Калининградское ВАТУ. Про строевую и перьевую

Калининградское Военное Авиационно – Техническое Училище. КВАТУ. Три года обучения. Три курса, отличающиеся друг от друга количеством нашивок на левом рукаве. Желтые полоски рассказывают о социальном статусе в училище. Одна полоска, "минус" – первый курс. Дополняется удивленно-испуганным выражением лица. Первый год в армии, всего боюсь и опасаюсь. Толком ничего не знаю. Обреченно принимаю оплеухи от жизни. Трудно дается опыт. Офицерские звания знаю до полковника включительно и твёрдо. Дальше – теоретически и начинаю путаться. А почему генерал-лейтенант главнее генерал-майора? Знаю, но не понимаю. Как теорему косинусов…

Две полоски – второй курс. Уверенность в своих силах. Почти что "дедушка русской авиации" и знаток всех армейских традиций. Любознателен и самоуверен, как шестимесячный щенок. Так же получает от жизни щелчки по носу. На хозработах трудолюбив и производителен, как трактор. Канаву от забора и до обеда? Да легко!

Третий курс – господа офицеры. Квадратная нашивка с тремя полосками имеет пропорции идеальные. На нее можно смотреть вечно… Куда там Малевичу со всеми его квадратами. Круче рукав только у капитана Врунгеля в одноименном мультике – нашивки от плеча до кисти.

Вот бы иметь такую "машину времени", что рычажком щелкнуть – и у тебя вместо "минуса" на рукаве широкая нашивка третьекурсника… Пара месяцев до выпуска.

Всего в училище около трех тысяч курсантов. По тысяче на каждом курсе. Да плюс еще обслуживающие училище солдаты роты ПС – бывшие курсанты, дослуживающие до ближайшего дембеля. Да плюс преподаватели и командиры батальонов-рот-взводов. Многолюдно…

Военно-воздушные силы требуют специалистов. Учимся. Учимся хорошо. Стараемся. Можно, конечно, учиться плохо. Но плохо учиться трудно. Очень трудно. Основной принцип в армии: "не умеешь – научим, не хочешь – заставим". Для стимулирования умственных способностей и развития памяти существует много эффективны способов и действенных методов. От индивидуальных (наряды вне очереди, хоз.работы, запреты на увольнения и отпуск в родной казарме), до коллективных (строевая подготовка всем классным отделением в свободное время, воскресного кросса на десять километров и комсомольского собрания).

О том, насколько строевая подготовка и многокилометровые кроссы вкупе с тренировками на полосе препятствий стимулируют умственную деятельность осознал буквально в первый дни службы, на КМБ. [КМБ – курс молодого бойца]

Насколько становился умнее после пары часов строевой подготовки – прямо самому удивительно. Вроде и так не глуп, но так IQ подскакивает, когда пропотевшие и уставшие садимся в прохладную аудиторию "еврейского" цикла. Математика… С каким вниманием слушаем гражданского преподавателя. С каким усердием записываем лекции в тетрадку. Алгебра, геометрия, тригонометрия… Как все просто, понятно, логично. И главное – жизненно! Лагорифмы и функции. Производные. Интегралы и дифференциалы. Синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы…

Заканчивается "пара" учебных занятий, а уходить из аудитории не хочется. Так бы и сидел тут до самого вечера, до самого отбоя учился сложным и нужным наукам…

Завидуем курсантам старших курсом. Они учатся.  Уроки с самого утра и до вечера. А потом еще и САМПО (самоподготовка) до ужина. Скорее бы уже и у нас началась учеба. Но учеба только с 1 сентября… А сейчас нас ждет раскаленный солнцем плац и полтора часа строевой подготовки. У нас – КМБ.
- Левой! Левой! Левой! Смирно! Равнение на… право! Плохо! Еще раз! Четче шаг!!! Левой! Левой!
Подошвы ног жжет. Кажется, что в сапоги налит кипяток. Портянка сбилась и на лодыжке снова мозоль натерта. Скорее бы взводный объявил перекур – перемотать портянки.
После строевой – тренировка на полосе препятствий. Не все укладываются в норматив. Будем тренироваться! Для полного удовольствия ещё и кросс на три километра. Зачет по последнему…

Как то незаметно привыкли. Втянулись в ритм военной жизни. Мозоли зажили. Ступни огрубели. Сапоги обмялись по ноге, форма по фигуре. На спортгородке занимаемся с удовольствием (или почти с удовольствием). Полоса препятствий не кажется такой длинной и сложной. Лабиринт пролаешь не столько силой ног, сколько рук. На стенку взлетаешь инерцией, только разогнаться, да ногой упереться – перелетаешь не коснувшись. И на разрушенном мосту ноги уже не дрожат и сапоги не скользят. Но в прохладной спокойной аудитории записывать в тетрадь науки все таки приятнее.

Долгожданные учебные занятия первого семестра начались как то до обидного обыденно. Столько времени ждали и мечтали о них… Просто стало меньше строевой и больше занятий в аудиториях. На доске документации, что около дневального, висит расписание занятий на каждый день. Четыре пары ежедневно. Восемь часов учёбы… Занятия идет "парами". Пара – это подряд два академических часа по 45 минут без перерыва между ними. Полуторачасовой урок. Между парами десятиминутный перерыв. За это время нужно успеть перейти из аудитории в аудиторию. Зачатую из одного учебного корпуса в другой. Третий учебный корпус в противоположном конце, неподалеку от КТП. Туда вообще нужно бегом, что бы успеть. Еще покурить нужно успеть.
Три пары прошло, на обед. После обеда короткий отдых в казарме и после обеда еще одна пара занятий и самоподготовка до ужина.

