Падение России, ч. 1

Утром 17 августа 1991 года, когда я, неважно проспав ночь, проснулась в московской гостинице, у меня появилось ощущение приближающегося чего-то очень нехорошего. В окне на меня глядел большой чёрный ворон. Сидел он молча, недвижно. На душе у меня было чувство какой-то недоброй неопределённости.

В голове родились строки, которые были оформлены в стихотворение:

ЧТО-ТО СЛУЧИТСЯ…
В предчувствии путча

Светлый луч из–за туч…
Мне сегодня не спится.
Пью и пью я всю ночь,
Чтобы боль превозмочь,
Но водой не напиться.

День пройдёт, ночь пройдёт.
Что-то в мире случится.
Дождь по стёклам стучит
И, в заботе, ворчит.
Он не мог ошибиться.

Погашу огонёк,
Хватит маяться дурью.
День наступит опять,
В окнах будут мерцать
Звезды в небе лазурью.

17 августа 1991г.

Оставив курсы, благо это было последнее занятие на них, я в тот же день вернулась в Сыктывкар.

Что же это был за день, да и ряд последующих дней, что на меня, да и на всю страну, так повлияло?

Тогда же, 17 августа, в закрытой гостевой резиденции КГБ - на объекте "АБЦ" - состоялась тайная встреча будущих членов ГКЧП, на которой было принято решение ввести чрезвычайное положение с 19 августа, сформировать ГКЧП, потребовать от Горбачева подписать соответствующие указы или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Геннадию Янаеву.

Ельцина условились задержать для беседы с министром обороны Язовым на аэродроме "Чкаловский", как только он вернётся из Казахстана. Затем решили действовать в зависимости от результатов переговоров.

На следующий день, 18 августа, представители комитета вылетели в Крым для переговоров с Президентом СССР Михаилом Горбачевым, находящимся на отдыхе в Форосе. Там заговорщики наметили заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Горбачев, неожиданно для них, дать им свое согласие отказался. После шестнадцати часов на президентской даче были отключены все виды связи, в том числе и канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР.

19 августа 1991 года был организован путч, названный позже Августовским - попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятая самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП).

В 4 часа утра Севастопольский полк войск КГБ СССР заблокировал президентскую дачу в Форосе.

С 6 часов утра на Всесоюзном радио начинают передавать сообщения о введении в некоторых районах СССР чрезвычайного положения, зачитывают указ вице-президента СССР Геннадия Янаева о его вступлении в исполнение обязанностей президента СССР в связи с нездоровьем Горбачева, озвучивают заявление советского руководства о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, а также обращение ГКЧП к советскому народу.

В состав ГКЧП вошли:
вице-президент СССР Геннадий Янаев,
премьер-министр СССР Валентин Павлов,
министр внутренних дел СССР Борис Пуго,
министр обороны СССР Дмитрий Язов,
председатель КГБ СССР Владимир Крючков,
первый заместитель председателя Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев,
президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.

К 7 часам по приказу Дмитрия Язова по Москве двинулись 2-я мотострелковая Таманская дивизия и 4-я танковая Кантемировская дивизия. Маршем на боевой технике также начали движение к столице 51-й, 137-й и 331-й парашютно-десантные полки.

В 9 часов утром в Москве у памятника Юрию Долгорукому начался митинг в поддержку демократии и Ельцина.
В десятом часу в Белый дом (Дом Советов РСФСР) с соратниками прибывает Борис Ельцин, но в телефонном разговоре с Крючковым он отказывается признать ГКЧП.

В 10 часов прибывшие войска занимают отведённые им позиции в центре Москвы. Непосредственно у Белого дома располагается бронетехника батальона Тульской дивизии ВДВ под командованием генерал-майора Александра Лебедя и Таманской дивизии.

Ближе к полудню на Манежную площадь прибывают первые колонны демонстрантов. Мер по разгону толпы не предпринималось. У Белого дома собрались несколько тысяч граждан, к ним вышел Борис Ельцин, зачитал с танка "Обращение к гражданам России", в котором назвал действия ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом". Обращение подписали президент России Борис Ельцин, председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов.

В 12.30 Борис Ельцин издал Указ № 59, где создание ГКЧП было квалифицировано как попытка государственного переворота. Демонстранты возле гостиницы "Националь" перегородили двумя троллейбусами Тверскую улицу. Около 14 часов собравшиеся у Белого дома начали сооружение импровизированных баррикад.

В 14 часов 30 минут сессия Ленсовета приняла Обращение к президенту России, отказалась признать ГКЧП и вводить чрезвычайное положение.

