т о г  в далёкие года...  Там ныне горлица сидит среди развалин И плачет жалобно: "К у д а,  к у д а,  к у д а?!"».

 В 1193-м, в пышном городе Дамаске, во всём великолепии заслуженной славы от неожиданной хвори покинув тело, к возлюбленному им Пророку (кто усомнится!?) вознёсся дух великого Салах-ад-Дина. Скорая смерть его не расплата ли за напоказ казнённых в Дамаске рыцарей, хотя бы они и сами своей жестокостью казнь на себя навлекли? А может быть великий султан просто сделал всё ему на земле предречённое, и Пророк пожелал видеть его в своём окружении?.. Кто знает?! Но горько оплакивал – за освобождение от заморских пришельцев чтил своего героя благодарный Восток. Что делать: «Б у д ь  п а д и ш а х о м  т ы  и л ь  н и щ и м  на базаре, – Цена тебе одна: д л я   с м е р т и  с а н о в  н е т!»
 
Силач и голубоглазый красавец Ричард на пять только лет переживёт славного противника своего - названного брата Салах-ад-Дина. После подвигов в Палестине счастье и былые союзники оставили храброго короля. Французского короля уверили, либо он сделал вид, что уверился, будто коварный Ричарда хотел выдать его, Филиппа II Августа, Салатдину и вообще своим договором с султаном предал дело крестоносцев. Когда выгодно поверить - верят любой нелепости: уж об этом-то официальная история много наслышана. После этого всего что есть благородный рыцарь?!

Какие святые слова правдивы, какие нет? –
На скольких языках спорят люди сколько тысяч лет?!
Сердца голос от голоса страсти – Увы! – неотделим.
Каждый думает: вот, сокровенная суть – открыта ему –
                – Истина сказана только им...

И за истину каждый драться готов:  разрушать города,
Убивать, ради божией славы насечь голов;
И потом у Святого Престола ловить одобренья ответ,
Не внимая: где блеск клинка – больше Истины нет,
                – Милосердия нет и Бога нет.
                *****************

Отплывший домой в Англию осенью в 1192 из-за жестоких бурь королевский корабль родного берега не достиг. Вынужденный высадится близ Вены Ричард был схвачен и не без тайного участия Филиппа II (умел этот король оставаться будто в стороне от нечистых дел!) передан германскому королю Генриху VI, у которого в плену провёл два года: назареянин у назареян; лев у хорька, - как говаривали. С трудом договорившийся о выкупе из плена и наконец вернувшись в Англию, Ричард на родной земле пробыл очень недолго, в том же 1194 отправившись морем в землю франков отстаивать своё право на герцогство Нормандию.

 Да!.. больше всего на свете Ричард Львиное Сердце любил повоевать, - уж это истории точно известно! И большую часть жизни воевал английский король за пределами своей страны. В родной Англии  двое грызущихся младших братьев Ричарда сеяли смуту, покупая и перекупая себе сторонников. За морем Франции в беспрестанных стычках с войсками Филиппа Августа с азартом отстаивал Ричард своё право на Нормандию вплоть до года 1199, когда при очередной осаде в сравнении с Иерусалимом небольшой крепости он был смертельно ранен выстрелом из арбалета. Из чего следует полезный вывод: если у тебя есть целая страна - остров, наводи порядок дома и не лезь воевать на ином берегу. В красивой смерти, впрочем, судьба Ричарду не отказала: любимый сын, он скончался на руках своей 77-летней матери герцогини Алиеноры Аквитанской, в молодые годы прекрасной дамы столь исторически яркой, что для описания её разнообразных коварных деяний потребуется отдельный роман.

 Храбрый был человек Львиное Сердце, но особенно человеколюбивым его никак не назовёшь. А это его второе менее известное прозвище - "Ричард Да-и-Нет"?! Да и султан Салах-ад-Дин, на европейский лад - Салатдин милосердным бывал скорее в выгодных для себя условиях. Видно, милосердие-то с властью не слишком совместимо?! Если же таковы высокие вожди, каковы же исполнители?!

Бесчисленны волны морские кораблик несут над пучиной.
Бесчисленны страсти людские швыряют кораблик на скалы
И топят  в бездонной пучине. О, страсти!.. Нельзя избежать вас?!
Противоречья – смиритесь. О, Разум! останься судьёю!

Я врач. Я недуги врачую. Мне древние книги внушают:
Будь верен святому искусству – дар Неба людскому безумью.
Но мучаюсь трепетной мыслью: достойны ли люди целенья?
Смиряет болезнь  негодяя, лжеца немота усмиряет...
Достойны ли все исцеленья?! Ах, кто этой мыслью не мучим –
                не врач он, ремесленник только!***
             ***************************

Именуемый на Западе Салатдином султан Салах-ад-Дин историческую сцену успел покинуть во время в полном зените своей славы, а сэра Львиное Сердце сгубило излишняя страсть к войне. Как в будущем скажет известный английский писатель: "...Он сражен в бою  У замка дальнего в чужом краю; И в грозном имени его для нас Урок и назидательный рассказ!".****

В чужом краю - во Франции храброму Львиному Сердцу суждено было быть похороненным по частям. Не нелепо ли, что внутренности Ричарда - во французском городке Шалю, что близ места его смерти; тело храброго рыцаря погребено в Королевском аббатстве Фонтевро, а забальзамированное сердце покоится в соборе Нотр-Дам в городе Руане.