Учебников, конечно же, на всю курсантскую братию не хватает. Откуда набрать столько? Основной принцип военного училища – все должно быть записано в конспекте. Коротко, ясно, со схемами и комментариями. Своим почерком. Конспект всегда под рукой. Или в сумке, или в тумбочке. В любое время дня и ночи можно открыть и посмотреть, поучить и освежить знания. Подробность конспекта и красочность его оформления зависит только от художественного вкуса автора (конспекта). Преподаватели настаивают, что бы для ведения конспекта обязательно использовали толстые, так называемые "Общие" тетради, 96-ть листов. Да желательно большого формата, А4. Да и то в один конспект не всякий предмет уместится.

Записей в конспект вносим часто и много. На каждой паре… Бывает, что две-три пары подряд записываем непрерывно. Рука устает, кисть сводит болью, а преподаватель и не думает дать передышку.
- Кто не успевает записывать – оставляйте место, потом восполняйте конспект у более шустрых и умелых писателей.
Особенно много приходится записывать на лекциях по Истории Партии. Ведущий наш преподаватель, подполковник Шелухин, беспощаден: "Успевайте записывать!"

Интенсивное конспектирование вырабатывает особый почерк: мелкий и в каждой клеточке. Чем мельче, тем быстрее записываешь. Быстро избавился от своего школьного, крупного почерка. Пишу мелко и в каждой клеточке. Кто то из ребят ухитряется в каждую клетку уместить две строчки. Но другая проблема: советские шариковые ручки давали довольно толстую линию. Очень мелко писать таким шариком просто невозможно. Неразборчиво получается. Стержни с тонким шариком – огромный дефицит. Если удавалось заиметь такой, хранил бережно. Заканчивается в стержне паста – вытаскиваешь весь наконечник и вставляешь в другой стерженёк. Но надолго все равно не хватало. Все таки бумага и паста, это довольно сильный абразив. Даже твердый вольфрамовый (или какого то другого твердого сплава) шарик стачивался, начинал писать жирно и в конце концов протекал. На два-три стержня хватает, не больше…

Выход нашелся – перьевая ручка! Некоторый опыт использования перьевой ручки у меня имелся. Мама уважала перьевые и мне иногда давала "побаловаться". В старших классах брал ее даже в школу, вызывая зависть одноклассников. Советский "ручкопром" работает исправно. В книжных и канцелярских магазинах дефицита перьевых ручек нет, несколько моделей на выбор. Цены доступны даже для бюджета курсанта-первокурсника. Флакона чернил "Радуга" хватает надолго, цена копеечная. В нашем книжном магазине, расположенном в соседней казарме, выбор авторучек обширный и чернил несколько цветов.

Перо скользит по бумаге легко, почти без усилия. Записывать можно быстро, рука не так устает. Линия тонкая, различим и читаем самый мелкий почерк. А если перевернуть ручку и писать "обратной" стороной пера, то линия и вовсе становится как волосок: тонкой-тонкой…

Наслаждаться новой перьевой ручкой подолгу не удается. Спустя какое то время толщина линии увеличивалась. Хочешь, не хочешь, почерк становился крупнее, неразборчивее. Ручку в конце концов приходилось покупать новую. И все начиналось сначала – тонкая линия постепенно утолщалась. На сколько хватает перьевой ручки? Ну примерно на месяц, может на два. Знатоки поясняли, что перья советских ручек изготовляются из мягкого железа. Они быстро истираются бумагой. О том, что бумага это абразив, для меня оказалось новостью. Считал, что бумага – она мягкая. А она вон как – сталь истирает не хуже наждака… Да и чернила разъедают металл пера.

Предел мечтаний – китайская автручка с "золотым пером". Китайцы наплавляют на кончик пера очень твердый шарик. То ли вольфрамовый, то ли победитовый. Не страшны ему самая шершавая бумага. Не истирается вовсе! Перо стальное, но с золотым напылением. Под тонким слоем благородного металла перо не окисляется. Ручка вечная! Вот только в свободной продаже никто и никогда их не видел. Во всем взводе имелось несколько китайских авторучек. Папы или мамы, моряки торгового флота, привозили такую роскошь из буржуйских портов. Или покупали за большие деньги у тех же моряков торгового флота… Китайская авторучка с золотым пером – предмет зависти всего взвода. И берегли их пуще глаза!

Ручка заместителя командира взвода Славы Рыбалкина в золотистом корпусе. Пишет так, что мне и не мечтать. Плавные линии корпуса, острие желтенького пера выглядывает из отверстия кончика.Над пером золотая стрелочка. Никто даже не сомневается, что перо действительно позолоченное. Рыба из сухопутного города Харькова. Папы – моряка у него нет. Откуда такая роскошь? Не колется… Сменяешь? На что хочешь! Но увы – нет у меня ничего, даже примерно равного ей по ценности. Да и денежного эквивалента такая перьевая ручка не имеет.

Продолжаю пользоваться советскими перьевыми ручками. Хорошее китайское перо – в далёком офицерском будущем.

Фото Бирюкова Валеры. Наш класс около входа в казарму после занятий по тактике.


Рецензии
Словно доклад - лаконично, по-сути и самое главное... в каждой фразе чувствуется "школа"!
С уважением,

Алекс Сидоров   04.01.2020 13:06     Заявить о нарушении
Спасибо Алекс! Согласен - это была "школа жизни". С уважением Николай.

Николай Валентинов   08.01.2020 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.