В 15 часов 30 минут на сторону Ельцина перешла танковая рота майора Евдокимова: 6 танков без боеприпасов.

В 16 часов Указом Янаева в Москве введено чрезвычайное положение.

К 17 часам Ельцин издаёт Указ № 61, которым союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, переподчинялись президенту РСФСР.
В то же время в пресс-центре МИДа началась пресс-конференция Геннадия Янаева и других членов ГКЧП. Отвечая на вопрос, где сейчас президент СССР, Янаев ответил, что Михаил Горбачев находится "на отдыхе и лечении в Крыму. За эти годы он очень устал, и требуется время, чтобы он поправил здоровье".

В Ленинграде на Исаакиевской площади прошли многотысячные митинги. На митинги против ГКЧП люди собирались в Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Тюмени и других городах России.

В Белом доме Верховный Совет РСФСР передал обращение к гражданам, в котором их просили разобрать баррикады перед Белым домом с тем, чтобы верная российскому руководству Таманская дивизия могла подвести свои танки на позиции у здания.

20 августа в 5 часов утра к Ленинграду выступили Витебская дивизия ВДВ КГБ СССР и Псковская дивизия МО СССР, но в город не вошли, а были остановлены в семидесяти километрах от города, под Сиверской.

В 10 часов массовый митинг на Дворцовой площади в Ленинграде собрал около 300 тысяч человек. Военные заверили, что армия вмешиваться не будет.

К 11 часам редакторы 11 независимых газет собрались в редакции "Московских новостей" и согласовали выпуск "Общей газеты", которую в экстренном порядке зарегистрировали в Министерстве печати РСФСР. Газета вышла уже на следующий день.

В полдень у Белого дома начался согласованный митинг, на который собралось около ста тысяч человек. Митинг у Моссовета собрал около 50 тысяч участников.
В связи с неплановой госпитализацией премьер-министра СССР Валентина Павлова, временное руководство Советом министров СССР было возложено на Виталия Догужиева.

В России создается временное республиканское министерство обороны. Министром обороны назначен Константин Кобец.

В вечерней программе "Время" зачитали сообщение о введении в столице комендантского часа с 23 часов до 5 часов.

В ночь на 21 августа в подземном транспортном туннеле на пересечении Калининского проспекта, ныне это улица Новый Арбат и Садового кольца - улица Чайковского, - забитом бронетехникой БМП, во время маневрирования погибли трое гражданских лиц: Илья Кричевский, Дмитрий Комарь, Владимир Усов.

21 августа в 3 часа Главком ВВС Евгений Шапошников предложил Язову вывести войска из Москвы, а ГКЧП "объявить незаконным и разогнать".

В 5 часов состоялось заседание коллегии Минобороны СССР, на котором главнокомандующие ВМФ и РВСН поддержали предложение Шапошникова. Язов отдал приказ о выводе войск из Москвы.

К 8 часам армейские подразделения, введенные в Москву 19 августа, покинули Москву.

К 11 часам собралась чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР. В её повестке дня один вопрос - политическая ситуация в РСФСР, "сложившаяся в результате государственного переворота".

После 14 часов в Крым к Горбачеву вылетел Ил-62 с путчистами на борту. Через несколько минут после их вылета прибыла группа из 50 сотрудников МВД РСФСР, которые должны были арестовать членов комитета.
Горбачев отказался принять путчистов и потребовал восстановить связь с внешним миром.

Следом за первым самолётом, около 17 часов, к Горбачёау в Форос вылетели вице-президент РСФСР А.Руцкой и премьер-министр И. Силаев.

В 22 часа Борис Ельцин подписал указ об аннулировании всех постановлений ГКЧП и о ряде перестановок в Гостелерадио.

22 августа в половину второго ночи в Москве во Внуково-2 прибыл самолет Ту-134 с Руцким, Силаевым и Горбачевым.

Большинство членов ГКЧП были арестованы. В Москве объявлен траур по погибшим.

С 12 часов начался митинг победителей у Белого дома. На митинге выступили Ельцин, Силаев и Хасбулатов. В ходе митинга манифестанты вынесли огромное полотнище российского триколора; президент РСФСР объявил о принятии решения сделать бело-лазорево-красный стяг новым государственным флагом России. Этот ставший государственным флаг России, триколор, впервые был установлен на верхней точке здания Дома Советов.

Ночью с 22-го на 23 августа по распоряжению Моссовета при массовом скоплении митингующих на Лубянской площади демонтировали памятник Феликсу Дзержинскому.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.