Зачем же бренное тело и его отдельные части верующие в бессмертие души назареяне уравнивают с бессмертной душой?! После второго моего возвращения на Запад видал я надгробие храброго Ричарда во Франции, в королевском аббатстве: будто заживо спящий с мечом на груди только каменный король... Аббатство Фонтевро***** стало привлекать паломников, конечно, в меньших числах, чем Иерусалим, но всё-таки в достаточных.

 Живой Ричард был для франков врагом, мёртвый же стал героем?! Зачем всё это?! Не лучше ли оставить после смерти даже безымянные стихи и полезные медицинские рецепты?! Когда душа бессмертна, не лучше ли просто оставить о себе добрую память?! Помнящие наши доброе деяния рано или позже тоже уходят из этого мира, но память остаётся рассеянной в пространстве, как учат древние мудрецы.

Да, немало громких имён стерла рука рока за недолгий по меркам вечности срок! Ещё более покинуло мир беззвестных смертных. Я же, возмужавший и с уроками хакима поумневший (мне хочется так думать!) вчерашний шальной мальчишка, был – чудо из чудес! – жив. На залитом кровью жарком ристалище истории крови на мою долю выпало совсем немного и по необходимости. Предполагало ли небо пользу в моём существовании?! Уж верно предполагало пользу, когда я попал в ученики к хакиму! «Я  д у ш у  п о л у ч и л  на подержанье только И возвращу её, когда наступит срок...» – то пока ещё были только красивые, зачаровывающие слова для ученика премудрого лекаря: «Н о  я, п о к у д а   ж и в, тревожится не стану  О дне, что отошёл, и дне что не Рождён...».

  «Ж и з н ь  о т ц в е т а е т,  г о р е с т н о  л е г к а...» – сколько же раз весна осыпала лепестки к ногам верного почитателя гения из Нишапура и непревзойденного Сины – падишаха лекарей, прозванного Авиценной?.. Если верно, что старят страсти, хаким Хасиль был не стар, свежестью мысли сияло лицо, но серебрилась борода, лучились морщинки у висков, под искорками лукавого веселья на дне глаз дремала вековая печаль: «В  г л у б и   н е б е с – б о к а л, невидимый для глаз; Он уготован там для каждого из нас. Поэтому, мой друг, к его краям устами  Прильни безропотно, когда придёт твой час».
 
  Под отзвуки так и не докатившегося до сердца Палестины Четвёртого Крестового нашествия****** через мне хорошо знакомые Яффские ворота безмятежно въехав, через Львиные – из Иерусалима выехав, в гуще бурь земных всезнающий и бурям непричастный белоснежный учитель мой хаким следовал в свой последний земной дом, должный теперь вмещать весь мир. По прежнему гордо Хаким взирал на небо, и звезда рубина на чалме царственно сияла в ответ сестре своей – звезде небесной.
 ________________________________

*Третий крестовый поход (1189-1192 гг. н.э.) был инициирован римскими папами Григорием VIII и затем Климентом III. В Третьем походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов - германский император Фридрих I - Барбаросса из династии Штауфенов, французский король Филипп II Август - представитель династии Капетингов, австрийский герцог Леопольд V Бабенберг и английский король Ричард I Львиное Сердце из династии Плантагенетов. Также союзником европейских монархий выступил правитель Киликийской Армении Левон II. При союзе трёх могущественных королей и двух в Европе почти равных королям правителей будущая военная компания вселяла великую надежду отвоевать святой град Иерусалим. К разочарованию христианского мира надежда эта не оправдалась.

 Четвёртый крестовый поход (1002–1004 гг.) и Пятый к-й поход (1217–1221 гг.) были для европейцев, практически, безрезультатны.
_____________________

**2 сентября 1192 года был заключён Яффский договор. Ричард добился для христиан свободы доступа к святыням без внесения таможенных сборов и пошлин на проживание в Иерусалиме, султан Салах-ад-Дин признал прибрежные земли Сирии и Палестины от Тира до Яффы владениями крестоносцев. Крепость-город Яффа стала местом, куда морем прибывавшие паломники, дожидались там разрешения на продолжение пути до Иерусалима

*** Из Авиценны вольный перевод стихами автором этого романа. Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна: врач, учёный, мудрец (980—1037).  Авиценна - латинское искажение арабского отчества "Ибн Сина", что означает "Сын Сины".

****Цитата из известного романа сэра Вальтера Скотта "Айвенго". Действие романа происходит как раз после возвращения Ричарда Львиное сердце из плена в Англию. 

*****Королевское аббатство Фонтевро  — один из известнейших средневековых монастырей Франции, место погребения Генриха II Плантагенета и Ричарда Львиное Сердце. Аббатство Фонтевро находится на границе между Анжу и Пуату, близ городов Сомюр и Шинон.
               


Рецензии