Начальник тишины. 44. Рукопись VII

(Начало: http://www.proza.ru/2019/11/16/1101)

Рукопись "Начальник тишины"

VII. Человек, человечество, Христос

      * Красота спасла мир!.. Но мир этого не признал. Красота — это Христос.
      * Удивительно, насколько порой внешний человек отличается от внутреннего, особенно у мирских людей.
      Вот красавица, как бы пышущая весенней свежестью, но, посмотрев на ее душу, увидите иссохшую, жалкую, сгорбленную старушонку.
      А вот преступник, внушающий всем страх, самоуверенный, дерзкий, сильный… А душа его — маленький мечущийся зверек с обреченно-грустными глазами.
      И таких примеров множество. Потому не стоит спешить судить людей по внешности: если бы нам было дано зреть человеческие души, то мы поняли бы, что все, все без исключения заслуживают жалости и сострадания, нуждаются не в осуждении, а в молитвах о них, дабы Господь исцелил их.
      А когда Божественная любовь исцеляет душу, то преображает и внешность человека. Это можно заметить, вглядевшись в лица святых и не только на иконах, но и на портретах и фотографиях праведников нашего времени. Вот где торжествует божественная гармония! Если вам доводилось видеть смиренные, кроткие, лучезарные лица Оптинских и Валаамских старцев, то вы согласитесь с верностью этих слов.
      * Когда встречаются две души, тоскующие по Богу, то им не нужно объясняться: они понимают друг друга без слов.
      * Я обидел человека, и мне больно от этого. Но я благодарю Бога за эту душевную боль, потому что эта рана говорит мне: «Исцели меня покаянием».
      А сколько раз я обижал и даже убивал ближних словом, делом, помышлением, не чувствуя при этом боли, а должен был чувствовать такую же боль, как если бы били меня.
      Моя бесчувственность страшна, потому что в загробной жизни моей души эта боль обязательно проявится, но там уже не будет возможности принести покаяние. Мы убиваем своих братьев, не догадываясь о том, что всякое убийство в конечном счете — самоубийство. И бродим мы, сердцем окаменевшие каины, по лицу земли.
      Мы все — единый Адам, каждый человек — клеточка человечества, но, увы, каждая клеточка чувствует живой только себя, а остальные клетки ей кажутся омертвевшими. Но ведь это не так. И бьет Адам-человечество само себя. И вся накопившаяся боль пронзит нас за гробом, когда все сокрытое станет явным.
      Одно здесь средство спасения — церковное покаяние. В Церкви, в Новом Адаме, клетки тела могут чувствовать друг друга, а потому могут жалеть и любить друг друга, и болеть друг за друга хорошей болью, болью не к смерти, а к исцелению.
      * Мы поклоняемся святым иконам почитательным поклонением. А что такое икона Господа? Это Его образ, изображение. Но ведь и человек создан по образу Божию. Потому умное делание призывает нас любить и жалеть человечество, поклоняясь в нем образу Божию и оплакивая искажение этого образа после падения праотцев.
      * Мы ищем покоя. Но тайна покоя в том, что истинный покой рождается от истинного смирения. То есть кто смиренно относится к себе, тот покоен даже среди напастей и притеснений. Потому страстный человек и в пустыне не вкусит покоя, а смиренный почивает на лоне блаженного покоя и на городской площади.
      * Господи, избавь меня от меня самого.
      * Если бы все люди опустились на колени и испросили друг у друга прощения, то вмиг бы отверзлись заржавевшие двери сердец наших, и обрели бы мы Царствие Божие, которое внутри нас.
      * Бог – Абсолютное Добро.
      Добро, воюющее со злом, — это земное понятие; тайнозрительно Добро – абсолютно. Потому слабые места церковной политики — это полемичность, критичность и т. п. Борьба со злом как бы подтверждает, что зло живо. Не нужно вступать в борьбу со злом его же методами, но нужно отсекать зло, не признавать его живым и сущностным, по тому же принципу, как Святые Отцы учат бороться с вражьими прилогами: не беседовать, не спорить, не противоречить, не ругать, а просто сразу отсекать и обращаться к Богу, то есть Абсолютному Добру, в молитве.
      Любая полемика, спор — недушеполезны. В споре не рождается истина. Вспомним Архангела Михаила, не спорившего с сатаной, а говорившего ему: «Да запретит тебе Господь». Победа христианина над злом — это всецелое обращение к Добру.
      Необходимо осознать, что в конечном счете Христос и Царство Божие абсолютно восторжествуют над мировым злом. А в силу своей абсолютности Добро торжествует уже и сейчас, только нужно посмотреть на мир вневременным взором. Возможность так смотреть имеют только христиане.
      Поэтому инок может быть спокоен о том, что не участвует в жизни и борьбе мира, поскольку судьбы государств, стран, народов и даже Поместных Церквей будут покрыты и увенчаны торжеством и победой Добра.
      А вот для каждой отдельной личности исход борьбы добра и зла связан с ее свободным выбором. Поэтому главная драма и главная борьба — в душе каждого человека. Вот поле боя христианина.
      И результат сражения на этом поле для человека важнее, чем победа в тысяче славных мирских битв.
      * Человечество — единый Адам. Потому в кого бы мы ни кинули камень — попадем в себя.
      * Чтобы спасаться, нужно быть со Христом.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/03/1527)


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.